Цель: обобщить и систематизировать знания детей о видах транспорта; учить детей соотносить графическое изображение (схему) с их назначением, при составлении путеводителя по Казани; обогащать словарный запас, развивать логическое мышление, конструктивные способности детей.
Материал: фотографии, иллюстрации с изображением различных видов транспорта, достопримечательностей Казани; книжка - путеводитель с графическим изображением Кремля; графические схемы основных транспортных средств и транспортных узлов города; дид.игра "Геометрическая мозаика".
Ход занятия
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Александровна. Вы видите меня первый раз, и я вас не знаю, но очень хочу узнать о вас побольше и подружиться с вами.
Для этого я предлагаю поиграть в игру "Волшебный клубочек". Когда я была маленькой девочкой, мама называла меня Леночка, солнышко. А как вас ласково называют родители и друзья.
Давайте будем передавать клубочек друг другу и называть себя ласково.
Ну вот, мы с вами познакомились поближе, мы все связаны одной ниточкой в один клубочек - мы подружились.
Ребята, сегодня мы видимся впервые, но я думаю когда - нибудь мы снова повстречаемся, потому что все мы живем в одном городе. Жители нашего города очень дружны. В нашем городе дружно живут татары и русские, марийцы и чуваши, люди других национальностей.
А как называется город, в котором мы живем? (ответы детей)
Скоро у нашего города будет день рождения. Кто знает, сколько лет ему исполнится? (1000 лет)
Как вы отмечаете свой день рождения? Кто к вам приходит? (ответы детей)
На день рожденья города к нам соберется много гостей. Они приедут из других городов, деревень, других стран, но гости не знают наш город так хорошо, как мы. Давайте попробуем им помочь и составим путеводитель, который поможет им ориентироваться в нашем городе, поможет им быстро добраться до нужного места и не заблудиться.
Каждый город имеет свой символ, по - которому его можно узнать. Например, в Москве это что? (Красная площадь). В Париже - Эйфелева башня, в Санкт - Петербурге - крейсер "Аврора". Подумайте, а что является символом нашего города?
Да, главным символом города Казани является Кремль и башня Сююмбике, которая находится в Кремле. Поэтому в центре первой страницы нашего Путеводителя мы поместили символ нашего города.
Как вы думаете, на чем могут приехать к нам гости из других городов? (ответы детей)
Как называется транспорт, который ходит по воде? (водный) Посмотрите на этот знак, мы им обозначим на нашем путеводителе водный транспорт ( символ закрепляется в одном из углов страницы).
Почему именно им? Что на нем изображено? Какой водный транспорт вы знаете? Подберите соответствующие символы - знаки и закрепите. Как называется транспорт, который летает по воздуху? (воздушный). Какой знак нам подойдет? Выберите. Какой воздушный транспорт вы знаете? Перенесите символы на карту.
Как вы думаете, какому виду транспорта соответствует этот знак. Что на нем видите? (железную дорогу). Как называется транспорт, который ходит по железной дороге? Какой железнодорожный транспорт вы знаете. Найдите его на карточках.
А как называется транспорт, который ходит по автотрассам? (автомобильный). Какой автомобильный транспорт вы знаете, выберите карточки и назовите его.
Вот мы и составили 1-ю страницу путеводителя. По нашей карте мы видим, что до нашего города можно добраться на всех видах транспорта: воздушном, водном, железнодорожном, автомобильном.
Физ. минутка
Ребята, на празднике будет много иностранных гостей, многие из них не знают нашего языка. Давайте попробуем без слов, жестами объяснить им, что это водный транспорт (автомобильный, железнодорожный, воздушный) - дети показывают.
А теперь давайте оформим вторую страничку Путеводителя.
Наш город очень большой, в нем проживает более миллиона жителей, и от одного конца до другого не дойти пешком. Нашим гостям придется пользоваться транспортом. Как называется транспорт, который ходит по городу? (городской). Перечислите его. (Дети называют) Праздник, ребята, будет проходить на Ярмарочной площади, у Кремля, (показ иллюстраций, фотографий города). Поэтом, в центре второй страницы мы поместили знак с изображением Кремля. Сюда будут собираться гости.
Если гости приедут к нам водным транспортом, в каком месте нашего города они окажутся (в речном порту)
Правильно, в речном порту. У нас очень красивый порт, который называется "портом 5 - ти морей". Кто знает почему? Из нашего порта можно выйти в 5 морей: Белое, Балтийское, Каспийское, Черное, Азовское. Найдите изображение речного порта и поместите на карту.
Но гости могут добраться до нас и по воздуху. Где, тогда они окажутся? (В аэропорту)
Кто знает, сколько аэропортов в нашем городе? (2) Давайте отметим их в нашем Путеводителе.
Если гости выберут железнодорожный транспорт, где мы их будем встречать (на железнодорожном вокзале) - отмечают на карте.
А если на автобусе? (На автовокзале)
Давайте рассмотрим, каким городским транспортом гости могут добраться из речного порта до центра, и выложим его на схеме, дети отвечают и выкладывают (аналогично из Аэропорта, с железнодорожного вокзала, с Автовокзала).
Какие еще машины мы можем увидеть на улицах нашего города. Какие специальные машины вы знаете (скорая помощь, пожарная, милиция, ДР-)
А на каком транспорте привезут подарки? (на грузовом)
Вот мы и закончили вторую страничку нашего Путеводителя. Теперь гости смогут легко попасть на праздник.
А сейчас, давайте поиграем. Посмотрим, какие вы внимательные и сообразительные.
Дид. Игра "Геометрическая мозаика"
Нужно из геометрических фигур составить транспорт по образцу и сказать, к какому виду транспорта он относится. Например: "Я составил вертолет. Вертолет - это воздушный вид транспорта".
Молодцы ребята, вы хорошо потрудились сегодня (воспитатель угощает детей национальным блюдом "Чак-Чак").
Литература для развития познавательной и речевой активности дошкольников.
- О.М.Дьяченко, В.Л.Агиева "Чего на свете не бывает" Москва, "Просвещение", 1981 г.
- В.В.Коноваленко "Коррекцнонная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе" Москва, 1998 г.
- А.А.Вахрушева, Е.Е.Кочемасова, Ю.А.Акимова "Здравствуй мир" Москва "Баласс" . 1999 г.
С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина "Развиваем память" И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина "Развиваем внимание" Издательство "Росмэн" 2001 г.