Программное содержание:
- Познакомить детей с национальной кожаной мозаикой.
- Закреплять знания детей о вышивке – русской и татарской.
- Воспитывать у детей интерес к народному творчеству.
- Создавать у детей радостное настроение от прикосновения с прекрасным.
Материал:
- костюм тетушки Мастерицы,
- элементы дворца Мастеров,
- сундучок, ткани, мулине;
- иголки, наперсток, пяльца;
- иллюстрации с изображением татарской кожаной обуви.
Словарная работа: кожаная мозаика, ичеги, купцы.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, фотографий и реальных предметов с русской и татарской вышивками.
Ход занятия
(Одна половина группы оформлена как сказочная страна тетушки Мастерицы. На переднем плане группы изображение необычной двери, кругом зеленая поляна.)
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила посылку от тетушки Мастерицы. Как-то она уже была у нас в гостях. Давайте посмотрим, что же находится в этой посылке!
(Воспитатель открывает посылку, дети помогают ей достать из посылки письмо и клубок ниток.)
Воспитатель зачитывает письмо:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я недавно побывала у вас в гостях. Вы мне показывали свой детский сад, рассказывали о том, чем вы занимаетесь, что вас интересует. Мне очень понравилось у вас. Я вам много рассказывала о своей стране Мастеров, а теперь приглашаю вас к себе в гости, в сказочную страну. Волшебный клубочек укажет вам дорогу. По дороге вас ждут небольшие трудности. Я уверена, что вы их преодолеете и тогда попадете в страну Мастеров, в их сказочный дворец. Счастливого пути!»
Воспитатель: Ребята, вы готовы к путешествию?
Воспитатель (кидает клубочек и говорит слова):
Покажи клубок дорогу
Нам к волшебному порогу.
Обещаем не лениться
И всему там научиться!
(Дети с воспитателем идут за клубком. Подходят к двери, а на ней записка. Воспитатель читает: «Для чего нужна вышивка?» Дети отвечают, дверь открывается.)
Воспитатель: Вот и чудесная страна! Как здесь сказочно красиво! Как здесь много зелени и цветов! А вот и тропинка. Пойдемте по ней.
(Идя по тропинке, ребята отвечают на вопросы, которые встречаются на их пути.)
- На чем вышивали мастерицы?
- Что необходимо им для вышивания?
- Для чего занимались вышивкой русские и татары?
- Чем отличаются вышивки русских и татарских мастерий?
- Чем похожи вещи, вышитые русскими и татарскими узорами?
(На последней записке написано: «Закройте глаза и медленно сосчитайте до 10». Пока дети считают, воспитатель переодевается тетушкой Мастерицей.)
Тетушка Мастерица: Здравствуйте, дорогие гости! Я очень рада, что вы смогли ответить на все вопросы. Молодцы! Оглядите зал, я приготовила для вас много интересного.
(В зале развешаны рисунки изделий из кожи.)
Тетушка Мастерица: Ребята, я хочу вам рассказать о том, каким искусством занимались татарские мастера. Это искусство кожаной мозаики. Этим славится татарская национальная обувь. Узорные кожаные ичеги, туфли, мягкие сапожки пользовались большим спросом. Многим она нравилась и их с удовольствием покупали. Их изготавливали из мягкой кожи. Приезжие купцы (торговцы) увозили их на продажу в дальние страны. Большой популярностью она пользовалась и у русских девушек. Женские ичеги и туфли делались на мягкой и жесткой подошве. С мягкой подошвой носили дома, а с жесткой – надевали на улицу. Кожа красилась в желтый, голубой, зеленый, синий, коричневый и красный цвета. Вырезанные кусочки кожи в форме различных элементов использовались в составлении узора ичегов, туфель и сапожек. Всего существует три мозаичных орнамента:
- двулистики;
- мотивы сердечки и волны;
- лотосовидные или роговидные мотивы.
А теперь давайте подойдем поближе и рассмотрим эти красочные изделия.
Тетушка Мастерица: В старинные времена татарские девушки и юноши надевали свои наряды и красивую обувь, пели и танцевали.
(Звучит плясовая «Апипя» и дети вместе с тетушкой Мастерицей исполняют этот танец.)
Тетушка Мастерица: Спасибо, ребята, за веселье! А сейчас вам пора возвращаться, и я хочу подарить вам на память о нашей встрече сундучок. Там для вас сюрприз, но его откройте, когда вернетесь в группу. А теперь закройте глаза и медленно считайте до 10.
(Пока дети считают, воспитатель переодевается.)
Воспитатель: Ну, вот ребята, вы снова вернулись в группу. Понравилось вам в гостях у тетушки Мастерицы? Что вы там узнали нового? (Ответы детей.) А что это за сундучок? Давайте откроем его!
(В сундучке дети найдут ткани, мулине, пяльца и иголки. Все это осматривается, и воспитатель обещает детям научить их рукоделию.)