Цель: расширить представление детей о семье как о важнейшем социальном институте, имеющем высокую личностную и общественную значимость.
Задачи:
- выделить основные причины или мотивы вступления в брак;
- познакомить с различными вариантами оформления семейных отношений: видами брачных союзов;
- развести значение понятия «гражданский брак» с точки зрения закона и с точки зрения современной жизни;
- выделить преимущества и недостатки «гражданского брака»;
- продолжить работу по развитию культуры межличностного взаимодействия.
Форма: ток-шоу
Оборудование: Таблички «за»/«против», записи на доске, видеосюжеты: венчание, бракосочетание в Загсе, схема «Виды брачных союзов», музыкальное сопровождение, листы и ручки для работы групп.
Подготовительная работа: подготовка детей с выступлениями, приглашение психолога и юриста, подготовка консультантов.
План занятия:
- Оргмомент. Сообщение темы занятия.
- Работа по теме занятия
- причины или мотивы вступления в брак: беседа
- варианты оформления семейных отношений: беседа, сообщение ребенка
- значение понятия «гражданский брак»: сообщение ребенка
- преимущества и недостатки гражданского брака: беседа, выступления психолога и юриста.
- Итог занятия. Рефлексия.
Ход занятия
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Звучит мелодия «Люди встречаются…» – Добрый день уважаемые гости. Я рада приветствовать вас в нашей студии. В эфире ток-шоу «Мнение». Мы собрались с вами здесь в очередной раз, чтобы обсудить очень актуальную проблему наших дней: «Гражданский брак» (Запись на доске) – Поприветствуем наших гостей, которые примут участие в обсуждении проблемы. (Представление детей) |
Дети рассаживаются по местам
|
– Кроме гостей у нас присутствуют эксперты: доктор исторических наук –… и известный юрист, специалист в области семейных отношений –… – Еще с нами вместе обсуждать данную проблему будут: психолог… и юрист … |
Приветствуют экспертов – заранее подготовленных детей. |
– Нашу встречу я начала с прослушивания мелодии «Люди встречаются…» неслучайно. Действительно, люди встречаются, влюбляются, а дальше…? На этот вопрос мы и попытаемся сейчас с вами ответить. |
|
– Уважаемые гости, назовите, пожалуйста, самые рапрастраненные причины вступления в брак. – Как видим, причин для вступления в брак, для создания семьи несколько, и для каждого человека, для каждой пары они свои. Но основная, главная, я думаю вы со мной согласитесь – это любовь и как следствие этого продолжение рода. |
Ответы детей. |
– Итак, парень с девушкой встретились, полюбили друг друга, решили создать семью. Каковы их дальнейшие действия? |
Ответы детей: – Они могут подать заявление в загс, могут просто решить жить вместе «гражданским браком». |
– Таким образом, у пары, решившей создать семью, есть несколько вариантов действий: (схема фиксируется на доске)
|
Дети знакомятся со схемой.
|
– Как вы думаете, а всегда ли перед молодой парой стоял такой широкий выбор вариантов создания семьи? |
Ответы детей. Сообщение ребенка об истории создания семьи. |
Ответить на этот вопрос, я попрошу нашего эксперта, доктора исторических наук (фамилия и имя ребенка). |
Ответы детей: – В современной жизни под гражданским браком понимается совместное проживание молодых людей. |
… нам сообщил, что брак, оформленный в Загсе, называется гражданским браком. Что же мы с вами понимаем под этим термином? – Уважаемый, (фамилия и имя ребенка), объясните, пожалуйста, что же такое гражданский брак с точки зрения закона? |
Сообщение ребенка, в котором раскрывается трактовка понятия «гражданский брак» в соответствии с Семейным кодексом.
|
– Таким образом, гражданский брак – это брак, зарегистрированный в уполномоченном на то государственном органе, и возник он как альтернатива браку церковному. То есть гражданский брак заключается у чиновника, а религиозный – у священника. Но мы с вами здесь, для удобства, будем называть термином «гражданский брак» совместное проживание мужчины и женщины без регистрации. Договорились? |
Просмотр видеосюжета: бракосочетание |
– Итак, мы с вами выяснили, что же понимается под термином «гражданский брак», а хорошо это или плохо, жить без регистрации брака, мы попробуем разобраться в дальнейшем нашем разговоре. | Дети делятся на две группы рядом с табличками «ЗА» и «ПРОТИВ». Таким образом, получится две или одна группа. |
А сейчас небольшая пауза. Все внимание на экран – небольшой видеоролик. Показ видео |
Дети занимают свои места. |
– Мы продолжаем наш разговор о гражданском браке. Сейчас я попрошу гостей в нашей студии определиться с ответом на вопрос: «Как вы относитесь к гражданскому браку: за или против?» и занять место у соответствующей таблички. Уважаемых экспертов (эксперты-дети) я тоже прошу сделать свой выбор. – Вот вы и определились с выбором своей позиции, и я прошу занять вас места в зале группами: сторонники и противники гражданского брака. – Сейчас вам необходимо в группе сформулировать свою точку зрения в виде тезисов, почему вы «за» или «против» гражданского брака.
|
Работа в группах Сторонники Примерные ответы: – Это дает возможность присмотреться друг к другу, проверить чувства – Это вроде теста, справишься ли ты с ролью мужа или жены? – Если у молодых нет денег на свадьбу, можно жить гражданским браком. – В гражданском браке люди живут именно по любви, а не из-за штампа в паспорте, когда любовь закончится, разбегутся – полная свобода! Противники Примерные ответы: – Браком это можно назвать только в смысле «ошибка», «изъян», потому что никто не берет ответственности, никаких обязательств, а значит, никакого брака там нет. – И супругами нельзя назвать тех, кто живет в гражданском браке: они не в одной упряжке, каждый держится за свою свободу. – Если, к примеру, эта пара живет в квартире мужа, и вдруг с ним что-то случилось, жена просто окажется на улице. Но если он не хочет об этом думать, то какая же это любовь? Тут и проверять нечего. – А вдруг в этом браке появиться ребенок, а партнеры уже решили, что не подходят друг другу? – Это нельзя назвать браком, потому что в этом союзе, как правило, никто не берет особых обязательств в отношении того, с кем живет. И ни перед кем в такой ответственности «не расписывается». – При появлении ребенка мужчина не чувствует ответственности за его жизнь, он даже может усомниться, его ли это ребенок, ведь в этом браке все было основано на свободе, клятвы верности никто не давал.
|
Выступления групп. | |
Просмотр видеосюжета: венчание. | |
– Сначала послушаем защитников гражданского брака. |
|
– Теперь слово противникам. – Всем большое спасибо. Как видим, есть аргументы в пользу гражданского брака, есть аргументы и против такой формы семейных отношений. Но мы с вами собрались здесь, чтобы рассмотреть все аспекты данной проблемы. Вот так выглядит наше мнение, мнение обычных людей. А как же относится закон к гражданскому браку? На этот вопрос мы попытаемся ответить после небольшой паузы. Все внимание на экран. Показ видеоролика |
Выступление юриста по материалам семейного, гражданского и жилищного кодексов. |
– Возвращаемся к теме нашего разговора. В первой части нашей встречи мы определились с понятием «Гражданский брак». Выделили, если так можно сказать положительные и отрицательные стороны гражданского брака. А на вопрос: «как закон относится к гражданскому браку» я попрошу ответить гостя в нашей студии: (юриста) |
Реплики детей. |
– Уважаемая(ый) …, прокомментируйте нам, пожалуйста, как защищены права детей, родившихся в гражданском браке, если они вообще защищены, может ли гражданский супруг или супруга в случае смерти вступить в права наследования, как происходит раздел совместно нажитого имущества, т.е. защищены ли имущественные права гражданских супругов. – Спасибо большое. Как видим, у гражданских супругов, у детей, родившихся в гражданском браке, в случае прекращения отношений очень мало шансов «получить» какую-либо защиту от государства, с точки зрения закона. – Мы с вами рассмотрели юридические аспекты гражданского брака. Но у меня вопрос, почему одни люди регистрируют свой брак, а другие живут в гражданском браке, не беря на себя никаких обязательств? Как вы думаете, почему? – Так это или нет, нам поможет разобраться еще один гость – психолог …, может быть, есть объяснение с психологической точки зрения, причин возникновения такой формы семейных отношений? – Спасибо! |
Выступление психолога: характеристика качеств личностей склонных к гражданскому браку. |
– Уважаемые гости в нашей студии. Мы с вами обсудили проблему гражданского брака с разных аспектов: нашего житейского, юридического и психологического. – Сейчас я вам предлагаю еще раз вспомнить все, о чем мы говорили, взвесить все за и против и еще раз сделать свой выбор: «Как вы относитесь к гражданскому браку: за или против?» и занять место у соответствующей таблички. – Как видим, кто-то из вас поменял свое мнение, кто-то остался при своем. У каждого из нас есть право на свободу выбора и самоопределение. Вам решать, как вы построите свою семейную жизнь, но помните, что вы и ваши дети могут остаться без защиты государства. – Всем спасибо за внимание Большое спасибо экспертам и гостям, которые согласились принять участие в нашем обсуждении. До новых встреч! |
Дети делают выбор и занимают место у соответствующей таблички: «ЗА» или «ПРОТИВ» |