Открытый урок математики в 1-м классе по программе коррекционных образовательных учреждений VIII-го вида по теме "Числа от 1 до 9. Геометрические тела: куб, брус, шар"

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Тип урока: комбинированный

Цель: Познакомить с геометрическими телами – шаром, кубом, брусом. Повторить числа от 1 до 9.

Задачи:

Образовательные:

  • Повторить изученные геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник.
  • Познакомить учащихся с геометрическими телами: куб, брус, шар.
  • Учить различать в окружающем мире предметы, имеющие форму изучаемых геометрических тел и фигур.
  • Формировать навык счёта в пределах 9, сравнения чисел, соотнесения числа с количеством предметов.
  • Учить решать простые задачи и оформлять их решение.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать пространственное представление и ориентировку, тактильное восприятие, мыслительные операции (умение работать по словесной инструкции, классифицировать, складывать из частей целое, сравнивать), произвольное внимание.
  • Продолжить работу по формированию правильного произношения, расширять представления об окружающем мире, пополнять словарный запас.
  • Развивать мелкую моторику кистей рук.
  • Развивать навык самоконтроля.

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие, усидчивость, интерес к математике и окружающему миру.

Межпредметные связи: окружающий мир

Оборудование:

Демонстрационный материал:

  • Плакат “Арена цирка”, картинка с изображением клоуна, картинки с изображением “цирковых актёров”.
  • Набор геометрических фигур и геометрических тел.
  • Предметы, имеющие форму шара, бруса, куба.
  • Наборное полотно “Цифры, знаки”

Раздаточный материал:

  • Набор цифр, арифметических знаков, знаков равенства и неравенства.
  • Неравенства в картинках.
  • Занимательные письменные задания на листах.
  • Конверты с разрезными картинками.

ТСО:

  • Компьютер
  • Проектор
  • Экран

Презентация к уроку “Цирк, цирк, цирк”.

ПЛАН УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Сообщение новой темы.

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление изученного материала. Практическое применение нового.

6. Итог урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие.

Какой у нас сейчас урок? Какое время года?

Вы были когда-нибудь в цирке? Кто там выступал?<Слайд 1> Длительность звучания музыки “Советский цирк” устанавливает учитель по своему усмотрению.

Сегодня на уроке математики мы тоже отправимся в цирк, где встретимся с разными цирковыми актёрами. Чтобы попасть в цирк, нужно получить у клоуна Степана билет. <Слайд 2> А для этого необходимо выполнить задание.

На каждой парте лежит лист с заданием.

Задание “Нахождение заданной цифры по образцу”.

Раскрасьте шарик с той цифрой, которая написана на шарике у клоуна. <Приложение 1>

Теперь мы можем отправляться в цирк.

2. Актуализация знаний.

На доске – плакат с изображением арены цирка и клоуна Степана.

Картинки с изображением артистов цирка перевёрнуты. Под картинками – числа.

Давайте узнаем, кто начнёт цирковое представление. Учащиеся называют число 1. Открывается картинка.

ПОПУГАЙ КЕША (№ 1)

Он на жёрдочке сидит,
Громко с нами говорит,
В оперенье разноцветном,
Всем издалека заметном.

Кеша очень любит играть с числами, знает, как они называются. Он просит поиграть с ним в его любимую игру.

На парте у учащихся набор цифр.

Задание:

  1. Разложите ряд чисел от 1 до 9.
  2. Какое число самое маленькое? Какое число самое большое?
  3. Покажите цифру 3. Хлопните в ладоши 3 раза.
  4. Покажите цифру 5. Хлопните в ладоши 5 раз.
  5. Покажите цифру 2. Хлопните в ладоши 2 раза.
  6. Покажите цифру 7. На что она похожа? (На кочергу).

Вот семёрка-кочерга. У неё одна нога.

  • Какая цифра похожа на лебедя? (Два)
  • Какая цифра похожа на две баранки?

Цифра восемь так вкусна: из двух бубликов она.

  • Какая цифра похожа на замок?

Цифра шесть – дверной замочек: сверху крюк, внизу кружочек.

  • Какая цифра похожа на воздушный шарик? (Девять)

Игра “День-ночь”.

На доске на наборном полотне числовой ряд от 1 до 9.

Какое число пропало?

Работа в тетрадях.

Откройте рабочие тетради. Запишите ряд чисел от 1 до 9.

Письменное задание “Соотнесение числа с количеством предметов”.<Приложение 2>

Посчитайте количество предметов на каждой картинке и соедините с числом, обозначающим это количество.

Сравнение чисел.

На парте у каждого ребёнка карточки с картинками на сравнение количества предметов. <Приложение 3>.

  1. Посчитайте количество предметов с левой стороны. Положите число.
  2. Посчитайте количество предметов с правой стороны. Положите число.
  3. Какое число больше, а какое - меньше? Положите знак неравенства.

Кеше очень понравилось, как вы трудились. Но ему пора лететь.

Следующим на арену цирка выходит ДРЕССИРОВЩИК (№ 2)

В цирке номер объявляют:
- Дрессировщик выступает!
Много у него сноровки,
Знает толк он в дрессировке.

Как вы думаете, кого он будет дрессировать? (Тигров и слонов).

Дрессировщик предлагает нам решить задачу.

Задача.

В цирке выступали 6 тигров и 2 слона. Сколько всего зверей выступало в цирке?

Решение задачи с помощью наглядного материала и запись решения в тетрадь.

Мы успешно справились с заданием дрессировщика. И нам пора сделать гимнастику вместе с гимнасткой цирка.

ГИМНАСТКА (№3)

Летит гимнастка, как пушинка,
Порхает, словно балеринка.
То вверх, то вниз, и вновь вперёд,
Все смотрят на её полёт.

Физкультминутка 1

Выполнять поочерёдно руками следующие движения со счётом:

Рука на поясе (1).
Другая рука на поясе (2).
Рука на плече(3).
Другая рука на плече(4).
Рука вверх(5).
Другая рука вверх(6).
Рука на плече(7).
Другая рука на плече(8).
Рука на поясе(9).
Другая рука на поясе(10).
Обе руки вниз, встряхнуть руками.

ПЁС ЖОНГЛЁР (№ 4)

Кто это прискакал на цирковую арену?

Жонглёр на сцене выступает,
Он сверху мячики бросает,
А сам на лошади сидит
И весело “гав-гав” кричит.

Словарная работа.

Жонглер - это цирковой артист, занимающийся жонглированием.

Жонглировать – это подбрасывать и ловить на лету одновременно несколько предметов.

Пёс-жонглёр очень любит геометрию. Он просит нас выполнить геометрические задания.

Какие геометрические фигуры мы изучали? (На стенде “Весёлая геометрия” изображение геометрических фигур).

Задание.

Назовите предметы, имеющие форму квадрата:

Носовой платок, рамка для фото,…

Назовите предметы, имеющие форму круга:

Тарелка, часы, …

Назовите предметы, имеющие форму прямоугольника:

Дверь, шкаф,…

Назовите предметы, имеющие форму треугольника:

Косынка, угольник,…

Практическая работа.

Расселите предметы по своим домикам.

3.Сообщение новой темы.

Все фигуры, о которых мы сегодня вспомнили, называются ПЛОСКИМИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ.

А есть ещё ОБЪЁМНЫЕ ФИГУРЫ. Они называются ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ТЕЛАМИ.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми геометрическими телами.

4. Изучение нового материала.

Демонстрация геометрических тел. <Слайд 3>

  • На что похож ШАР?
  • На что похож КУБ?
  • На что похож БРУС?
  • Назовите предметы, имеющие форму куба.
  • Назовите предметы, имеющие форму шара.
  • Назовите предметы, имеющие форму бруса.

Игра “На какое геометрическое тело похожи предметы?” <Слайд 4>

5.Закрепление изученного материала. Практическое применение нового.

Соедините линиями изображения геометрических тел с похожими на них предметами. Задание на листке. < Приложение 4>

ФОКУСНИК (№5)

Кто появился на арене цирка? (фокусник)

Из шляпы зайка вылезает,
Как оказался в ней, не знает.
Над ним волшебник цирковой,
Колдует, шевеля рукой.

Словарная работа.

Фокусник - это артист, показывающий фокусы.

Фокус – это ловкая проделка, ловкое представление, трюк, основанный на хитрости, проворстве и ловкости.

Вместе с фокусником мы поиграем в игру “Волшебный мешочек”.

На ощупь определить, что в мешочке лежит и на какое геометрическое тело похоже.

Физкультминутка 2

Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.

СЛОН (№ 6)

На арене цирка слон,
Вытянул свой хобот он.
В хоботе он держит мяч,
Неуклюжий, а лихач.

Давайте выполним задание слона.

Коррекция зрительно-пространственного восприятия.

Сложите из частей целое изображение (работа с разрезными картинками). <Приложение 5>

Кто у вас получился?

Я желаю вам получать только такие отметки как у цирковой Собачки на картинке.

6. Итог урока.

В гостях у кого мы сегодня были?

Какие задания предлагали нам цирковые артисты?

С какими геометрическими телами мы сегодня познакомились?

<Слайд 5> Спасибо за работу на уроке.

А вам сюрприз от клоуна Степана - картинка-раскраска с изображением клоуна. <Приложение 6>