Урок риторики в 3-м классе. Обобщающий урок – игра по теме "Работа с текстом"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Воспитание коммуникативной культуры школьников.
  • Расширение запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции.
  • Активизация учебной деятельности учащихся.
  • Развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
  • Развитие творческих способностей детей.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, Презентация 1, цветные карточки с заданиями для команд.

Ход урока

Оргмомент. Введение в тему.

- Поговорим?.. О чем?
О разном и о прочем,
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Ведь что-то знаешь ты, а что-то мне известно.
Поговорим?... Поговорим!
Всем будет интересно!

1 слайд (тема, цели)

- Сегодня у нас необычный урок. Урок-путешествие. Мы побываем в Риторическом царстве гостях у Риторика. Во время путешествия мы повторим изученный материал III четверти: по орфоэпии, культуре речи, проведем речевой тренинг, и все это будет наша подготовка к экзамену в 11 классе.

2 слайд (карта царства со станциями)

В Риторическом царстве на каждой станции ваши команды встретятся с интересными творческими заданиями. А наши гости-жюри по достоинству оценят вашу работу.

3 слайд

Станция 1. "Давайте познакомимся" (Представление команд)

4 слайд

Станция 2. "Чисто Скороговоркино" (Задания для разминки)

Учитель.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

- Говори, не торопись и смотри, не ошибись. Произнесите скороговорки и вы получите по 1 баллу за каждую правильно сказанную скороговорку.

I команде: За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.

II команде: Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.

- Прочти, подумай и сам придумай. Придумайте чистоговорки. За каждую строчку придуманной чистоговорки вы получаете 1 балл.

I команда:

чок-чок-чок - : 

(простучал каблучок)

жу-жу-жу - :

(я с ребятами дружу)

II команда:

ча-ча-ча - :

(буду плакать у врача)

жа-жа-жа - :

(уж уходит от ежа)

5 слайд

Станция 3. "Интонационная" (Домашнее задание)

- Вам нужно было подготовить чтение текста от имени одного из персонажей, придав им разговорную интонацию. (Команды читают отрывок из произведения Эдуарда Успенского "Дядя Федор, кот и пёс". Начинает читать одна команда, продолжает - вторая).

Д.Федор:

- Однажды было так. Иду я по лестнице и бутерброд ем. Вижу, на окне кот сидит. Большой-пребольшой, полосатый. И говорит он мне:

Кот:

- Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится.

Д.Федор:

- Я попробовал - так и вправду вкуснее. Угостил кота и спрашиваю его:

- А откуда ты знаешь, что меня дядей Федором звать? А он говорит:

Кот:

- Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне все видно. Кто хороший, кто плохой. Только сейчас мой чердак ремонтируют, и мне жить негде. А потом и вовсе могут дверь запереть.

Д.Федор:

- А кто тебя разговаривать научил?

Кот:

- Да так. Где слово запомнишь, где два. Вот и выучился. Сейчас без языка нельзя. Пропадешь сразу, или из тебя шапку сделают, или воротник, или просто коврик для ног.

Д.Федор:

- Пошли ко мне жить

Кот:

- Мама твоя меня выгонит.

Д.Федор:

- Ничего не выгонит. Может папа заступится.

И пошли мы ко мне. Кот поел и весь день на диване спал как барин.

6 слайд

Станция 4. "Диалоговая"

- Ребята, а чем отличается диалог от монолога? (Диалог - разговор как минимум двух лиц, обменивающихся высказываниями. Монолог - речь одного человека).

- Задание командам: Придумайте диалог по следующей схеме, озвучьте его, разыграйте по ролям.

Действующие лица - мальчик и девочка.

Девочка: приветствие.

Мальчик: ответ на приветствие.

Девочка: просьба.

Мальчик: вопрос, который уточняет, что ей нужно.

Девочка: объяснение.

Мальчик: согласие, обещание выполнить ее просьбу.

Девочка: благодарность, прощание.

7 слайд

Станция "Музыкальная" (Физминутка. Исполнение отрывка из песни Б.Савельева, М.Пляцковского "Танцуйте сидя!")

Вот вы устали, готовя уроки,
И непонятны учебника строки.
Значит, пускай отдохнет авторучка,
И отложите подальше тетрадь.
И не вставая, а сидя на стуле,
Если совсем вы еще не уснули,
Вместо зарядки и для настроенья
Нужно скорее, друзья, танцевать!

Припев:

Руки на пояс поставьте сначала!
Влево и вправо качайте плечами!
Вы дотянитесь мизинцем до пятки!
Если сумели - все в полном порядке!

8 слайд

Станция 5. "Культура речи"

"Орфоэпический ринг"

- В русском языке ударение не закреплено за определенным слогом, как в некоторых языках. Так, например, в английском оно обычно падает на первый слог, во французском - на последний. Ударение в русском языке подвижное, может переходить с одного слога на другой.

- Прочитайте слова, поставьте ударение и произнесите правильно слова.

- Как называются правила образцового литературного произношения? (орфоэпия)

I команда: Звонит, щавель, километр, яичница, добыча, квартал.

II команда: Досуг, свекла, звонят, договор, скучный, хозяева.

"Речевой профилакторий"

- Как правильно сказать?

I команда:

Яблоко разрезать напополам. (пополам)
Обратно проливной дождь пошел. (опять)

II команда:

Мы заблудились и решили повернуть опять. (назад)
В магазине много чулков и носок. (чулок и носков)

9 слайд

Станция 6. "Рекламная пауза" (Домашнее задание)

- Когда мы выбираем книгу в библиотеке или магазине, приобретаем диски с мультфильмами или с играми - в каждом из этих случаев мы интересуемся, кто автор, для какого возраста это выпущено и о чем говорится в книге, фильме и т.д. Сориентироваться нам помогает аннотация.

- Что такое аннотация? (краткое изложение содержания книги)

- В качестве домашнего задания вам было предложено составить аннотацию к сказкам и представить её в виде рекламы сказки для первоклассников.

I команда: Сказка Шарля Перро "Красная шапочка"

II команда: Сказка Шарля Перро "Золушка"

10 слайд

Станция 7. "Цитатная"

"Цитата в пересказе"

- Перед вами тексты басен. Вам необходимо подготовить пересказ басни с использованием цитаты.

- Что такое цитата? (Дословная передача части текста)

- Подумайте, что можно использовать в басне в качестве цитаты?

I команда: Текст басни И.А.Крылова "Мартышка и очки"

II команда: Текст басни И.А.Крылова "Кукушка и Петух"

"Цитата в доказательстве"

- Еще раз я хочу вам поработать с басней. Перед вами на экране басня. Прочтите ее и скажите как она называется и кто автор.

- А теперь прочтите рассуждение ученика на уроке: "Моська хотела, чтобы собаки считали её сильной, поэтому она и лаяла на Слона".

- Согласны ли вы с таким рассуждением?

- Перед вами три варианта цитаты, которую ученик должен привести в доказательство своему рассуждению. Выберите подходящий вариант:

1.

По улицам слона водили,
Как видно напоказ.

2.

"Соседка, перестань срамиться, -
Ей шавка говорит, - тебе ль с Слоном возиться?"

3.

Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на Слона!"

11 слайд

Станция Итоговая

- Понравилось вам в Риторическом царстве?

- Какое из заданий Риторика вам понравилось больше всего? Почему? Обоснуйте свой ответ.

Подведение итогов. Награждение команд грамотами.