Цели:
1) Формирование представлений учащихся об изображении в художественных текстах способности человека понять, пожалеть "зверьё как братьев наших меньших" и защитить природу.
2) Отработка навыков выразительного чтения.
3) Развитие монологической речи учащихся, при передаче своих художественных впечатлений от прочитанного.
4) Отношение к природе - проба на человечность. Основы настоящей дружбы.
5) Наблюдение над способами создания характеров героев, их взаимоотношений.
Материал к уроку: текст произведения Л.Н. Толстого "Лев и собачка", книги Л.Н. Толстого, портрет Л.Н. Толстого, рисунки детей.
ХОД УРОКА
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
(Текст Л.Н. Толстого "Орёл").
- Как вы думаете, зачем автор рассказал нам эту историю?
- Как поступили люди в этом произведении? Найдите самое точное слово для оценки поступка. (Бесчеловечность).
- Найти и зачитать отрывок, в котором говорится, как орёл ласкал птенцов. (с.108)
- Почему автор так подробно описывает эту сцену?
- Как вы думаете, почему автор сначала пишет, что орёл "громко закричал" и "тяжело полетел к морю", а затем пишет: "Он летел тихо и низко над землёю"?
- Каков жанр этого произведения?
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА.
Сегодня изучаемое произведение - по жанру - тоже быль Называется оно "Лев и собачка". Это произведение нам уже знакомо. Мы читали его на страницах "Азбуки" Л.Н. Толстого в 1 классе.
Хотите ещё раз услышать (вспомнить) это произведение?
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
(Открыть книги)
- Но прежде нам надо понять значения некоторых слов, их особенности. В учебнике у нас есть цепочки слов: собака - собачка - собачонка;
взгляд - глядеть - поглядеть;
рык - рычать - зарычать;
боль - болеть - заболеть.
Работа с цепочками (однокоренных) слов.
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА УЧИТЕЛЕМ.
(В.А. Лазарева "Литературное чтение" 2 класс, стр. 110 - 112)
БЕСЕДА ПОСЛЕ ЗНАКОМСТВА С ТЕКСТОМ.
- Что вас поразило в этом рассказе?
- Почему автор по-разному называет собачку в начале и конце произведения?
- Правильны ли были наши предположения по этому поводу? (Вспомнить словарную работу.)
- Почему лев так обращался с этой собачкой?
ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ.
- Найти в тексте и прочитать, как переживал лев смерть собачки. (стр. 112 и до конца)
- Как вы догадались, что лев скучал?
- Можете ли вы привести примеры из жизни , или из жизни литературных героев, где рассказывается о дружбе между животными?
ОБОБЩЕНИЕ.
- Вы привели примеры дружбы между животными, читали произведения о дружбе между людьми.
- А как должны жить на Земле люди и звери?
(СЛОВО УЧИТЕЛЯ: у орла отобрали то, что он добыл, а лев демонстрирует прямо человеческую привязанность к маленькой собачке.)
ИТОГ.
- Так чему же мы смогли научиться, прочитав это произведение?
- Как должны жить на Земле люди и животные? (слова песни "Не дразните собак, не гоняйте кошек, не жалейте для птиц ни зерна , ни крошек. И тогда воробьи песенкой разбудят. И царапать и кусать вас никто не будет".)
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ: ЛЮДИ - КАК ЗВЕРИ, ЗВЕРИ - КАК ЛЮДИ.
ДОПОЛНЕНИЕ. ОБРАЗНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЕТЬМИ НРАВСТВЕННЫХ УРОКОВ.
- Я прочитаю ещё один текст, а вы допишите к нему окончание. Всего одно предложение. (В тетрадь)
Чтение учителем рассказа В.А. Сухомлинского "Старый пёс" (В.А. Лазарева "Литературное чтение", 2 класс, стр. 120 - 121)
У автора "ЧТОБЫ ТЕБЕ НЕ БЫЛО СКУЧНО"...
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Слово учителя.
- Я не хочу оставлять одиноким льва. Нарисуйте картину, где лев вместе с собачкой.
Найти и прочитать произведение В.А. Сухомлинского "Старый пёс".