Цели.
- Обобщить и систематизировать материал по теме “Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей”.
- Провести диагностику усвоения знаний и умений.
- Содействовать рациональной организации труда
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Организационные формы общения: фронтальная, индивидуальная.
Структура урока.
- Организационный момент.
- Повторение и обобщение изученного материала: математический диктант.
- Выполнение заданий:
а) решение задачи;
б) исправь ошибку;
в) самостоятельная работа;
г) игра “Заполни клетку”;
д) решение задачи о бобрах;
е) записать в виде десятичной дроби.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
(Слайд 1. Презентация)
Здравствуйте, садитесь, начнём работу. Ребята, у нас сегодня заключительный урок по теме (Слайд 2) “Сложение и вычитание десятичных дробей”. Откройте тетради и запишите дату, классная работа. Ручки положите.
2. Повторение и обобщение изученного материала.
Математический диктант.
- Увеличьте число 0,1 на 2,5.
- Уменьшите число 2,55 на 0,1.
- Прибавьте 0,1 к 2,555.
- Отнимите 0,1 от 2,555.
- На сколько 0,1 больше, чем 0,099?
- Решите уравнения: а) х + 2,3= 4,7 б) х - 0,2 = 0,12.
- Закончите фразу: “Если к десятичной дроби справа приписать один или несколько нулей, то значение дроби...”.
- Округлите до единиц следующие числа.
- 13,87; б.38,5; в. 4000,521; г. 60,399; д. 0,17.
3. Выполнение заданий.
а) Решите задачу, которую прислал Незнайка. (Слайд 3)
Я измерил две стороны своего треугольного забора. Они равны 18,7 м и 13,6 м. А третью сторону измерить не могу, так как забор пересекает канаву, которую мне с измерительным шнуром не перепрыгнуть. Мой сосед сказал, что периметр моего забора равен 42,9 м. Сказал и ушёл. А я так и не понял, как мне измерить третью сторону и причем здесь это странное слово “периметр”. Помогите мне разобраться.
Решение: (Слайд 4)
Периметр - это сумма всех сторон треугольника.
Р = а + в + с.
Поэтому
42,9 = 18,7 + 13,6 + с
42,9 = 32,3 + с
с = 42,9 - 32,3
с = 10,6
Ответ: 10,6.
б) Исправьте ошибки Волка. (Слайд 5)
(Исправьте ошибки, чтобы получились верные ответы)
а. 52+ 18 = 538
б. 736-336=4
в. 3+ 108 = 408
д. 63-27 = 603
г. 42+ 17 = 212
е. 57-4= 17
Правильные равенства. (Слайд 6)
а. 5,2 + 0,18 = 5,38
б. 7,36 - 3,36 =4
в. 3 + 1,08 = 4,08
г. 6,3 - 0,27 = 6,03
д. 0,42+ 1,7 = 2,12
е. 5,7-4= 1,7)
Физкультминутка. Ребята, сейчас я говорю вам утверждения. Если они правильные, то вы хлопайте руками, если нет - топайте ногами.
- 0 – натуральное число;
- математика изучает состав предложении;
- 0,15 - десятичный дробь;
- мы живем в Африке;
- 1+0,2=1,2;
- квадрат - это прямоугольник;
- 7,9 < 7,819;
- наша страна меньше, чем Австралии.
в) Самостоятельная работа. Я раздаю вам карточки для самостоятельной работы. Вы будите решать их в тетрадях.
Вариант 1
1. Вычислите:
(37,5 - 8,609) - (3,27 + 0,078)
2. Решите уравнение:
х - 27,5 =38,1.
Вариант 2
1. Вычислите:
34,008 - ( 27,3 - 5,48) + 8,312.
2. Решите уравнение:
137 - х = 42,56.
г) Сейчас в таблице будут высвечиваться утверждения. (Слайд 7)
В случае согласия с утверждением поставьте знак “+”, а в противном случае ставится знак “-”.
Верно ли, что:
- в десятичной дроби 9,03 после запятой в дробной части 1 цифра.
Верно ли, что:
- при округлении десятичной дроби в случае, если первая отбрасываемая или заменяемая нулем цифра равна 0, 1, 2, 3, 4, то стоящую перед ней цифру не увеличиваем на 1.
Верно ли, что:
- 1 грамм = 0,01 килограмма
Верно ли, что:
- прежде, чем сравнить десятичные дроби, надо уравнять количество цифр после запятой.
Верно ли, что:
- меньшая десятичная дробь лежит на координатном луче правее большей.
Верно ли, что:
- чтобы сложить/вычесть десятичные дроби, нужно запятую подписать под запятой.
Проводиться проверка
Ответ: - + - + - +
Самооценка. (Слайд 8)
д) Загадка: Кто в лесу тоннели роет, кто в реке плотины строит, зубы словно топоры. Это трудятся … (бобры).
В нашей стране водится много бобров. Бобр – крупный грызун, ведёт полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домики (хатки), поперёк реки делает плотины длиной 5–6 метров. У нас на реке Меша тоже живут эти прекрасные, сильные животные. Надо их беречь! (Слайд 9)
Задание. Узнайте длину тела бобра (в дециметрах). Поможет вам удивительный квадрат.
5,9 | 6,3 | 3,6 |
2,3 | 2,7 | 0 |
3,7 | 4,1 | 1,4 |
1. Из первой строки выберите наименьшее число. (3,6)
2. Из второй строки выберите наибольшее число (2,7)
3. Из третьей строки и не наименьшее, и не наибольшее число (3,7)
4. Найдите сумму трёх строк выбранных, и вы получите ответ на вопрос. Обучающиеся выполняют действия в тетради:
3,6 + 2,7 + 3,7 = 10 (дм)
- Какова длина тела бобра? (10 дм)
- 10 дм – это сколько метров? (Слайд 10)
- Сравните длину тела бобра со своим ростом.
е) Вот бобры нам прислали задание . Сможем ли мы выполнить задание правильно или нет?
Запишите в виде десятичной дроби. (Слайд 11)
4. Подведение итогов.
И так, о чём мы разговаривали на этом уроке? Чего нового вы узнали? Понравился ли вам урок? Всем спасибо за работу. (Слайд 12)
5. Домашнее задание
Вычислите:
1,5+2,3= розовый
3,7+1,4= желтый
7,84+8,9= красный
12,3+1,23= коричневый
7,53+8,624= зеленый
125,34+12,534= голубой
7,48+6,81+4,2= черный
Закрасьте каждую часть рисунка соответствующим цветом.