Урок литературного чтения "Что значит быть человеком". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Глава II. "МЫ в ответе..."

Тема урока: "Что значит быть человеком?"

Работа с текстом Сухомлинского В.А. "Обыкновенный человек"; текстом Григорьева О.Е. "Витамин роста".

Цели уроков:

  • осмысление основного человеческого качества - доброты, способности и необходимости думать и заботиться о других;
  • работа над особенностями стихотворной формы.

ХОД УРОКА

1) ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

- Какова главная мысль рассказа Сухомлинского "Обыкновенный человек"?

(Заслушать записи сделанные дома)

Вывод: Человек - это тот, кто без напоминания и просьб придёт на помощь.

- Какое качество характера автор считает главным для человека? Согласны ли вы с автором?

(На доске появляются слова, которые называют дети: доброта, сострадание, сочувствие, чуткость, забота, ответственность, отзывчивость ).

- И всё же, человека, обладающего такими чертами - Сухомлинский называет ОБЫКНОВЕННЫМ. (Таким надо быть всем!)

2) РАБОТА С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ О.Е. Григорьева "ВИТАМИН РОСТА".

- Понравилось ли вам произведение О.Е. Григорьева?

- Какое оно: смешное, серьёзное или...? (История вроде бы и смешная, но если разобраться в мотивах поведения мальчика, то поступил он именно по-человечески, пожалев подопытного крысёнка, проявив гуманизм, хотя и не знает герой такого слова.)

- Кто главный герой (или герои)?(Учитель и ученик)

- Кто из них обладает чувством юмора? Докажи. (Выборочное чтение. Прочитай те места, где ты смеялся, или хотя бы улыбнулся: слог учителя, сидел под столом с морковкой в кармане. Наказание, придуманное учителем для Смирнова.)

- Связано это произведение с произведением В.А. Сухомлинского? Если связано, то как? (ПОДСКАЗКА: Какими человеческим качеством обладают эти герои?) (ДОБРОТА, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ) (Мальчик показал урок доброты. Он поступил ГУМАННО. Учитель тоже поступает гуманно и, кроме того, оказывается ещё и человеком с юмором.)

3) РАБОТА по сравнению произведений: О.Е. Григорьев "ВИТАМИН РОСТА" и Антония Погореловского "ЧЁРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ".

- Сравните поступки двух мальчиков. Постарайтесь объяснить, почему они так по-разному поступают?

- За какие поступки и душевные качества вы порицаете Алёшу, а за какие нет? Какой из его поступков вам кажется самым безобразным? Почему он его совершает?

- Можно ли Алёшу назвать бессовестным? Что вы вкладываете в это понятие?

4) РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЖАНРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Каков жанр произведения О.Е. Григорьева?

Почему автор так странно определил жанр своего произведения?

Поработайте со словом С Т И Х О Т В О Р Е М А. Какие ассоциации связываете вы с этим словом?

Можно ли считать это произведение стихотворением? (Наверное, можно, ведь в нём есть 1) рифмы; 2) графика произведения - деление на строчки.)

5) ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ,

- А хочется перечитать это произведение по ролям?

- Кто какие роли хотел бы исполнять?

6) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Подготовьте чтение по ролям.

7) ИТОГ

Какими чертами обладает ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК?