Роль игры в ознакомлении с предметным миром

Разделы: Работа с дошкольниками


Предметный мир окружает ребенка всю его жизнь. Начиная с самого раннего возраста, ребенок активно познает этот мир, исследуя всё происходящее вокруг.

В истории дошкольной педагогики ознакомление детей с предметным миром всегда считалось одной из важных задач, для решения которых выдвигались разные системы ознакомления детей с предметами (Я.А.Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори, К. Д. Ушинский)

На современном этапе дошкольной педагогики ознакомление детей с предметным миром не утратило своей актуальности. Многие педагоги отмечают, что предметный мир, окружающие ребенка вещи и игрушки имеют очень важное  значение в развитии дошкольников. (В.И. Логинова, О.В. Дыбина, М.В.Крулехт)

Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность ребёнка, складываются первые эмоциональные впечатления, расширяется его кругозор. (Приложение 1)

К предметам вокруг нас можно отнести:

– предметы, созданные людьми;
– назначение и свойства предметов домашнего обихода;
– сходные по назначению предметы разной формы;
– загадки о предметах быта.

К материалам:

– материалы ,из которых сделаны предметы
– свойства материалов
– целесообразность использования.

К средствам цивилизации:

– предметы, облегчающие труд человека в быту
– предметы ,создающие комфорт
– средства связи, коммуникации
– транспорт, сельхозтехника.

Классификация:

– по функциональному назначению
– по материалу, из которого предметы изготовлены
– по признакам, объединяющим предметы в разные группы.

География предметов быта:

предметы быта русской традиционной культуры
– предметы быта, муз. инструменты, одежда других народностей.

Прошлое, настоящее и будущее предметов:

– история появления предметов;
– усовершенствование предметов.

Безопасность: правила пользования предметами.

По мере познания предметного мира малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами. Ребенок овладевает способами действий с предметами. Предмет вводит дошкольников в мир взрослых, расширяет его кругозор и влияет на всестороннее развитие.

Процесс познания состоит из трех этапов:

Спонтанно-исследовательский

Происходит первое знакомство с предметом (свойства и качества).

Задача педагога на этом этапе: организовать предметную среду так, чтобы в ней были разные по форме, цвету, материалу и звучанию   предметы. Ребенок должен усвоить, зачем нужен этот предмет, что и как им делать.

Вариативный

Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по разному . Дети узнают о предметах-заместителях. Данный этап способствует развитию воображения, творческих способностей.

Преобразующий

Дети хотят изучать предметы, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают, для какой цели могут служить. У ребенка развивается наглядно-образное  мышление, способность оценивать деятельность другого человека. Возникает стремление к преобразующим видам творческой деятельности.

По мере познания предметного мира ребенок овладевает умениями различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезное и интересное, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов.

Ребенок познает окружающий мир достаточно активно, стремясь  увиденное и услышанное претворить в жизнь. Сделать это он может в игре, потому что именно игра позволяет осуществить то, что в реальной жизни недоступно.

А.М. Горький писал:  «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей к другому. В настоящее время эта связь детских поколений прервана. Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не считают это важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольника, а вместе с ней уходит и само детство.

А ведь преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребенок сам, добровольно подчиняется определенным правилам и именно выполнение этих правил доставляет максимальное удовольствие.

Поэтому игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. И в то же время, дети учатся в игре контролировать и оценивать себя.

Важнейшее место в жизни ребенка занимают дидактические игры.  Дидактическая игра – это средство обучения,  поэтому игра может быть использована при усвоении любого программного материала.

А для дошкольников дидактические игры  – это интересные игры, в процессе которых ребенок начинает интересоваться такими предметами, которые его не интересуют за пределами игровой ситуации.

Дидактическая игра содержит два начала: познавательное (учебное) и занимательное (игровое).

Воспитатель при этом является и учителем и участником игры: учит и играет, а дети, играя, учатся.

В своей практике для ознакомления детей с предметным миром я использую следующие дидактические игры (Приложение 2).

В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия, знакомятся со свойствами предметов и их признаками (цвет, форма, качество)

«Чудесный мешочек», «Похож – не похож»,  «Найди предмет такой же по форме».

Настольно-печатные игры формируют у детей качества личности , способность к творческому  поиску.

«Домино», «Лото», «Парные картинки».

Словесные игры углубляют знания детей о предметах, воспитывают желание заниматься умственным трудом. «Найди, что опишу»,»Угадай, что загадала».
Чтобы заинтересовать детей  также использую  следующие игры:

Игры-загадки

Цель:  научить детей умению выделять главные признаки предметов.

Игры-путешествия

Цель: расширять  кругозор детей, развивать желание преобразовывать предмет.

Игры-опыты, игры-эксперименты

Цель: развивать логическое мышление, связную речь, воображение, воспитывать самостоятельность.

При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:

1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;
2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям;
3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
5. Конкретно и четко объяснять правила.

Для более успешного усвоения программного материала  дошкольниками применяю  различный дидактический материал: рисунки, схемы, модели, алгоритмы, а также  игровые и поисковые задания, проблемные ситуации и опыты.

Я считаю, что перечисленные  игры  позволяют ребёнку  включиться в активную деятельность и  для них открывается возможность вступать в непосредственные контакты с предметами, проявлять инициативу, творчество – это значит происходит формирование познавательного интереса.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод:

Игра – это не только средство для развития, а ещё и  «волшебная палочка», способная научить ребёнка думать, рассуждать, изобретать и доказывать.