Цели: Сформировать представление о развитии машиностроения в мире, главных центров машиностроения. О его влиянии на окружающую среду.
Задачи:
- На основе анализа карт, таблиц и схем изучить факторы размещения и особенности географии данной отрасли мирового хозяйства.
- Развивать умение работать с таблицами, схемами, диаграммами.
- Воспитывать чувство гордости, патриотизма к своей стране.
Оборудование: таблицы, схемы, атласы, значки разного цвета, логотипы автомобильных компаний и бытовой техники, мультимедийная установка.
Тип урока: Изучение нового материала.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Значение машиностроения в экономике стран и история его развития.
2. Деление отраслей машиностроения на "металлоёмкие", "наукоёмкие", "трудоёмкие".
3. Факторы размещения машиностроения.
4. Деление отраслей машиностроения по времени возникновения.
5. Страны - лидеры в машиностроении.
6. Уровни развития машиностроения.
III. Закрепление.
IV. Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент:
Сообщение темы урока.
Учитель: Посмотрите вокруг. Нас всюду окружает продукция одной из ведущих отраслей промышленности. Это и бытовая техника, и автомобили, компьютеры, и телефоны и многое, многое другое. Какая же отрасль даёт нам всё это?
Правильно, машиностроение. И так, тема нашего урока "Машиностроение мира".
А что же мы с вами сегодня должны будем узнать об этой отрасли?
Учащиеся: Совместно с учителем ставят цели урока.
II. Изучение нового материала.
Учитель: У вас на столах есть план нашего урока. И начнём мы урок с определения "Машиностроительный комплекс"
Учащиеся: Дают определение машиностроению.
Учитель: Машиностроение, как отрасль возникла 200 лет назад во время промышленной революции в Англии и прошло длительный путь развития. Давайте вспомним, как всё начиналось и совершим исторический экскурс в историю развития машиностроения. А поможет нам в этом I группа, которая приготовила историческую справку по истории развития машиностроения в зарубежном мире. Дадим им слово.
Выступление I группы: Показывают и комментируют слайды по истории развития машиностроения в зарубежном мире.
Учитель: Спасибо. А теперь давайте посмотрим как шло развитие машиностроения в нашей стране. Мы дадим слово
II группе. Пожалуйста, вам слово.
Учитель:
Посмотрите, сколько было сделано открытий в нашей стране от самых первых, простых, до изобретения космических аппаратов. Спасибо за работу.
Нужно отметить, что машиностроение - наиболее динамичная отрасль промышленности, которая отражает уровень развития страны. Оно является "авангардной" отраслью промышленности.
2. Деление отраслей машиностроения на "металлоёмкие", "наукоёмкие", "трудоёмкие.
Учитель:
Как вы помните, машиностроение состоит из множества подотраслей, но все их можно разделить на "металлоёмкие", "наукоёмкие" и "трудоёмкие". Давайте вспомним из курса 9 класса, какие отрасли называются "металлоёмкими", "наукоёмкими", и "трудоёмкими".
Учащиеся: Дают определение "металлоёмким", "наукоёмким" и "трудоёмким" отраслям.
Учитель: А теперь давайте выполним первое задание, которое есть у вас на листочках, а у меня на слайде.
Учащиеся: Выполняют задание.
Учитель: И так, что у нас получилось?
Учащиеся: Объясняют как они распределили отрасли и комментируют почему именно так.
Учитель: Хорошо. А теперь давайте проверим правильность ваших ответов. (демонстрация слайда для проверки). Так у вас получилось? Молодцы!
3. Факторы размещения машиностроения.
Учитель: Скажите, можно ли на севере Канады разместить завод по производству самолётов? Нет. А почему? Что нужно учитывать? Правильно, факторы размещения. А давайте вспомним, что такое факторы размещения отраслей.
Учащиеся: Дают определение "факторы размещения".
Учитель: Хорошо. А теперь, давайте посмотрим, какие факторы оказали влияние на размещение следующих отраслей машиностроения. Выполним задание № 2. (задание на слайде № 2).
Учащиеся: Выполняют задание.
Учитель: Давайте проверим, что у нас получилось.
Учащиеся: Комментируют выполненные задания.
Учитель: А теперь сверим, так ли у нас получилось? Молодцы! А скажите, какой фактор в последние годы становится значимым? Почему?
Верно, в эпоху НТР возрастает роль трудового фактора (наличие не только квалифицированных ресурсов, но также и рабочих рук); благоприятного положения, научный фактор.
4. Деление отраслей машиностроения по времени возникновения.
Учитель: Посмотрите, со сколькими отраслями мы с вами поработали.
Но все они появились в разное время. Давайте вспомним, как делятся отрасли машиностроения по времени возникновения.
Мы с вами выполним задание № 3. (слайд № 3).
Учащиеся: Выполняют задание № 3
- Мы с вами выполним задание № 3.
Учитель: Итак, какие же отрасли вы отнесли к старым отраслям? Хорошо! А какие к новым? Молодцы!
Теперь давайте проверим правильность нашей работы.
(слайд с проверкой задания № 3).
Скажите, роль какого фактора в последнее время уменьшается? Почему?
Учащиеся: Роль сырьевого фактора уменьшается, т.к. металл частично заменяется пластмассами и другими материалами.
Учитель: А какие отрасли растут наиболее быстрыми темпами?
Учащиеся: Старые отрасли находятся в упадке, либо стабилизируются новые - обнаруживают некоторый рост. Новейшие отрасли растут быстрыми темпами.
5. Страны - лидеры в машиностроении.
Учитель: А как вы думаете, все ли страны производят одинаковые объёмы продукции машиностроения? Нет, конечно!
Давайте мы с вами постараемся выделить лидеров в различных отраслях машиностроения. Для работы, мы разобьёмся на на пары. 1-я пара- займётся лидерами в станкостроении, 2-я пара - военно-промышленная электроника, 3-я пара - бытовая электроника, 4-я пара - судостроение, 5-я пара - авиастроение, 6-я пара - ж/д машиностроение, 7-я пара - автомобилестроение. Вы можете использовать дополнительную литературу, которая у вас на столах. После подготовки, каждая пара покажет на карте выявленных лидеров и прикрепит соответствующий значок. У вас на столах лежат листочки с условными знаками и значки.
Учащиеся: Выявляют лидеров. Отчёт пар. Остальные наносят на контурную карту лидеров, которых показывают пары (можно буквами).
Учитель: И так, давайте начнём. Пожалуйста, 1-я пара.
Учитель:
III группа готовила доклады о некоторых крупнейших ко цернах машиностроения. Давайте дадим им слово. Спасибо.
Молодцы! Ваши доклады мы вложим в папку, которую начали с вами собирать с 10 класса "Отраслевая география мира".
А теперь, посмотрите, пожалуйста, на логотипы автомобилей, и скажите, какие из них вы видели в нашем городе и откуда они родом. Молодцы!
- А какие зарубежные фирмы работают у нас в России? А в нашей области? Хорошо!
- А какие крупные российские концерны вы знаете и где они расположены?
Конечно российский автопром пока неконкурентноспособный, но улучшения уже наметились. Зато нашей военной технике нет аналогов в мире!
6. Уровни развития машиностроения.
Учитель: Посмотрите на карту машиностроения в атласе. Что показано цветовой гаммой? Правильно. По уровню машиностроения весь мир можно разделить на несколько регионов: Северная Америка, Европа, Азия, Африка, Южная Америка, СНГ.
Давайте попробуем дать характеристику каждому региону.
Мы поработаем в группах. I-я группа - характеризует Северную Америку, II-я группа - Европу; III-я группа - Азию; IV-я группа - СНГ; V-я группа - Латинскую Америку.
Учащиеся: Выполняют задание. Отчёт групп.
III. Закрепление.
Учитель: И так, какой вывод мы можем сделать, изучив сегодняшний материал?
Учащиеся: Машиностроение всё больше становится наукоёмкой и трудоёмкой отраслью хозяйства. Разные регионы имеют разный уровень развития машиностроения. Продукция машиностроения становится разнообразнее.
Учитель: Молодцы! А вот о разнообразии одной из ведущих отраслей машиностроения IV группа подготовила серию слайдов, которые назвала "Дорога от прошлого до настоящего". Вам слово.
IV. Рефлексия.
Учитель:
1. Что в работа на сегодняшнем уроке вам понравилась?
2. Что вызвало затруднения?
3. Какие знания полученные сегодня на уроке вам могут пригодиться?
IV. Задание на дом.
Подготовка к конференции. Быть готовым всем группам.
V. Выставление оценок.
Выставляются группам за работу. Оценки обсуждаются.