Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Закреплять умение определять позицию звука в слове.
- Расширять представления детей о транспорте.
- Познакомить детей с синтаксическими нормами (интонация) (! ?)
- Упражнять в составлении предложений.
Развивающие задачи:
- Развивать зрительное и слуховое внимание, речь.
- Продолжать развивать навыки обобщения.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение и желание оказывать помощь в процессе совместной практической деятельности.
Методические приемы: художественное слово, звуковое письмо, сюрпризный момент, игра - упражнение "Какая вода", метод наглядного моделирования (пиктограмма), метод противоречий "Хорошо - плохо", игра - упражнение "Допиши и назови", игра " Сложи фонарик", музыкальная игра "Если нравится тебе..."
Словарная работа:
- Введение новых слов - искрится, журчит, переливается, бурлит, др., восклицательный, вопросительный знаки.
- Активный словарь - транспорт, звук, иллюминатор, самоходка, пещера др.
- Пассивный словарь - пиктограммы, самоцветы, минералы, др.
Предварительная работа: чтение волшебных сказок, беседы и наблюдение транспорта, знакомство с символами, схемами, дидактические игры и упражнения на развитие связной речи, логического мышления.
Демонстрационный материал и оборудование: сундучок с атрибутами, конверты с заданиями, предметные картинки для составления слова ПУТЕШЕСТВИЕ по первому звуку; магнитная доска с набором букв; пиктограмма о водном транспорте; плоскостное изображение дерева, голубая ткань имитирующая реку, крупный строительный материал со словами , тоннель - пещера, клубочек.
ТСО: магнитофон, аудикассеты с муз.произведениями.
Раздаточный материал: карточки со словами к игре "Допиши и назови", простые карандаши, контур и цветные элементы фонарика, клей.
Ход занятия
- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их.
"Весенний луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра.
Сегодня гости - значит, праздник.
И главный гость на нем - ..."
- Догадайтесь, кто?
Задорная, но не пляска,
Интересная, но не сказка.
Увлекательная, но не кино,
Но ты любишь ее все равно.
- Не догадались, что это? Слушайте дальше.
Это мозаика, прятки, лапта.
А одним словом это ... (игра)
- К нам в гости сегодня пришла игра, (воспитатель ищет игру, находит сундучок) звучит звуковое письмо:
"Внимание! Внимание!
Случилась беда!
У гномов из сказки
Пропала игра.Злой тролль игру нашу заколдовал,
В пещере запрятал, замуровал.
Мы просим детей нам на помощь прийти,
Игру нам на радость скорее найти.Чтоб в сказку попасть,
Колпачки надевайте,
Название сказки скорей называйте.Дорога к пещере сложна и опасна,
Задания тролля нам, гномам, не ясны.
Мы вам предлагаем задания эти
Вы ж самые умные дети на свете".
(звучит музыка, воспитатель предлагает детям "превратиться" в сказочных героев, дети надевают колпачки, воспитатель - "волшебную" накидку)
- Ребята, на каких сказочных героев вы стали похожи?
- Кто написал эту чудесную сказку, как она называется?
- Ну, раз вы гномы, то я стану Белоснежкой. В сундучке еще лежит "волшебный" клубочек:
У клубочка повернись.
Быстро в сказке окажись.
I-2-3-4-5 он вам будет помогать.
(воспитатель бросает клубочек к 1-му заданию)
1 задание:
Один из детей читает: "Угадайте спрятанное слово по первым звукам на картинках"
{дети выделяют 1-ый звук в слове и обозначают его буквой на магнитной доске, составляют слово ПУТЕШЕСТВИЕ).
- Друзья, нам предстоит путешествие. Что мы с вами возьмем с собой? (ответы).
- Я предлагаю взять с собой диван, газовую плиту, др. (ответы обсуждаются).
(воспитатель бросает клубочек к реке)
2 задание.
Дети подходят к реке. Воспитатель предлагает отдохнуть, вымыть руки, ополоснуть лицо.
Игра-упражнение "Какая вода"
(на подбор глаголов и эпитетов к слову вода)
В реке находят конверт с заданием. Ребенок читает: "Впишите пропущенные буквы. Прочтите слово. Расскажите о водном транспорте.
Игра-упражнение "Допиши и назови"
(слова: теп...охо..., авт...моб...ль, трамв:., ве...толё..., ав...о...ус, ме...еор, р...кет...)
- Прочтите свои слова. Как их можно назвать, одним словом? (транспорт)
- Жители сказочной страны просили рассказать им о водном транспорте. Какой транспорт мы называем водным? (ответы)
- Расскажите все о транспорте, по пиктограмме, (дети рассказывают)
(клубочек перепрыгивает через реку)
- А на каком сказочном транспорте мы можем перебраться через волшебную реку? (дети называют и перебираются на другой берег) (клубочек подкатывается к пещере, у входа - завал из "камней" (строитель), на которых написаны слова и синтаксические знаки . ! ?)
Ребенок читает задание: "Разберите завал. Составьте предложение." Дети выкладывают предложение "Путь к игре свободен". Воспитатель, знакомит детей с синтаксическими знаками. Учит интонационному выражению, при прочтении повествовательного, вопросительного и восклицательного предложения)
(заглядывают в пещеру, звучит тревожная музыка)
Дид. игра "Хорошо - плохо"
(метод противоречий, слово "темнота")
У основания пещеры находят контуры фонариков и цветные "осколки". Задание: "Чтобы осветить пещеру, нужно отремонтировать фонарики, вставить в них камни - самоцветы)
Игра "Сложи фонарик"
(дети "освещают" фонариками пещеру, пролезают сквозь "тоннель")
Звучит запись:
Вы все смогли,
Вы все преодолели.
Победу праздновать пора.
В награду вам, друзья, игра!
(находят Книгу игр)
- В этой книге много увлекательных игр. Мы с вами сделали доброе дело, помогли сказочным жителям игру, с ней к ним вернулось веселье, радость. Да и троллю стало скучно без игры, предлагает он нам в одну из них поиграть.
Муз.игра "Если нравится тебе..."
- А теперь нам пора возвращаться из сказки. Где же клубочек?
1, 2, 3, вокруг клубочка покружись.
Снова в группе окажись.
(дети снимают колпачки, воспитатель - накидку.)
- Вот и закончилась наша игра - путешествие. Вам понравилось играть?
- Мне тоже очень понравилось
(дети убирают атрибуты, уходят)