Сложение и вычитание десятичных дробей

Разделы: Математика


Цели. 

  1. Обобщить и систематизировать материал по теме “Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных    дробей”.
  2. Провести диагностику усвоения знаний и умений.
  3. Содействовать рациональной организации труда

Тип урока:  обобщения и систематизации знаний.

Организационные формы общения: фронтальная, индивидуальная.

Структура урока.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение и обобщение изученного материала: математический диктант.
  3. Выполнение заданий:

а)  решение задачи;

б) исправь ошибку;

в) самостоятельная работа;

г) игра “Заполни клетку”;

д) решение задачи о бобрах;

е) записать в виде десятичной дроби.

  1. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

(Слайд 1. Презентация)

  Здравствуйте, садитесь, начнём работу. Ребята, у нас сегодня заключительный урок по теме (Слайд 2) “Сложение и вычитание десятичных дробей”. Откройте тетради и запишите дату, классная работа. Ручки положите.

2. Повторение и обобщение изученного материала.

Математический диктант.

  1. Увеличьте число 0,1 на 2,5.
  2. Уменьшите число 2,55 на 0,1.
  3. Прибавьте 0,1 к 2,555.
  4. Отнимите 0,1 от 2,555.
  5. На сколько 0,1 больше, чем 0,099?
  6. Решите уравнения: а) х + 2,3= 4,7 б) х - 0,2 = 0,12.
  7. Закончите фразу: “Если к десятичной дроби справа приписать один или несколько нулей, то значение дроби...”.
  8. Округлите до единиц следующие числа.
  9. 13,87; б.38,5;  в. 4000,521;  г. 60,399;   д. 0,17.

3. Выполнение заданий.

а) Решите задачу, которую прислал Незнайка. (Слайд 3)

Я измерил две стороны своего треугольного забора. Они равны 18,7 м и 13,6 м. А третью сторону измерить не могу, так как забор пересекает канаву, которую мне с измерительным шнуром не перепрыгнуть. Мой сосед сказал, что периметр моего забора равен 42,9 м. Сказал и ушёл. А я так и не понял, как мне измерить третью сторону и причем здесь это странное слово “периметр”. Помогите мне разобраться.

Решение: (Слайд 4)

Периметр - это сумма всех сторон треугольника.

Р = а + в + с.

Поэтому

42,9 = 18,7 + 13,6 + с

42,9 = 32,3 + с

с = 42,9 - 32,3

с = 10,6

Ответ: 10,6.

б) Исправьте ошибки Волка. (Слайд 5)

(Исправьте ошибки, чтобы получились верные ответы)

а. 52+ 18 = 538

б.  736-336=4

в.  3+ 108 = 408

д.  63-27 = 603

г.  42+ 17 = 212

е.   57-4= 17

Правильные равенства.  (Слайд 6)

а. 5,2 + 0,18 = 5,38

б.  7,36 - 3,36 =4

в. 3 + 1,08 = 4,08

г.   6,3 - 0,27 = 6,03

д. 0,42+ 1,7 = 2,12

е.  5,7-4= 1,7)

Физкультминутка. Ребята, сейчас я говорю вам утверждения. Если они правильные, то вы хлопайте руками, если нет - топайте ногами.

  • 0 – натуральное число;
  • математика изучает состав предложении;
  • 0,15 - десятичный дробь;
  • мы живем в Африке;
  • 1+0,2=1,2;
  • квадрат - это прямоугольник;
  • 7,9 < 7,819;
  • наша страна меньше, чем Австралии.

в) Самостоятельная работа. Я раздаю вам карточки для самостоятельной работы. Вы будите решать их в тетрадях.

Вариант 1

1. Вычислите:

(37,5 - 8,609) - (3,27 + 0,078)

2. Решите уравнение:  

х - 27,5 =38,1. 

Вариант 2

1. Вычислите:

34,008 - ( 27,3 - 5,48) + 8,312.

2. Решите уравнение:

137 - х = 42,56.

г) Сейчас в таблице будут высвечиваться утверждения. (Слайд 7)

В случае согласия с утверждением поставьте знак “+”, а в противном случае ставится знак “-”.

Верно ли, что:

- в десятичной дроби 9,03 после запятой в дробной части 1 цифра.

Верно ли, что:

- при округлении десятичной дроби в случае, если первая отбрасываемая или заменяемая нулем цифра равна 0, 1, 2, 3, 4, то стоящую перед ней цифру не увеличиваем на 1.

Верно ли, что:

- 1 грамм = 0,01 килограмма

Верно ли, что:

- прежде, чем сравнить десятичные дроби, надо уравнять количество цифр после запятой.

Верно ли, что:

- меньшая десятичная дробь лежит на координатном луче правее большей.

Верно ли, что:

- чтобы сложить/вычесть десятичные дроби, нужно запятую подписать под запятой.

Проводиться проверка

Ответ: - + - + - +

Самооценка. (Слайд 8)

д) Загадка: Кто в лесу тоннели роет, кто в реке плотины строит, зубы словно топоры. Это трудятся … (бобры).

В нашей стране водится много бобров. Бобр – крупный грызун, ведёт полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домики (хатки), поперёк реки делает плотины длиной 5–6 метров. У нас на реке Меша тоже живут эти прекрасные, сильные животные. Надо их беречь! (Слайд 9)

Задание. Узнайте длину тела бобра (в дециметрах). Поможет вам удивительный квадрат.

5,9 6,3 3,6
2,3 2,7 0
3,7 4,1 1,4

1. Из первой строки выберите наименьшее число. (3,6)

2. Из второй строки выберите наибольшее число (2,7)

3. Из третьей строки и не наименьшее, и не наибольшее число (3,7)

4. Найдите сумму трёх строк выбранных, и вы получите ответ на вопрос. Обучающиеся выполняют действия в тетради:

3,6 + 2,7 + 3,7 = 10 (дм)

- Какова длина тела бобра? (10 дм)

- 10 дм – это сколько метров? (Слайд 10)

- Сравните длину тела бобра со своим ростом.

е) Вот бобры нам прислали задание . Сможем ли мы выполнить задание правильно или нет?

Запишите в виде десятичной дроби. (Слайд 11)

4. Подведение итогов.

И так, о чём мы разговаривали на этом уроке? Чего нового вы узнали? Понравился ли вам урок? Всем спасибо за работу. (Слайд 12)

5. Домашнее задание

Вычислите:

1,5+2,3= розовый

3,7+1,4= желтый

7,84+8,9= красный

12,3+1,23= коричневый

7,53+8,624= зеленый

125,34+12,534= голубой

7,48+6,81+4,2= черный

Закрасьте каждую часть рисунка соответствующим цветом.