Дифференциальная диагностика речевого развития ребенка

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Фамилия, имя __________

Возраст __________

Национальность, родной язык, на каком языке общается семья __________

Дата обследования __________

 

1. Анкетные данные

1) Сведения о семье (двуязычие; где, с кем воспитывается; отношения к речевому дефекту в семье) __________

2) Данные о наличии у родителей и родственников нервно-психических, соматических заболеваний, речевых нарушений __________

3) Оказывалась ли логопедическая помощь (где, когда, как долго, результаты) __________

2. Данные анамнеза (Приложение 1)

3. Обследование зкукопроизношения (Приложение 2)

4. Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Строение:

  • Челюстей (дефекты верхней, нижней челюсти),
  • Соотношение верхней и нижней челюсти, т.е. дефекты прикуса (передний открытый, боковой открытый, перекрестный прикус, прогения, прогнатия),
  • Зубов (двойной ряд зубов, отсутствие зубов, очень мелкие зубы, вне челюстной дуги. диастемы между передними зубами),
  • Языка (толстый, мясистый, «географический», длинный узкий, короткая подъязычная связка),
  • Твердого неба (высокое, узкое – готическое, низкое, плоское, наличие расщелин, их характер) __________
  • Мягкого неба (нормальное, укороченное, наличие раздвоения, расщепления маленького язычка, отсутствие маленького язычка),
  • Губ (излишне толстые губы, наличие рубцов, короткая верхняя губа).

5. Особенности ручной и речевой моторики (Приложение 3)

6. Особенности динамической стороны речи

  • Темп и ритм речи (нормальный, замедленный, очень быстрый; нормальный ритм, аритмия),
  • Употребление ударений:
    • словесного __________
    • логического __________
  • Употребление пауз в потоке речи (нормальное, излишне часто, излишне редко),
  • Особенности голоса:
    • сила (слишком громкий, очень тихий, затухающий, __________),
    • высота голоса (высокий, низкий, соответствие возрасту),
    • тембр голоса (отметить особенности тембра голоса в случаях его паталогии: сиплый, резкий, с носовым оттенком, __________),
    • употребление основных видов интонации, их оттенков __________,
    • выразительность (нормальная, маловыразительная, монотонная речь).

7. Обследование слуховой функции и восприятия речи

Состояние биологического слуха (по данным медицинской карты) __________

Состояние восприятия речи (определяется в процессе беседы с ребенком) __________

8. Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений (Приложение 4)

9. Обследование слоговой структуры слов (Приложение 5)

10. Обследование словаря (Приложение 6)

11. Обследование грамматического строя (Приложение 7)

12. Самостоятельная речь (Приложение 8)

13. Обследование зрительно-пространственных функций (Приложение 9)

14. Обследование процесса чтения

1) Определить характер чтения:

  • Слогов: простых и со стечением согласных __________
  • Слов: односложных, двусложных, многосложных (простых и сложных по звуковой структуре) __________
  • Предложений: простых нераспространенных, распространенных, сложносочиненных, сложноподчиненных __________
  • Текста __________

2) Определить понимание прочитанных

  • слов __________
  • предложений __________
  • текста __________

3) Определить скорость чтения __________

4) Указать способ чтения: побуквенное, послоговое, словесно-фразовое __________

15. Обследование процесса письма (Приложение 10)

16. Заключение