Открытый урок по литературному чтению во 2-м классе «Работа над рассказом Л.Н. Толстого "Лев и собачка"»

Разделы: Начальная школа


Цели:

1) Формирование представлений учащихся об изображении в художественных текстах способности человека понять, пожалеть "зверьё как братьев наших меньших" и защитить природу.

2) Отработка навыков выразительного чтения.

3) Развитие монологической речи учащихся, при передаче своих художественных впечатлений от прочитанного.

4) Отношение к природе - проба на человечность. Основы настоящей дружбы.

5) Наблюдение над способами создания характеров героев, их взаимоотношений.

Материал к уроку: текст произведения Л.Н. Толстого "Лев и собачка", книги Л.Н. Толстого, портрет Л.Н. Толстого, рисунки детей.

ХОД УРОКА

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

(Текст Л.Н. Толстого "Орёл").

- Как вы думаете, зачем автор рассказал нам эту историю?

- Как поступили люди в этом произведении? Найдите самое точное слово для оценки поступка. (Бесчеловечность).

- Найти и зачитать отрывок, в котором говорится, как орёл ласкал птенцов. (с.108)

- Почему автор так подробно описывает эту сцену?

- Как вы думаете, почему автор сначала пишет, что орёл "громко закричал" и "тяжело полетел к морю", а затем пишет: "Он летел тихо и низко над землёю"?

- Каков жанр этого произведения?

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА.

Сегодня изучаемое произведение - по жанру - тоже быль Называется оно "Лев и собачка". Это произведение нам уже знакомо. Мы читали его на страницах "Азбуки" Л.Н. Толстого в 1 классе.

Хотите ещё раз услышать (вспомнить) это произведение?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

(Открыть книги)

- Но прежде нам надо понять значения некоторых слов, их особенности. В учебнике у нас есть цепочки слов: собака - собачка - собачонка;

взгляд - глядеть - поглядеть;

рык - рычать - зарычать;

боль - болеть - заболеть.

Работа с цепочками (однокоренных) слов.

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА УЧИТЕЛЕМ.

(В.А. Лазарева "Литературное чтение" 2 класс, стр. 110 - 112)

БЕСЕДА ПОСЛЕ ЗНАКОМСТВА С ТЕКСТОМ.

- Что вас поразило в этом рассказе?

- Почему автор по-разному называет собачку в начале и конце произведения?

- Правильны ли были наши предположения по этому поводу? (Вспомнить словарную работу.)

- Почему лев так обращался с этой собачкой?

ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ.

- Найти в тексте и прочитать, как переживал лев смерть собачки. (стр. 112 и до конца)

- Как вы догадались, что лев скучал?

- Можете ли вы привести примеры из жизни , или из жизни литературных героев, где рассказывается о дружбе между животными?

ОБОБЩЕНИЕ.

- Вы привели примеры дружбы между животными, читали произведения о дружбе между людьми.

- А как должны жить на Земле люди и звери?

(СЛОВО УЧИТЕЛЯ: у орла отобрали то, что он добыл, а лев демонстрирует прямо человеческую привязанность к маленькой собачке.)

ИТОГ.

- Так чему же мы смогли научиться, прочитав это произведение?

- Как должны жить на Земле люди и животные? (слова песни "Не дразните собак, не гоняйте кошек, не жалейте для птиц ни зерна , ни крошек. И тогда воробьи песенкой разбудят. И царапать и кусать вас никто не будет".)

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ: ЛЮДИ - КАК ЗВЕРИ, ЗВЕРИ - КАК ЛЮДИ.

ДОПОЛНЕНИЕ. ОБРАЗНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЕТЬМИ НРАВСТВЕННЫХ УРОКОВ.

- Я прочитаю ещё один текст, а вы допишите к нему окончание. Всего одно предложение. (В тетрадь)

Чтение учителем рассказа В.А. Сухомлинского "Старый пёс" (В.А. Лазарева "Литературное чтение", 2 класс, стр. 120 - 121)

У автора "ЧТОБЫ ТЕБЕ НЕ БЫЛО СКУЧНО"...

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Слово учителя.

- Я не хочу оставлять одиноким льва. Нарисуйте картину, где лев вместе с собачкой.

Найти и прочитать произведение В.А. Сухомлинского "Старый пёс".