Глава II. "МЫ в ответе..."
Тема урока: "Что значит быть человеком?"
Работа с текстом Сухомлинского В.А. "Обыкновенный человек"; текстом Григорьева О.Е. "Витамин роста".
Цели уроков:
- осмысление основного человеческого качества - доброты, способности и необходимости думать и заботиться о других;
- работа над особенностями стихотворной формы.
ХОД УРОКА
1) ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
- Какова главная мысль рассказа Сухомлинского "Обыкновенный человек"?
(Заслушать записи сделанные дома)
Вывод: Человек - это тот, кто без напоминания и просьб придёт на помощь.
- Какое качество характера автор считает главным для человека? Согласны ли вы с автором?
(На доске появляются слова, которые называют дети: доброта, сострадание, сочувствие, чуткость, забота, ответственность, отзывчивость ).
- И всё же, человека, обладающего такими чертами - Сухомлинский называет ОБЫКНОВЕННЫМ. (Таким надо быть всем!)
2) РАБОТА С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ О.Е. Григорьева "ВИТАМИН РОСТА".
- Понравилось ли вам произведение О.Е. Григорьева?
- Какое оно: смешное, серьёзное или...? (История вроде бы и смешная, но если разобраться в мотивах поведения мальчика, то поступил он именно по-человечески, пожалев подопытного крысёнка, проявив гуманизм, хотя и не знает герой такого слова.)
- Кто главный герой (или герои)?(Учитель и ученик)
- Кто из них обладает чувством юмора? Докажи. (Выборочное чтение. Прочитай те места, где ты смеялся, или хотя бы улыбнулся: слог учителя, сидел под столом с морковкой в кармане. Наказание, придуманное учителем для Смирнова.)
- Связано это произведение с произведением В.А. Сухомлинского? Если связано, то как? (ПОДСКАЗКА: Какими человеческим качеством обладают эти герои?) (ДОБРОТА, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ) (Мальчик показал урок доброты. Он поступил ГУМАННО. Учитель тоже поступает гуманно и, кроме того, оказывается ещё и человеком с юмором.)
3) РАБОТА по сравнению произведений: О.Е. Григорьев "ВИТАМИН РОСТА" и Антония Погореловского "ЧЁРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ".
- Сравните поступки двух мальчиков. Постарайтесь объяснить, почему они так по-разному поступают?
- За какие поступки и душевные качества вы порицаете Алёшу, а за какие нет? Какой из его поступков вам кажется самым безобразным? Почему он его совершает?
- Можно ли Алёшу назвать бессовестным? Что вы вкладываете в это понятие?
4) РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЖАНРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Каков жанр произведения О.Е. Григорьева?
Почему автор так странно определил жанр своего произведения?
Поработайте со словом С Т И Х О Т В О Р Е М А. Какие ассоциации связываете вы с этим словом?
Можно ли считать это произведение стихотворением? (Наверное, можно, ведь в нём есть 1) рифмы; 2) графика произведения - деление на строчки.)
5) ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ,
- А хочется перечитать это произведение по ролям?
- Кто какие роли хотел бы исполнять?
6) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Подготовьте чтение по ролям.
7) ИТОГ
Какими чертами обладает ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК?