Программное содержание:
Цель: Обобщение знаний детей о народном искусстве.
Задачи:
- Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.
- Закреплять представления о процессе создания игрушек.
- Развивать творческую инициативу.
- Воспитывать у детей уважение и интерес к народным игрушкам.
Техническое обеспечение: музыкальный центр.
Музыкальный ряд: русская народная мелодия.
Зрительный ряд: изделия народных мастеров.
Литературный ряд: художественное слово об игрушках.
Материал к занятию: народные игрушки, глина, станки, вода, стеки.
Предварительная работа: знакомство с творчеством народных мастеров, беседы о народных изделиях, лепка на занятии.
Ход занятия
Звучит русская народная музыка.
Воспитатель:
- Что за праздник?
- Что случилось?
Петрушка:
- Просто ярмарка открылась,
Приглашаю в сей же час
Всех на ярмарку я вас.
Продавайте, покупайте!
Про ребят не забывайте.
Покупайте для души
Ложки, кубки и ковши.
Наш товар весь расписной,
Посмотрите, вот какой.
Весь хотим вам показать
И подробно описать.
Дети подходят к прилавку.
Воспитатель:
- Посмотрите, какая интересная и знакомая для нас шкатулка и коробочка. Как же называется такой промысел?
Дети:
- Городец.
Ребенок:
- Есть на Волге город древний
По названию Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты
Ярко красными горя.
Чудо-птицы там порхают
Буд-то в сказку нас зовя.
Воспитатель:
Посмотрите, рядом на прилавке посуда. Как она называется? А какое время года напоминает?
Дети:
- Зиму.
- Гжель.
Ребенок:
- Поверить трудно, неужели
Всего два цвета? Чудеса!
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса.
Петрушка:
- Подходите, подходите,
На товары поглядите!
Привезли из далека
Мы не ситцы, не шелка,
И не кольца, и не брошки-
Расписные чудо-ложки!
Воспитатель:
- Ребята, посуда из чего сделана, как называется?
Дети:
- Хохлома.
Ребенок:
- Золотая хохлома
Как волшебница, Жар-птица!
Не выходит из ума.
Чародейка-мастерица
Золотая хохлома.
Воспитатель:
- Ребята, у нас в Татарстане были и есть мастера-умельцы, которые лепят посуду из глины. Как же называется такая посуда?
Дети:
- Татарская керамика.
Ребенок:
- Велик наш Татарстан
И талантлив наш народ.
О родных наших умельцах
Молва давно идет.
Петрушка:
- Почтеннейшие господа!
Посмотрите вы сюда.
Игрушки вятские
На все манеры
Вот вам барабан,
А вот и кавалеры.
У барынь алые щеки и губки,
Нарядные платья и теплые шубки.
Воспитатель:
- Петрушка, а наш дети знают такие игрушки. Как они называются?
Расскажите, в чем они схожи и в чем их отличие?
(Ответы детей)
Ребенок:
- Мы игрушки знатные,
Складные и ладные.
Мы повсюду славимся!
Мы и вам понравимся!
Воспитатель:
- Ребята, примем участие в ярмарке? Согласны ли вы быть мастерами? Если согласны, то
- 1,2,3,4,5
Начинаем мы играть.
Вправо, влево повернитесь,
В мастеров вы превратитесь!
Дети садятся за столы и начинают работать. (звучит народная музыка).
Подведение итогов.
Воспитатель:
- Посмотрим, как наши мастера справились с работой.
Петрушка:
- Все ли игрушки ладные?
- Чья работа больше нравится? Почему?
Воспитатель:
- Какая игрушка самая аккуратная?
Петрушка:
- Славилась Россия чудо-мастерами.
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Вы на ярмарке побывали?
Товар свой показали?
Все рассказали? Ничего не забыли?
Ну, а теперь прощайте!
В следующем году приезжайте!