Информационные технологии на уроках географии

Разделы: География


Цели: Сформировать представление о развитии машиностроения в мире, главных центров машиностроения. О его влиянии на окружающую среду.

Задачи:

  • На основе анализа карт, таблиц и схем изучить факторы размещения и особенности географии данной отрасли мирового хозяйства.
  • Развивать умение работать с таблицами, схемами, диаграммами.
  • Воспитывать чувство гордости, патриотизма к своей стране.

Оборудование: таблицы, схемы, атласы, значки разного цвета, логотипы автомобильных компаний и бытовой техники, мультимедийная установка.

Тип урока: Изучение нового материала.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Значение машиностроения в экономике стран и история его развития.

2. Деление отраслей машиностроения на "металлоёмкие", "наукоёмкие", "трудоёмкие".

3. Факторы размещения машиностроения.

4. Деление отраслей машиностроения по времени возникновения.

5. Страны - лидеры в машиностроении.

6. Уровни развития машиностроения.

III. Закрепление.

IV. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент:

Сообщение темы урока.

Учитель: Посмотрите вокруг. Нас всюду окружает продукция одной из ведущих отраслей промышленности. Это и бытовая техника, и автомобили, компьютеры, и телефоны и многое, многое другое. Какая же отрасль даёт нам всё это?

Правильно, машиностроение. И так, тема нашего урока "Машиностроение мира".

А что же мы с вами сегодня должны будем узнать об этой отрасли?

Учащиеся: Совместно с учителем ставят цели урока.

II. Изучение нового материала.

Учитель: У вас на столах есть план нашего урока. И начнём мы урок с определения "Машиностроительный комплекс"

Учащиеся: Дают определение машиностроению.

Учитель: Машиностроение, как отрасль возникла 200 лет назад во время промышленной революции в Англии и прошло длительный путь развития. Давайте вспомним, как всё начиналось и совершим исторический экскурс в историю развития машиностроения. А поможет нам в этом I группа, которая приготовила историческую справку по истории развития машиностроения в зарубежном мире. Дадим им слово.

Выступление I группы: Показывают и комментируют слайды по истории развития машиностроения в зарубежном мире.

Учитель: Спасибо. А теперь давайте посмотрим как шло развитие машиностроения в нашей стране. Мы дадим слово

II группе. Пожалуйста, вам слово.

Учитель:

Посмотрите, сколько было сделано открытий в нашей стране от самых первых, простых, до изобретения космических аппаратов. Спасибо за работу.

Нужно отметить, что машиностроение - наиболее динамичная отрасль промышленности, которая отражает уровень развития страны. Оно является "авангардной" отраслью промышленности.

2. Деление отраслей машиностроения на "металлоёмкие", "наукоёмкие", "трудоёмкие.

Учитель:

Как вы помните, машиностроение состоит из множества подотраслей, но все их можно разделить на "металлоёмкие", "наукоёмкие" и "трудоёмкие". Давайте вспомним из курса 9 класса, какие отрасли называются "металлоёмкими", "наукоёмкими", и "трудоёмкими".

Учащиеся: Дают определение "металлоёмким", "наукоёмким" и "трудоёмким" отраслям.

Учитель: А теперь давайте выполним первое задание, которое есть у вас на листочках, а у меня на слайде.

Учащиеся: Выполняют задание.

Учитель: И так, что у нас получилось?

Учащиеся: Объясняют как они распределили отрасли и комментируют почему именно так.

Учитель: Хорошо. А теперь давайте проверим правильность ваших ответов. (демонстрация слайда для проверки). Так у вас получилось? Молодцы!

Презентация.

3. Факторы размещения машиностроения.

Учитель: Скажите, можно ли на севере Канады разместить завод по производству самолётов? Нет. А почему? Что нужно учитывать? Правильно, факторы размещения. А давайте вспомним, что такое факторы размещения отраслей.

Учащиеся: Дают определение "факторы размещения".

Учитель: Хорошо. А теперь, давайте посмотрим, какие факторы оказали влияние на размещение следующих отраслей машиностроения. Выполним задание № 2. (задание на слайде № 2).

Учащиеся: Выполняют задание.

Учитель: Давайте проверим, что у нас получилось.

Учащиеся: Комментируют выполненные задания.

Учитель: А теперь сверим, так ли у нас получилось? Молодцы! А скажите, какой фактор в последние годы становится значимым? Почему?

Верно, в эпоху НТР возрастает роль трудового фактора (наличие не только квалифицированных ресурсов, но также и рабочих рук); благоприятного положения, научный фактор.

4. Деление отраслей машиностроения по времени возникновения.

Учитель: Посмотрите, со сколькими отраслями мы с вами поработали.

Но все они появились в разное время. Давайте вспомним, как делятся отрасли машиностроения по времени возникновения.

Мы с вами выполним задание № 3. (слайд № 3).

Учащиеся: Выполняют задание № 3

- Мы с вами выполним задание № 3.

Учитель: Итак, какие же отрасли вы отнесли к старым отраслям? Хорошо! А какие к новым? Молодцы!

Теперь давайте проверим правильность нашей работы.

(слайд с проверкой задания № 3).

Скажите, роль какого фактора в последнее время уменьшается? Почему?

Учащиеся: Роль сырьевого фактора уменьшается, т.к. металл частично заменяется пластмассами и другими материалами.

Учитель: А какие отрасли растут наиболее быстрыми темпами?

Учащиеся: Старые отрасли находятся в упадке, либо стабилизируются новые - обнаруживают некоторый рост. Новейшие отрасли растут быстрыми темпами.

5. Страны - лидеры в машиностроении.

Учитель: А как вы думаете, все ли страны производят одинаковые объёмы продукции машиностроения? Нет, конечно!

Давайте мы с вами постараемся выделить лидеров в различных отраслях машиностроения. Для работы, мы разобьёмся на на пары. 1-я пара- займётся лидерами в станкостроении, 2-я пара - военно-промышленная электроника, 3-я пара - бытовая электроника, 4-я пара - судостроение, 5-я пара - авиастроение, 6-я пара - ж/д машиностроение, 7-я пара - автомобилестроение. Вы можете использовать дополнительную литературу, которая у вас на столах. После подготовки, каждая пара покажет на карте выявленных лидеров и прикрепит соответствующий значок. У вас на столах лежат листочки с условными знаками и значки.

Учащиеся: Выявляют лидеров. Отчёт пар. Остальные наносят на контурную карту лидеров, которых показывают пары (можно буквами).

Учитель: И так, давайте начнём. Пожалуйста, 1-я пара.

Учитель:

III группа готовила доклады о некоторых крупнейших ко цернах машиностроения. Давайте дадим им слово. Спасибо.

Молодцы! Ваши доклады мы вложим в папку, которую начали с вами собирать с 10 класса "Отраслевая география мира".

А теперь, посмотрите, пожалуйста, на логотипы автомобилей, и скажите, какие из них вы видели в нашем городе и откуда они родом. Молодцы!

  • А какие зарубежные фирмы работают у нас в России? А в нашей области? Хорошо!
  • А какие крупные российские концерны вы знаете и где они расположены?

Конечно российский автопром пока неконкурентноспособный, но улучшения уже наметились. Зато нашей военной технике нет аналогов в мире!

6. Уровни развития машиностроения.

Учитель: Посмотрите на карту машиностроения в атласе. Что показано цветовой гаммой? Правильно. По уровню машиностроения весь мир можно разделить на несколько регионов: Северная Америка, Европа, Азия, Африка, Южная Америка, СНГ.

Давайте попробуем дать характеристику каждому региону.

Мы поработаем в группах. I-я группа - характеризует Северную Америку, II-я группа - Европу; III-я группа - Азию; IV-я группа - СНГ; V-я группа - Латинскую Америку.

Учащиеся: Выполняют задание. Отчёт групп.

III. Закрепление.

Учитель: И так, какой вывод мы можем сделать, изучив сегодняшний материал?

Учащиеся: Машиностроение всё больше становится наукоёмкой и трудоёмкой отраслью хозяйства. Разные регионы имеют разный уровень развития машиностроения. Продукция машиностроения становится разнообразнее.

Учитель: Молодцы! А вот о разнообразии одной из ведущих отраслей машиностроения IV группа подготовила серию слайдов, которые назвала "Дорога от прошлого до настоящего". Вам слово.

IV. Рефлексия.

Учитель:

1. Что в работа на сегодняшнем уроке вам понравилась?

2. Что вызвало затруднения?

3. Какие знания полученные сегодня на уроке вам могут пригодиться?

IV. Задание на дом.

Подготовка к конференции. Быть готовым всем группам.

V. Выставление оценок.

Выставляются группам за работу. Оценки обсуждаются.