Гражданский брак с точки зрения закона

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: расширить представление детей о семье как о важнейшем социальном институте, имеющем высокую личностную и общественную значимость.

Задачи:

  • выделить основные причины или мотивы вступления в брак;
  • познакомить с различными вариантами оформления семейных отношений: видами брачных союзов;
  • развести значение понятия «гражданский брак» с точки зрения закона и с точки зрения современной жизни;
  • выделить преимущества и недостатки «гражданского брака»;
  • продолжить работу по развитию культуры межличностного взаимодействия.

Форма: ток-шоу

Оборудование: Таблички «за»/«против», записи на доске, видеосюжеты: венчание, бракосочетание в Загсе, схема «Виды брачных союзов», музыкальное сопровождение, листы и ручки для работы групп.

Подготовительная работа: подготовка детей с выступлениями, приглашение психолога и юриста, подготовка консультантов.

План занятия:

  1. Оргмомент. Сообщение темы занятия.
  2. Работа по теме занятия
    • причины или мотивы вступления в брак: беседа
    • варианты оформления семейных отношений: беседа, сообщение ребенка
    • значение понятия «гражданский брак»: сообщение ребенка
    • преимущества и недостатки гражданского брака: беседа, выступления психолога и юриста.
  3. Итог занятия. Рефлексия.

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Звучит мелодия «Люди встречаются…»

– Добрый день уважаемые гости. Я рада приветствовать вас в нашей студии. В эфире ток-шоу «Мнение». Мы собрались  с вами здесь в очередной раз, чтобы обсудить очень актуальную проблему наших дней: «Гражданский брак» (Запись на доске)

– Поприветствуем наших гостей, которые примут участие в обсуждении проблемы.  (Представление  детей)

Дети рассаживаются по местам

 

 

 

 

– Кроме гостей у нас присутствуют эксперты:             доктор исторических наук –… и известный юрист, специалист в области семейных отношений –…

– Еще с нами вместе обсуждать данную проблему будут: психолог…  и юрист …

Приветствуют экспертов – заранее подготовленных детей.

– Нашу встречу я начала с прослушивания мелодии «Люди встречаются…» неслучайно. Действительно, люди встречаются, влюбляются, а дальше…? На этот вопрос мы и попытаемся сейчас с вами ответить.

 

– Уважаемые гости, назовите, пожалуйста, самые рапрастраненные причины вступления в брак.

– Как видим, причин для вступления в брак, для создания семьи несколько, и для каждого человека, для каждой пары они свои. Но основная, главная, я думаю вы со мной согласитесь – это любовь и как следствие этого продолжение рода.

Ответы детей.

– Итак, парень с девушкой встретились, полюбили друг друга, решили создать семью. Каковы их дальнейшие действия?

Ответы детей:

– Они могут подать заявление в загс, могут просто решить жить вместе «гражданским браком».

– Таким образом, у пары, решившей создать семью, есть несколько вариантов действий: (схема фиксируется на доске)

  1. Можно подать заявление в загс и оформить свои отношения официально.
  2. Можно обвенчаться в церкви и таким образом создать свою семью.
  3. Можно просто сойтись и жить вместе на общей территории.

Дети знакомятся со схемой.

 

 

– Как вы думаете, а всегда ли перед молодой парой стоял такой широкий выбор вариантов создания семьи?

Ответы детей.

Сообщение ребенка об истории создания семьи.

Ответить на этот вопрос, я попрошу нашего эксперта, доктора исторических наук (фамилия и имя ребенка).

Ответы детей:

– В современной жизни под гражданским браком понимается совместное проживание молодых людей.

… нам сообщил, что брак, оформленный в Загсе, называется гражданским браком. Что же мы с вами понимаем под этим термином?

– Уважаемый, (фамилия и имя ребенка), объясните, пожалуйста, что же такое гражданский брак с точки зрения закона?

Сообщение ребенка, в котором раскрывается трактовка понятия «гражданский брак» в соответствии с Семейным кодексом.

 

– Таким образом, гражданский брак – это брак, зарегистрированный в уполномоченном на то государственном органе, и возник он как альтернатива браку церковному. То есть гражданский брак заключается у чиновника, а религиозный – у священника. Но мы с вами здесь, для удобства, будем называть термином «гражданский брак» совместное проживание мужчины и женщины без регистрации. Договорились?

Просмотр видеосюжета: бракосочетание
– Итак, мы с вами выяснили, что же понимается под термином «гражданский брак», а хорошо это или плохо, жить без регистрации брака, мы попробуем разобраться в дальнейшем нашем разговоре. Дети делятся на две группы рядом с табличками «ЗА» и «ПРОТИВ». Таким образом, получится две или одна группа.

А сейчас небольшая пауза. Все внимание на экран – небольшой видеоролик.

Показ видео

Дети занимают свои места.

– Мы продолжаем наш разговор о гражданском браке.

Сейчас я попрошу гостей в нашей студии определиться с ответом на вопрос: «Как вы относитесь к гражданскому браку: за или против?» и занять место у соответствующей таблички. Уважаемых экспертов (эксперты-дети) я тоже прошу сделать свой выбор.

– Вот вы и определились с выбором своей позиции, и я прошу занять вас места в зале группами: сторонники и противники гражданского брака.

– Сейчас вам необходимо в группе сформулировать свою точку зрения в виде тезисов, почему вы «за» или «против» гражданского брака.  

 

 

 

Работа в группах

Сторонники

Примерные ответы:

– Это дает возможность присмотреться друг к другу, проверить чувства

– Это вроде теста, справишься ли ты с ролью мужа или жены?

– Если у молодых нет денег на свадьбу, можно жить гражданским браком.

– В гражданском браке люди живут именно по любви, а не из-за штампа в паспорте, когда любовь закончится, разбегутся – полная свобода!

Противники

Примерные ответы:

– Браком это можно назвать только в смысле «ошибка», «изъян», потому что никто не берет ответственности, никаких обязательств, а значит, никакого брака там нет.

– И супругами нельзя назвать тех, кто живет в гражданском браке: они не в одной упряжке, каждый держится за свою свободу.

– Если, к примеру, эта пара живет в квартире мужа, и вдруг с ним что-то случилось, жена просто окажется на улице. Но если он не хочет об этом думать, то какая же это любовь? Тут и проверять нечего.

– А вдруг в этом браке появиться ребенок, а партнеры уже решили, что не подходят друг другу?

– Это нельзя назвать браком, потому что в этом союзе, как правило, никто не берет   особых обязательств в отношении того, с кем живет. И ни перед кем в такой ответственности «не расписывается».

–  При появлении ребенка мужчина не чувствует ответственности за его жизнь, он даже может усомниться, его ли это ребенок, ведь в этом браке все было основано на свободе, клятвы верности никто не давал.

 

  Выступления групп.
  Просмотр видеосюжета: венчание.

– Сначала послушаем защитников гражданского брака.

 

– Теперь слово противникам.

– Всем большое спасибо. Как видим, есть аргументы в пользу гражданского брака, есть аргументы и против такой формы семейных отношений.

Но мы с вами собрались здесь, чтобы рассмотреть все аспекты данной проблемы. Вот так выглядит наше мнение, мнение обычных людей. А как же относится закон к гражданскому браку? На этот вопрос мы попытаемся ответить после небольшой паузы. Все внимание на экран.

Показ видеоролика

Выступление юриста по материалам семейного, гражданского и жилищного кодексов.

– Возвращаемся к теме нашего разговора. В первой части нашей встречи мы определились с понятием «Гражданский брак». Выделили, если так можно сказать положительные и отрицательные стороны гражданского брака.  А на вопрос: «как закон относится к гражданскому браку» я попрошу ответить гостя в нашей студии: (юриста)

Реплики детей.

– Уважаемая(ый) …, прокомментируйте нам, пожалуйста, как защищены права детей, родившихся в гражданском браке, если они вообще защищены,  может ли гражданский супруг или супруга в случае смерти вступить в права наследования, как происходит раздел совместно нажитого имущества, т.е. защищены ли имущественные права гражданских супругов.

– Спасибо большое. Как видим, у гражданских супругов, у детей, родившихся в гражданском браке, в случае прекращения отношений очень мало шансов «получить» какую-либо защиту от государства, с точки зрения закона.

– Мы с вами рассмотрели юридические аспекты гражданского брака.

Но у меня вопрос, почему одни люди  регистрируют свой брак, а другие живут в гражданском браке, не беря на себя никаких обязательств?  Как вы думаете, почему?

– Так это или нет, нам поможет разобраться еще один гость – психолог …, может быть, есть объяснение с психологической точки зрения, причин возникновения такой формы семейных отношений?

– Спасибо!

Выступление психолога: характеристика качеств личностей склонных к гражданскому браку.

– Уважаемые гости в нашей студии. Мы с вами обсудили проблему гражданского брака с разных аспектов: нашего житейского, юридического и психологического.

– Сейчас я вам предлагаю еще раз вспомнить все, о чем мы говорили, взвесить все за и против и еще раз сделать свой выбор: «Как вы относитесь к гражданскому браку: за или против?» и занять место у соответствующей таблички.

– Как видим, кто-то из вас поменял свое мнение, кто-то остался при своем. У каждого из нас есть право на свободу выбора и самоопределение. Вам решать, как вы построите свою семейную жизнь, но помните, что вы и ваши дети могут остаться без защиты государства.

– Всем спасибо за внимание Большое спасибо экспертам и гостям, которые согласились принять участие в нашем обсуждении. До новых встреч!

Дети делают выбор и занимают место у соответствующей таблички: «ЗА» или «ПРОТИВ»