Слайд 1
Цели и задачи:
- совершенствование знаний об осевой симметрии;
- познакомить с понятием центральная симметрия;
- научить распознавать фигуры, обладающие осевой симметрией и центральной симметрией;
- совершенствование знаний и умений при работе с чертежно - измерительными инструментами;
- развивать пространственное воображение, конструкторские навыки и творчество;
- способствовать развитию интереса к техническому творчеству;
- расширение кругозора.
Материалы и инструменты:
- Компьютер учителя (ноутбук), мультимедийный проектор, экран; слайдовая презентация к занятию; циркуль для доски; циркули ученические, треугольники, цветной картон и бумага, ножницы, клей.
План занятия:
- Организационная часть (подготовка к работе).
- Актуализация опорных знаний.
- Повторение геометрического материала.
- Практическая работа, объяснение и показ основных методов выполнения работы, соревнования.
- Подведение итогов занятия, обсуждение выполненной работы.
- Уборка рабочих мест.
Ход занятия
Организационный момент. Проверка готовности к занятию.
Задание №1. "Разделите треугольник" Слайд 2
рис.1
ОТВЕТ (рис.2):
рис. 2
Разделите представленный на рисунке равносторонний треугольник следующим образом:
1. Тремя линиями на четыре равные части.
2. Тремя линиями на шесть равных частей.
3. Тремя линиями на три равные части.
4. Одной линией на четыре произвольные части
Задание №2. Слайд 3
В квадрате 6 на 6 клеток нарисовать геометрический орнамент, через 2 два столбика клеток его повторить до конца листа.
рис.3
В древности слово "СИММЕТРИЯ" употреблялось в значении "гармония", "красота". Действительно, в переводе с греческого это слово означает "соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей".
С симметрией мы встречаемся везде - в природе, технике, искусстве, науке. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого развития. Издавна человек использовал симметрию в архитектуре. Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям она придает гармоничность, законченность. Что же такое симметрия? Почему симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир?
Мы рассмотрим ту симметрию, которую можно непосредственно видеть - симметрию положений, форм, структур. Она может быть названа геометрической симметрией.
ОСЕВАЯ СИММЕТРИЯ Слайд 4
рис.4.
Слайд 5
Равнобедренный (но не равносторонний) треугольник имеет также одну линию симметрии. А равносторонний треугольник - три линии симметрии.
У неразвёрнутого угла одна линия симметрии - прямая, на которой расположена биссектриса угла.
Прямоугольник и ромб, не являющиеся квадратами имеют по две линии симметрии, а квадрат - четыре линии симметрии.
Слайд 6
Выступление "Зеркальная (осевая) симметрия" Приложение № 1
Найдите фигуры, обладающие линией симметрии (Задание №1) Приложение № 2
Слайд 7
рис.5
ЦЕНТРАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ Слайд 8
рис. 6
рис. 7
Простейшими фигурами, обладающими центральной симметрией, является окружность и параллелограмм.
Центром симметрии окружности является центр окружности, а центром симметрии параллелограмма - точка пересечения его диагоналей.
Прямая также обладает центральной симметрией, однако в отличие от окружности и параллелограмма, которые имеют только один центр симметрии у прямой их бесконечно много - любая точка прямой является её центром симметрии.
Примером фигуры, не имеющей центра симметрии, является треугольник.
Слайд 9
Найдите фигуры, обладающие центральной симметрией (Задание №2) Приложение № 2
Слайд 10
рис. 8
Найдите фигуры, имеющие обе оси симметрии (Задание №3) Приложение № 2
рис.9
Слайд 11
Выступление "Симметрия в буквах" Приложение № 3
ФИЗМИНУТКА Приложение № 4
Раз - руки вверх махнули
И при том вздохнули
Два - три нагнулись, пол достали
А четыре - прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики.
Практическая работа "Летающая тарелка" Приложение № 5
На какое геометрическое тело похожа летающая тарелка? (цилиндр)
Каким инструментом мы будем пользоваться? (циркуль)
Правила техники безопасности при работе с циркулем.
Сейчас начинаем практическую работу (рис.10):
- Для изготовления летающей тарелки используем картон любого цвета.
- На изнаночной стороне картона чертим окружность R55 (1 деталь) и R36 (2 детали).
- По длине картона откладываем прямоугольник длиной 220 мм и шириной 12 мм (по длине отмечаем клапаны).
- Вырезаем все детали.
- Склеиваем детали №2 и №3, получился цилиндр.
- Приклеиваем цилиндр на деталь №1
- Получилась "Летающая тарелка".
- Оформление по собственному замыслу.
- Соревнования.
- Подведение итогов
рис. 10
Итог занятия
Сегодня на занятии мы с вами повторили и изучили осевую и центральную симметрии.
- Сколько осей симметрии имеет отрезок, прямая? (по 2).
- Имеют ли центр симметрии отрезок, прямая, квадрат? (по2)
- Какие из данных букв имеют ось симметрии? (М, А, Н, Е)
- Какие из данных букв имеют центр симметрии? (Н, О) Приложение № 6
рис. 11
Слайд 14
Все правильно.
Сегодня все хорошо поработали и разобрались с симметрией, но если кто - то все-таки сомневается, я вам подготовила вот такую подсказку
рис. 12
Слайд 15
Награждение и поздравление победителей соревнований.
Уборка рабочих мест.
Литература.
- Тарасов Л. Этот удивительный симметричный мир. М., 1982 г.
- Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. М., 1995 г.
- Интернет ресурсы.