Цель:
- Закрепление знаний учащихся о природе, о взаимосвязи компонентов живой природы леса.
- Углубление знаний ребят о животном мире лесной полосы.
- Развитие речи; познавательной активности учащихся.
- Приобретение знаний по предмету учащимися в процессе игры.
- Воспитание любви к природе; бережное отношение к ней.
Оборудование:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор, экран.
- Презентация "Жизнь леса".
- Смайлики.
- Карта природных зон России.
- Индивидуальные веера цветик-семицветик.
- Жетоны для викторины.
1. Организационный момент.
(СЛАЙД 1-2)
- Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим всё ли у вас готово к уроку. Молодцы!
- Давайте посмотрим с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Покажите своё настроение с помощью карточек- смайликов.
- Ну что ж, мне очень хотелось бы, чтобы ваше настроение осталось таким же хорошим или даже улучшилось.
2. Повторение пройденного.
- Когда вы сегодня шли в школу, что интересного вы заметили?
- Какое было небо?
- Были ли облака? Как они выглядели?
- Был ли ветер?
- Видели ли вы птиц? Каких птиц вы видели?
Вывод: Молодцы! Вы много интересного увидели, значит вы очень наблюдательные.
3. Сообщение темы и цели урока:
(СЛАЙД 3)
- Сегодня мы продолжим разговор о разнообразии животных лесной полосы; о пользе этих животных; о необходимости охранять и беречь их; и проведём викторину "Лесные жители"
Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой не утаи:
Ты же видишь - мы свои"
(СЛАЙД 4-5)
(Карта природных зон)
- Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом огромном океане: белоствольные берёзки, тёмные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри.
- Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является - лес.
4. Проверка домашнего задания.
(СЛАЙД 6)
(ребята отвечают на вопросы учителя и на доске появляются карточки)
- Что такое лес? (природное сообщество)
Лес
Природное сообщество
- Какие организмы составляют природное сообщество?
- Растения
- Животные
- Грибы
- Микробы
- Как связаны между собой организмы в сообществе? (тесно связаны)
(- с помощью микробов опавшие листья и части растений перегнивают и превращаются в перегной;
- грибы помогают растениям всасывать из почвы воду;
- растения дают пищу животным)
(СЛАЙД 7)
- Давайте вспомним , как располагаются растения в лесу? (ярусами)
- воздушное пространство
- 5 ярус - деревья
- 4 ярус - кусты
- 3 ярус - трава, ягоды
- 2 ярус - мхи
- 1 ярус - почва
5. Заселяем лес.
(СЛАЙД 8)
- Весь лес от верхушки деревьев до земли заселён животными.
"Если знаешь лес, зверей
Назови их поскорей"
- Давайте оживим лес. По описанию узнать животного и поселить его в нужном ярусе в лесу.
- мелкое животное;
- живёт в дуплах деревьев
- зимой строит гнездо-гаюшку;
- у него пушистый хвост, на ушах кисточки;
- питается орехами, грибами, ягодами (белка - верхний ярус)
- Какие животные обитают ещё в верхнем ярусе? (птицы)
- Какие животные обитают в почве? (крот, черви)
- А в воде? (рыбы, земноводные)
- А в воздухе? (насекомые)
- Каких животных можно встретить в это время года в лесу?
(тигра, волка, лису, зайцев; птиц: дятла, синичек и др.)
(СЛАЙД 9)
- Кто из лесных жителей является символом Приморского края и изображён на гербе?
(тигр), (показать герб Приморского края)
6. Игра "Цветик-семицветик"
Учитель называет животное, а учащиеся с помощью "веера" показывают среду обитания этого животного.
- шмель - (4 ярус)
- ёж - (3 ярус)
- дятел - (5 ярус)
- черви - (1 ярус)
- белка - (5 ярус)
- крот - (1 ярус)
и т. д.
7. Физкультминутка
(СЛАЙД 10)
"Цапля весело гуляла.
Всех лягушек разогнала.
Покачалась, покачалась,
Тину с лапок обобрала, обобрала,
Шейкой длинной повертела,
Всю округу оглядела.
К солнцу сладко потянулась, потянулась,
Вся встряхнулась, вся встряхнулась,
И, укрывшись в камышах,
Затаилась, улыбнулась"
8. Аукцион
(СЛАЙД 11)
Учитель показывает открытку с изображением животного и говорит:
- эту открытку получит тот, кто ответит на большее количество вопросов о жизни, повадках, привычках и характере этого животного:
Рысь | Тигр | |
- рысь | 1. Как называют это животное? | - тигр |
- в лесах | 2. В лесах, в траве или воде оно живёт? | - в лесах |
- средних размеров (1 м 30 см) | 3. Большое это животное? | - 3,5 м, вес - 320 кг |
- мышей, птиц, зайцев, лосей, глухарей, детёнышей оленей и др. животных | 4. Чем оно питается? | - дикими кабанами, лошадьми, крупным рогатым скотом, мышами, жабами и даже насекомыми |
- только ночью, днём прячется | 5. Питается ночью или днём? | - ночью |
- да | 6. Опасно ли для человека? | - да |
- нет | 7. Строит ли себе дом? | - нет |
- да | 8. Содержат ли его в зоопарке? | - да |
- нет | 9. Выступает ли в цирке? | - да |
- прячется в засаде на дереве, прыгает сверху на спину | 10. Как настигает свою добычу? | - идёт по следу, догоняет, быстро заходит наперёд, поджидает, нападает |
- визгливый голос, как у молодых дерущихся котов. Хорошо плавает, лазает по деревьям. | 11. Своё мнение об этом животном | - Лазает по деревьям. "Кабаний пастух"- берет только одного кабана. ( в то время как волк- сколько успеет) |
Итог: Открытку получает тот, у кого оказалось больше жетонов.
9. Викторина " Лесные жители"
(СЛАЙД 12-15)
"Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя окружают гурьбой"
Правила:
- За правильный ответ-жетон
- Отвечать, когда тебя спрашивают
- Не кричать (вопрос снимается)
- Победит тот, кто наберёт большее количество жетонов
Вопросы:
- Кто из зверей запасает себе еду на зиму? (белка, барсук, мышь, крот, бурундук)
- Кто из птиц в сильные морозы прилетает к человеку? (синица, воробей, поползень)
- Кто из птиц выводит птенцов в лютые морозы? (клёст, кедровка)
- Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Имеет длинное жало. Его полёт сопровождается звенящим звуком. (комар)
- Маленькие нелетающие чёрные или рыжие насекомые, живущие большими группами, жильё которых в лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в сказках и баснях. (муравьи)
- Что является лучшим лакомством для лосей, оленей, косуль? (соль)
- Какое насекомое носит " чин" морского офицера? (бабочка- адмирал)
- Детёныши каких животных питаются молоком чужой матери? (зайчата)
- Животное, которое строит себе дом на реке, сооружает плотины? (бобр)
- Сосёт ли медведь лапу зимой? Почему так говорят? (нет)
- каких животных спасут люди, если будут охранять сосны и ели? ( клеста, белку, дятла)
- Кто из птиц не высиживает сам птенцов? (кукушка)
Подводится итог: (у кого сколько жетонов )
10. Итог урока.
(СЛАЙД 16)
Наша природа удивительно красива. Всё в природе взаимосвязано. Одно зависит от другого. (природное равновесие)
Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться.
Необходимы животные и нам - людям. (продукты питания, одежда)
В нашей стране принят "Закон об охране и использовании животного мира"
Почему? (дети отвечают)
Под охраной животные находятся в заповедниках (помогает спасению животных и зоопарки) (СЛАЙД 17)
В Приморском крае - 6 заповедников и 11 заказников
Я хочу, чтобы знания, которые вы получаете на уроках пригодились вам в жизни.
Давайте стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручейки, цвели цветы, пели птицы.
(СЛАЙД 18)
Стихотворение (читает ученик)
Любите родную природу -
Озёра, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
11. Рефлексия
- А теперь покажите ваше настроение. Как оно изменилось к концу урока? (карточки - смайлики)
Оценивание
Спасибо за урок!