Национальные виды спорта в нашей республике являются самыми популярными и в настоящее время ими занимаются не только в сельской местности, но и в городах. Сегодня якутские прыжки стали популярными на международном уровне, благодаря включению в программу Международных спортивных игр “Дети Азии” и в программу чемпионатов России по легкой атлетике. При этом правильная организация учебно-тренировочного процесса, средств и методики развития силовых качеств способствует к повышению уровня, мастерства, престижа национальных прыжков не только в Республике Саха (Якутия), но и привлечет интерес к занятиям этим видом спорта других субъектов Российской Федерации.
На сегодняшний день вопросы совершенствования тренировочного процесса в Республике Саха (Якутия) по данной дисциплине национальных видов спорта являются актуальными, однако рассмотрены недостаточно. Современная, всё более возрастающая конкуренция в Республике Саха (Якутия) в каждом из видов спорта, в том числе и по якутским национальным прыжкам, приводит тренеров и специалистов, занимающихся подготовкой спортсменов, к поиску новых методов и средств планирования, а также новых путей контроля тренировочного процесса.
Цель: Совершенствование методики развития силовых качеств учащихся по национальным прыжкам.
Задачи:
- Анализ литературных источников.
- Выявить уровень физической подготовленности.
- Выявить роль национальных прыжков в становлении личности .
- Доказать влияние национальных прыжков на развитие силовых качеств учащихся.
Объект исследования. Теоретические и методические основы спортивной тренировки и физического воспитания.
Предмет исследования. Применяемые средства развития силовых качеств учащихся старших классов по национальным прыжкам.
Гипотеза. Предполагалось, что в настоящее время в условиях Якутии не полностью используется весь арсенал средств развития силовых качеств учащихся старших классов по национальным прыжкам. Я предполагаю, что применение средств силовой подготовки, используемых в подготовительном периоде, окажет положительное влияние на воспитание силовых качеств учащихся по национальным прыжкам.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Исследовательская работа.
3. Наблюдение.
4. Тестирование.
Новизна исследования. Систематизировать применение национальных видов спорта. Разработать и применить программу элективного курса “Национальные прыжки”.
Практическая значимость.
- Систематизация применений национальных видов спорта и народных игр для развития тех или иных физических качеств учащихся.
- Внедрение программы элективного курса “Национальные прыжки”.
Якутские национальные прыжки для школьников 1-4-х классов вводятся в виде подвижных игр, в их число входят прыжки через скакалку, через набивные мячи, несколько безостановочных прыжков на одной, на двух ногах, с ноги на ногу, игра “прыжки с кочки на кочку”, эстафеты с применением различных прыжков, “лошадиный галоп”, танцевальные прыжки и т.п. Для учащихся среднего школьного возраста во время урока физкультуры проводится обучение технике якутских национальных прыжков, которые применяются также как средство для развития скоростно-силовых качеств.
На соревнованиях по национальным прыжкам в основном выступают легкоатлеты. Как известно, якутские прыжки являются отличным средством общефизической и специальной подготовки для других, классических видов спорта. Прежде всего, они развивают необходимые скоростно-силовые качества. Скоростно-силовая подготовка по якутским прыжкам занимает большую часть тренировочной работы, т.к. и при выполнении одного цикла прыжков спортсмены нужно совершить одиннадцать безостановочных прыжков в максимально быстром темпе, преодолевая при этом значительное внешнее сопротивление.
Во всех видах спорта в последние годы большое внимание в тренировочном процессе уделяется развитию силы, ведется систематический контроль с использованием биомеханических комплексов.
Результаты исследования привлекают внимание к необходимости включения силовых упражнений избирательного воздействия в учебно-тренировочный процесс юных прыгунов с учетом уровня их силовой подготовленности и при контроле за характером указанных упражнений на проявление остальных физических качеств: быстроты, выносливости, координационных способностей и гибкости.
Рекомендуемые для включения в тренировочный процесс юных прыгунов упражнения, которые мы относим к числу силовых упражнений избирательной направленности, могут занимать в занятии всю основную часть, если развитие силовых способностей является главной задачей тренировок, или выполняться ближе к ее завершению, но не после упражнений на выносливость. Силовые упражнения лучше сочетать с упражнениями на расслабление и на гибкость. При организации силовой тренировки по круговому методу упражнения для “станций” следует подбирать таким образом, чтобы каждая из них предусматривала включение в работу новых мышечных групп.
Тренер-инструктор по национальным прыжкам всегда должен творчески подходить к выбору методов развития силовых способностей у занимающихся, учитывая природный индивидуальный уровень их развития, характер соревновательной деятельности и требования, предусмотренные программными документами системы дополнительного образования спортивной направленности, реализуемого в ДЮСШ.