Интегрированный урок (химия + биология) по теме "Белки"

Разделы: Химия, Биология


Цель - ознакомить учащихся с природными полимерами - белками. Раскрыть биологическое значение в жизни человека. Дать характеристику как важнейшим составляющим частям пищи. Способствовать развитию познавательного интереса; формировать навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия .

Задачи урока:

а) обучающие:

  • изучить особенности строения и свойств белков, показать роль белков в живых организмах, продолжить формирование навыков самостоятельной работы учащихся, совершенствовать навыки работы учащихся в малых группах.

б) развивающие:

  • развивать логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, развивать умение работать в парах, толерантное отношение друг к другу.

в) воспитывающие:

  • воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни, совершенствование коммуникативных умений учащихся в совместной деятельности.

УМК: О.С. Габриелян. Химия. 11 класс ; В.Б.Захаров. Биология 10-11 класс.

Оборудование: таблицы: "Строение белковой молекулы", реактивы, химическая посуда, держатели, спиртовки, пластилин, нитки и бусины.

В начале урока необходимо разделить учащихся на 3-4 группы любым способом (например, цветовые сигналы, значки разной формы, по цифрам и т.д.

Ход урока

Актуализация. Читая каждую вторую букву, составьте предложения.

  • Абоеылуоакрпэрдишрвосданиыдйопжослуищмбелр.
  • Ибвемлыосквомзчньаючдаиевтвпфесрлвдыжй.
  • Ижвисзаныьанделвзоазлмжовжснфавблеазыбдевлткда.

Общее представление о белках.

Учитель биологии: Белок - природные полимер, высокомолекулярное органическое вещество, состоящий из большого числа остатков аминокислот (20).

Из двух десятков аминокислот построено все многообразие белковых молекул любых живых организмов от вирусов до человека. Естественно, что в одной молекуле белка различные остатки аминокислот повторяются многократно, число возможных изомеров настолько велико, что эти величины трудно себе представить.

Состав белков.

Учитель химии:

W (C)=50-55%; W (H)=6,3-6,7%;
W (O)=20-23%; W (S)=0-2,5%;
W (N)=14-18%; W (P)=0-2,5%

формулу записываем в тетрадь уч.стр.91 (биология), стр.18 (химия)

Зная, из каких элементов состоят белки, дадим другое определение белков (говорят учащиеся).

Белки - сложные органические соединения, состоящие из углерода, водорода, кислорода, азота, иногда серы и атомов металлов, мономерами которых являются аминокислоты.

Учитель биологии. В настоящее время известно свыше 150 природных аминокислот и только 20 из них входят в состав белков. Каждый организм имеет собственный набор белков, то есть индивидуален. На Земле нет двух одинаковых людей по белковому веществу, за исключением однояйцовых близнецов.

Структура белков.

Учащиеся в группах самостоятельно работают с материалом учебника стр.92-94 (биология), стр.19-20 (химия). На столах нитки, бусины, пластилин. Ребятам предлагается создать четыре структуры белка, одну из структур защитить перед классом. Если необходимо, то учитель корректирует выступление ребят.

Свойства белков.

Учитель химии: По способности растворяться в воде белки подразделяются на глобулярные (растворимые) и фибриллярные (нерастворимые).

Демонстрация растворения яичного белка в воде. Глобулярные белки набухают в воде, связывая значительное ее количество, такие плотные коллоидные структуры определяют форму тела. При химическом или термическом воздействии структура белка может разрушаться, белок выделяется из раствора - сворачивается. Этот процесс называется денатурация. Для белков характерны и цветные (качественные) реакции. Учитель химии вместе с учащимися проводит лабораторные опыты.

Лабораторный опыт №1. Денатурация белков. 1. При нагревании пробирки с раствором яичного белка в ней появляются белые хлопья. 2. Действие спирта на белок. 3.  При действии лимонной кислоты на молоко белок сворачивается. Такой же процесс происходит и при скисании молока, поскольку при этом также образуется кислота -молочная.

Лабораторный опыт №2. Цветные качественные реакции белков.

Наличие белка в мясном бульоне с помощью биуретовой реакции.

Ксантопротеиновая реакция пригодна для обнаружения белка не только в растворе. При неосторожном обращении с азотной кислотой от попадания ее на кожу остается желтое пятно. Это ксантопротеиновая реакция с покровными тканями. Если очистить участок сваренного вкрутую яйца от скорлупы и нанести на белок каплю концентрированной азотной кислоты, отчетливо проявляется желтая окраска.

Лабораторный опыт № 3. При горении белки издают характерный запах "жженого рога". В этом легко убедиться, если поджечь шерстяную нитку.

Роль белков в природе.

Для работы в группах на этом этапе урока используем технологию КСО.

1. Строительная.

2. Каталитическая.

3. Сигнальная.

4. Двигательная.

5. Транспортная.

6. Защитная.

7. Регуляторная

8. Энергетическая.

Стр.95-99 (биология). Каждый учащийся внутри своей группы берет 2 функции белка, изучает. Затем, те кто изучал 1 и 2 собираются в группу сменного состава и обсуждают изученный материал. Учитель, если необходимо, помогает разобраться, проверяет. Каждый возвращается в свою группу, и уже внутри своей группы рассказывает, в чем заключается изученная роль белка. Таким образом, тема будет изучена всеми за меньший промежуток времени.

Вывод по роли белков: белки действительно выполняют многочисленные важные функции в клетках живых организмов. В настоящее время изучены структуры и свойства многих белков. Это даёт возможность синтезировать их в лабораторных условиях.  Например, в 1954 году был синтезирован инсулин. Искусственный синтез белков может быть использован при лечении многих заболеваний человека, а также болезней обмена веществ.

Выводы по уроку (учащиеся записывают в тетрадь):

  • Белки - сложные органические соединения - биополимеры.
  • Белки выполняют многочисленные функции в организме.
  • Белки - основа жизни.
  • Четыре структуры белка (первичная, вторичная, третичная и четвертичная).
  • Денатурация - это утрата белковой молекулой своей структурной организации.
  • Ренатурация - процесс восстановления структуры белка

Закрепление изученного материала.

Эстафета вопросов и ответов между группами.

Домашнее задание.

  • Составить опорную схему, кластер по изученному материалу.
  • Дополнительно можно подготовить сообщение по одной из предложенных тем.
  • Проблема белкового голодания в 21 веке.
  • Модифицированный белок: добро или зло?
  • Искусственный белок.
  • Соевый белок, отношение к нему.

Подведение итогов работы.

За каждый этап урока группа набирает баллы в общий зачет. По окончании работы все полученные баллы ребята делят между собой, соотнося вклад каждого. По выставленным баллам ставится оценка за урок.