Конспект занятий по развитию речи для детей подготовительной к школе группы "В гостях у тетушки Мастерицы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Познакомить детей с национальной кожаной мозаикой.
  2. Закреплять знания детей о вышивке – русской и татарской.
  3. Воспитывать у детей интерес к народному творчеству.
  4. Создавать у детей радостное настроение от прикосновения с прекрасным.

Материал:

  • костюм тетушки Мастерицы,
  • элементы дворца Мастеров,
  • сундучок, ткани, мулине;
  • иголки, наперсток, пяльца;
  • иллюстрации с изображением татарской кожаной обуви.

Словарная работа: кожаная мозаика, ичеги, купцы.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, фотографий и реальных предметов с русской и татарской вышивками.

Ход занятия

(Одна половина группы оформлена как сказочная страна тетушки Мастерицы. На переднем плане группы изображение необычной двери, кругом зеленая поляна.)

Воспитатель: Ребята, сегодня я получила посылку от тетушки Мастерицы. Как-то она уже была у нас в гостях. Давайте посмотрим, что же находится в этой посылке!

(Воспитатель открывает посылку, дети помогают ей достать из посылки письмо и клубок ниток.)

Воспитатель зачитывает письмо:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я недавно побывала у вас в гостях. Вы мне показывали свой детский сад, рассказывали о том, чем вы занимаетесь, что вас интересует. Мне очень понравилось у вас. Я вам много рассказывала о своей стране Мастеров, а теперь приглашаю вас к себе в гости, в сказочную страну. Волшебный клубочек укажет вам дорогу. По дороге вас ждут небольшие трудности. Я уверена, что вы их преодолеете и тогда попадете в страну Мастеров, в их сказочный дворец. Счастливого пути!»

Воспитатель: Ребята, вы готовы к путешествию?

Воспитатель (кидает клубочек и говорит слова):

Покажи клубок дорогу
Нам к волшебному порогу.
Обещаем не лениться
И всему там научиться!

(Дети с воспитателем идут за клубком. Подходят к двери, а на ней записка. Воспитатель читает: «Для чего нужна вышивка?» Дети отвечают, дверь открывается.)

Воспитатель: Вот и чудесная страна! Как здесь сказочно красиво! Как здесь много зелени и цветов! А вот и тропинка. Пойдемте по ней.

(Идя по тропинке, ребята отвечают на вопросы, которые встречаются на их пути.)

  1. На чем вышивали мастерицы?
  2. Что необходимо им для вышивания?
  3. Для чего занимались вышивкой русские и татары?
  4. Чем отличаются вышивки русских и татарских мастерий?
  5. Чем похожи вещи, вышитые русскими и татарскими узорами?

(На последней записке написано: «Закройте глаза и медленно сосчитайте до 10». Пока дети считают, воспитатель переодевается тетушкой Мастерицей.)

Тетушка Мастерица: Здравствуйте, дорогие гости! Я очень рада, что вы смогли ответить на все вопросы. Молодцы! Оглядите зал, я приготовила для вас много интересного.

(В зале развешаны рисунки изделий из кожи.)

Тетушка Мастерица: Ребята, я хочу вам рассказать о том, каким искусством занимались татарские мастера. Это искусство кожаной мозаики. Этим славится татарская национальная обувь. Узорные кожаные ичеги, туфли, мягкие сапожки пользовались большим спросом. Многим она нравилась и их с удовольствием покупали. Их изготавливали из мягкой кожи. Приезжие купцы (торговцы) увозили их на продажу в дальние страны. Большой популярностью она пользовалась и у русских девушек. Женские ичеги и туфли делались на мягкой и жесткой подошве. С мягкой подошвой носили дома, а с жесткой – надевали на улицу. Кожа красилась в желтый, голубой, зеленый, синий, коричневый и красный цвета. Вырезанные кусочки кожи в форме различных элементов использовались в составлении узора ичегов, туфель и сапожек. Всего существует три мозаичных орнамента:

  • двулистики;
  • мотивы сердечки и волны;
  • лотосовидные или роговидные мотивы.

А теперь давайте подойдем поближе и рассмотрим эти красочные изделия.

Тетушка Мастерица: В старинные времена татарские девушки и юноши надевали свои наряды и красивую обувь, пели и танцевали.

(Звучит плясовая «Апипя» и дети вместе с тетушкой Мастерицей исполняют этот танец.)

Тетушка Мастерица: Спасибо, ребята, за веселье! А сейчас вам пора возвращаться, и я хочу подарить вам на память о нашей встрече сундучок. Там для вас сюрприз, но его откройте, когда вернетесь в группу. А теперь закройте глаза и медленно считайте до 10.

(Пока дети считают, воспитатель переодевается.)

Воспитатель: Ну, вот ребята, вы снова вернулись в группу. Понравилось вам в гостях у тетушки Мастерицы? Что вы там узнали нового? (Ответы детей.) А что это за сундучок? Давайте откроем его!

(В сундучке дети найдут ткани, мулине, пяльца и иголки. Все это осматривается, и воспитатель обещает детям научить их рукоделию.)