Тема урока: Современные валютные отношения
Класс: 10
Цель урока: ознакомить учащихся с принципом многовалютности, с валютным курсом как национальной денежной единицей, закрепить знания учащихся о причинах международной торговли и структуре денежной массы, продолжить обучение по решению практических задач; отрабатывать приемы коллективной работы.
Задачи урока: познавательная, развивающая, воспитательная.
Оборудование: карта валют Европы, таблица валютных курсов, индивидуальные тесты, справка о деньгах стран Ближнего Зарубежья, учебник, блок-задания для групп.
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Объяснение нового материала.
- Учебная задача на закрепление изученного материала.
- Построение диаграммы национальных валют, приведенные к долларовому эквиваленту.
- Мини-сообщения учеников о курсе рубля в России.
- Вывод по теме, оценки за урок, подведение итогов.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: сообщает учащимся тему урока, ставит задачи, объявляет цель урока.
2. Проверка домашнего задания.
Ученики: отвечают домашнее задание, вспоминают причины возникновения международной торговли, виды денег, структуру денежной массы.
3. Объяснение нового материала.
Учитель: подводит учащихся к пониманию того, что в разных странах разные деньги.
Запись в тетрадь после устного проговаривания по аналогии с товарным рынком:
Валютный рынок – это особая среда, где продаются отечественные и иностранные денежные единицы и устанавливается их курс. Просмотр карты валют Европы.
Приложение 1
Валютный курс – это цена денежной единицы в денежных единицах другой страны.
Приложение 2
Вопросы классу:
- Если вы покупаете валюту США, какой курс валют вас интересует? (девизный)
- Если вы сдаете 100 $ в банк, какой курс вас интересует? (обменный)
Просмотр курса валют по отношению к рублю на каждом столе (Приложение 3)
Учитель: дает сведения о «Золотом стандарте» с записью в тетрадь.
«Обмен денежных денег на золото называется золотым стандартом». От него отказались все страны мира еще во 2-ой половине 20 века и возник мощный валютный рынок.
От чего он зависит? в тетрадь: Спрос и предложение на валютном рынке зависят от объемов взаимной торговли.
4. Учебная задача на закрепление изученного материала.
Анализ схемы стр. 304 учебника Липсиц И.В. рис. 11 – 4 и устный ответ на вопросы:
- Сколько стран участвуют? Что есть в Японии? Что есть в США?
- В чем нуждаются фирмы экспортеры Японии? экспортеры США?
- В чем нуждаются фирмы импортеры Японии? импортеры США?
- Что означает стрелка в таблице? (определяет основные факторы, Формирующие валютный курс.)
- Девальвация выгодна кому? (российским экспортерам)
- Почему? (т.к. товары иностранных фирм на внутреннем рынке дорожают.)
- А невыгодна кому? (российским импортерам)
- Почему? (т.к. товары отечественных производителей на зарубежных рынках дешевеют.)
5. Построение диаграммы национальных валют, приведенные к долларовому эквиваленту.
Класс разбивается на группы, каждая получает задание группы (Приложение 4), затем учащиеся строят столбиковую диаграмму и делают вывод, что деньги использовали разные, но приведенные к одному эквиваленту, они показали одинаковый результат.
6. Мини-сообщения учеников о курсе рубля в России.
7. Вывод по теме, оценки за урок, подведение итогов.
Валютные отношения между странами позволяют удовлетворить потребности их в денежных средствах.
Валютный курс (котировка) определяется покупательской способностью, темпами инфляции, соотношением между спросом и предложением на валюту.