Цели урока:
- познакомить учащихся с новым видом декоративно-прикладного искусства – изонитью, с основными приёмами заполнения элементов;
- научить размечать и заполнять углы;
- развивать абстрактное и логическое мышление; мускулатуру кисти руки; глазомер; остроту зрения; координацию движений рук под контролем глаз.
- воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность, точность, наблюдательность, аккуратность, желание творчески работать.
Материалы, инструменты и приспособления: картон, нитки, игла, ножницы, шило, шаблон, подложка, скотч.
Наглядные пособия, оборудование: поделки в технике изонить (закладки, панно, открытки), шаблоны, образцы заполнения углов
Ход урока
I. Организационный момент.
П. Новый материал.
1. Предлагаю учащимся:
А) рассмотреть поделки в технике “изонить” и ответить на следующие вопросы:
- как эти поделки выполнены;
- какие материалы использованы;
- что можно создать, используя эту технику;
- можно ли назвать процесс их изготовления творчеством, если да – то каким?
- к какому виду технологий можно отнести этот вид творчества и почему?
Совместно с учащимися выяснили:
- все поделки выполнены нитяными стежками на картоне;
- выполнить можно разные изделия- закладки, панно, открытки, валентинки …
- относится к художественному творчеству;
- вид технологий – художественная обработка материалов, ведь используя картон и нитки получаем что- то новое.
Б) кроссворд, ответив на вопросы которого, они узнают название рукоделия;
В) вспомнить (из материала предыдущего урока “Художественная обработка материалов”), что нужно, чтобы творить (создавать новое);
- ЗНАТЬ, что и как делали в этой области до нас;
- ОВЛАДЕТЬ основными видами ремесла;
2. Просмотр презентации.
3. Рассмотрев шаблоны, определяем, что они состоят из геометрических фигур - углов, окружностей и дуг; значит, необходимо ОВЛАДЕТЬ приемами заполнения этих фигур
4. Выясняем необходимый минимум инструментов и материалов для овладения техникой изонити.
Набор инструментов и материалов имеется в рабочих коробках на столах учащихся. Знакомимся с инструментами, определяем их достаточность и назначение, выясняем, чем можно их заменить: шило – иглой; в качестве подложки (предохраняющей стол при прокалывании картона) можно использовать тонкие пенопласт и поролон, ткань в несколько сложений.
5. Вспоминаем правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования при ручных работах (острые колюще-режущие инструменты и утюг).
III. Практическая работа “ Заполнение углов”
Начинам работать. Помним, что без труда не вытащить рыбку из пруда”
Не торопитесь: “Делаешь наспех – сделаешь на смех”.
Данные пословицы вывешиваю на доску.
1. на листе картона начертить прямой угол (линейка и простой карандаш)
2. разметить стороны угла точками через каждые 5мм;
3. наложив картон на подложку, проколоть картон в каждой из намеченных точек;
4. пронумеровать точки
5. вдеть нитку в иглу;
6. соединить точки согласно схеме на образце.
При выполнении практической работы решаем вопросы:
- начинать и заканчивать стежки на изнаночной стороне картона,закрепляя концы ниток скотчем;
- если не хватило нити для заполнения угла, то берем новую нить и начинаем ею работать с той точки на изнаночной стороне, где закончилась предыдущая; концы ниток закреплять скотчем;
- отверстия лучше прокалывать по изнаночной стороне картона, тогда на лицевой стороне проколы будут аккуратнее;
- чем меньше расстояние между проколами, тем четче и изящнее будет выглядеть работа, но займет больше времени.
IV. Анализ выполненной работы.
У. Самоконтроль, взаимоконтроль.
Определение типичных ошибок, причин их возникновения, способов исправления.
VI. Итоги урока.
А) с каким видом творчества познакомились?
Б) что необходимо для работы в технике “изонить”?
В) чему научились, выполнив практическую работу?
Г) что дает нам знакомство с различными видами творчества?
VII. Домашнее задание: найти в сети Интернет фотографии работ в технике “Изонить”, схемы, шаблоны.