Цель: Закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях по теме "Животные жарких стран".
Коррекционно-образовательные задачи.
- Активизация и актуализация словаря по теме "Животные жарких стран".
- Совершенствование навыка сложных форм фонематического анализа (для детей подготовительной группы); слогового анализа.
- Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, образование имен существительных во множественном числе, образование названий детенышей животных).
- Формирование умения полным предложением отвечать на поставленные вопросы.
Коррекционно-развивающие задачи.
- Развитие фонематического восприятия.
- Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, тонкой, общей и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи.
- Формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- Воспитание чувства сопереживания и поддержки друг другу.
Оборудование.
- Плоскостные фигурки животных, звуковые дорожки (из ниток), слоговые дорожки (из фасоли), звуковая схема, коврограф - "Теремок", мяч, мячик - ежик.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте. Сегодня мы с вами будем продолжать правильно и красиво произносить звук [р]. Для начала выполним гимнастику.
/Развитие тонкой, общей и артикуляционной моторики./
Логопед: Дилы-дилы-дилы-дилы - показались крокодилы.
Дети выполняют упражнения:
Широко открывают и закрывают рот.
Раскрывают и закрывают сложенные ладони рук.
Логопед: Афы - афы - афы - афы - жуют листики жирафы.
Дети выполняют упражнения:
Покусывают язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя.
Сжимают и разжимают кулачки.
Логопед: Ышки - ышки - ышки - ышки - прыгают мартышки.
Дети выполняют упражнения:
Поочерёдно упираются языком то в верхние, то в нижние зубы. Рот при этом отрыт, нижняя челюсть неподвижна.
Поднимают и опускают кисти рук.
Логопед: Ышки - ышки - ышки - ышки прячутся мартышки.
Дети выполняют упражнения:
"Широкий" язык между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и зубами. Рот при этом отрыт, нижняя челюсть неподвижна.
Поднимают и опускают руки.
Логопед: Ышки - ышки - ышки - ышки - прыгают мартышки.
Дети выполняют упражнения:
Пощёлкивают кончиком языка. Рот при этом отрыт, язык должен быть широким. Нижняя челюсть остается неподвижной.
Сжимают и разжимают кулачки.
Логопед: Ребята, каких животных я назвала.
Дети: Животных жарких стран.
Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие в Африку. Садитесь поудобнее на "ковры-самолеты". Заводим моторы.
2. Произнесение изолированного звука.
Игра "По пути в Африку".
/Развитие тонкой моторики./
Дети проводят пальчиком по дорожке, выложенной на ковролине из ниток, произнося длительно звук [р].
Произнесение звука в слогах.
Логопед: Мы прибыли в Африку. Перед нами джунгли. Вот показалась тропинка. (Тропинка выложена из фасоли, под каждой фасолью - гласная буква).
Ребенок нажимает пальчиком на фасоль, проговаривая слоги: ра - ры - рэ - ро - ру.
4. Произнесение звука в словах.
Игра "Кто прячется в джунглях?"
/Развитие фонематического восприятия./
Логопед: Ребята, в джунглях и саванне спрятались животные. Давайте найдем и назовем животных, в названии которых есть звук [р].
Дети находят и называют зебру, крокодила, мартышку, верблюда, жирафа, носорога.
Игра "Один - Много" (с мячом).
/Образование имен существительных во множественном числе./
Логопед бросает мяч одному из детей, называя животное. Ребенок ловит мяч и называет много таких же животных.
- Зебра - зебры.
- Крокодил - крокодилы.
- Мартышка - мартышки.
- Жираф - жирафы.+
- Носорог - носороги.
- Верблюд - верблюды.
Игра "Чей домик?"
/Совершенствование навыка слогового анализа./
Логопед: Ребята, тропинка привела нас к сказочному дому - "Теремку", в котором будут жить наши животные. Возьмите картинки и распределите их по домикам. В домике с тремя окошками поселятся животные, в названии которых три слога. В домике с двумя окошками поселятся животные, в названии которых два слога.
Игра "Кто спрятался?" (Для детей подготовительной группы)
/Совершенствование навыка сложных форм фонематического анализа./
Логопед: Ребята, за домиком спрятался чей-то малыш. Посмотрите на звуковую схему и определите к названию, какого животного она подходит.
Логопед показывает детям звуковую схему слова "верблюд". Дети подбирают к схеме слово. Объясняют свой выбор.
Логопед: Правильно. Молодцы, а давайте назовем всю семью.
Дети: Мама - верблюдица.
Папа - верблюд.
Детеныш - верблюжонок.
5. Произнесение звука в предложениях.
Игра "Что перепутал верблюжонок?" (с мячом)
Логопед: Скажите, что перепутал верблюжонок, когда составлял предложения.
Листочки жуют жирафа.
Ребенок: Жираф жует листочки.
Логопед: Пальма сидит на мартышке.
Ребенок: Мартышка сидит на пальме.
Логопед: Лианы качаются на мартышках.
Ребенок: Мартышки качаются на лианах.
Логопед: Пасть раскрывает крокодила.
Ребенок: Крокодил раскрывает пасть.
Игра "Контурная картинка".
/Развитие тонкой моторики. Образование притяжательных прилагательных./
Логопед: Ребята, смотрите, у меня есть картина. Кто на ней изображен?
Дети: На картине изображен верблюд.
Логопед: Правильно. Но это только контур верблюда, давайте обведем его цветными карандашами, а затем раскрасим.
Дети обводят части верблюда по заданию логопеда.
Логопед: Лена, сначала обведи голову верблюда. Что ты обводишь?
Ребенок: Я обвожу верблюжью голову.
Логопед: Ваня, а ты обведи ноги верблюда. Что ты обводишь?
Ребенок: Я обвожу верблюжьи ноги.
Логопед: Катя, обведи туловище верблюда. Что ты обводишь?
Ребенок: Я обвожу верблюжье туловище.
Логопед: Молодцы, вот какой красивый верблюд у нас получился.
Игровое упражнение с мячом - ежиком.
/Развитие координации речи с движением. Самомассаж./
Дети произносят слова и катают мячик - ежик между ладонями.
Вот верблюд - живое чудо.
Два горба есть у верблюда.
6. Итог.
Логопед: Ребята, наше путешествие заканчивается, и пора нам возвращаться. Садимся поудобнее на "ковры-самолеты". Заводим моторы. Летим.
Вы хорошо занимались, старались, правильно произносили звук [Р].
Используемая литература.
1. О.И. Крупенчук. Пальчиковые игры. СПб., 2011.
2. И.В. Баскакина, М.И. Лынская. Логопедические игры. М., 2007.
3. Е.А. Пожиленко. Артикуляционная гимнастика. СПб., 2006.
4. Нищева Н. В Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. - СПб., 2007 г.