Цели:
- Воспитание коммуникативной культуры школьников.
- Расширение запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции.
- Активизация учебной деятельности учащихся.
- Развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
- Развитие творческих способностей детей.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, Презентация 1, цветные карточки с заданиями для команд.
Ход урока
Оргмомент. Введение в тему.
- Поговорим?.. О чем?
О разном и о прочем,
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Ведь что-то знаешь ты, а что-то мне известно.
Поговорим?... Поговорим!
Всем будет интересно!
1 слайд (тема, цели)
- Сегодня у нас необычный урок. Урок-путешествие. Мы побываем в Риторическом царстве гостях у Риторика. Во время путешествия мы повторим изученный материал III четверти: по орфоэпии, культуре речи, проведем речевой тренинг, и все это будет наша подготовка к экзамену в 11 классе.
2 слайд (карта царства со станциями)
В Риторическом царстве на каждой станции ваши команды встретятся с интересными творческими заданиями. А наши гости-жюри по достоинству оценят вашу работу.
3 слайд
Станция 1. "Давайте познакомимся" (Представление команд)
4 слайд
Станция 2. "Чисто Скороговоркино" (Задания для разминки)
Учитель.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Говори, не торопись и смотри, не ошибись. Произнесите скороговорки и вы получите по 1 баллу за каждую правильно сказанную скороговорку.
I команде: За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.
II команде: Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.
- Прочти, подумай и сам придумай. Придумайте чистоговорки. За каждую строчку придуманной чистоговорки вы получаете 1 балл.
I команда:
чок-чок-чок - :
(простучал каблучок)
жу-жу-жу - :
(я с ребятами дружу)
II команда:
ча-ча-ча - :
(буду плакать у врача)
жа-жа-жа - :
(уж уходит от ежа)
5 слайд
Станция 3. "Интонационная" (Домашнее задание)
- Вам нужно было подготовить чтение текста от имени одного из персонажей, придав им разговорную интонацию. (Команды читают отрывок из произведения Эдуарда Успенского "Дядя Федор, кот и пёс". Начинает читать одна команда, продолжает - вторая).
Д.Федор:
- Однажды было так. Иду я по лестнице и бутерброд ем. Вижу, на окне кот сидит. Большой-пребольшой, полосатый. И говорит он мне:
Кот:
- Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится.
Д.Федор:
- Я попробовал - так и вправду вкуснее. Угостил кота и спрашиваю его:
- А откуда ты знаешь, что меня дядей Федором звать? А он говорит:
Кот:
- Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне все видно. Кто хороший, кто плохой. Только сейчас мой чердак ремонтируют, и мне жить негде. А потом и вовсе могут дверь запереть.
Д.Федор:
- А кто тебя разговаривать научил?
Кот:
- Да так. Где слово запомнишь, где два. Вот и выучился. Сейчас без языка нельзя. Пропадешь сразу, или из тебя шапку сделают, или воротник, или просто коврик для ног.
Д.Федор:
- Пошли ко мне жить
Кот:
- Мама твоя меня выгонит.
Д.Федор:
- Ничего не выгонит. Может папа заступится.
И пошли мы ко мне. Кот поел и весь день на диване спал как барин.
6 слайд
Станция 4. "Диалоговая"
- Ребята, а чем отличается диалог от монолога? (Диалог - разговор как минимум двух лиц, обменивающихся высказываниями. Монолог - речь одного человека).
- Задание командам: Придумайте диалог по следующей схеме, озвучьте его, разыграйте по ролям.
Действующие лица - мальчик и девочка.
Девочка: приветствие.
Мальчик: ответ на приветствие.
Девочка: просьба.
Мальчик: вопрос, который уточняет, что ей нужно.
Девочка: объяснение.
Мальчик: согласие, обещание выполнить ее просьбу.
Девочка: благодарность, прощание.
7 слайд
Станция "Музыкальная" (Физминутка. Исполнение отрывка из песни Б.Савельева, М.Пляцковского "Танцуйте сидя!")
Вот вы устали, готовя уроки,
И непонятны учебника строки.
Значит, пускай отдохнет авторучка,
И отложите подальше тетрадь.
И не вставая, а сидя на стуле,
Если совсем вы еще не уснули,
Вместо зарядки и для настроенья
Нужно скорее, друзья, танцевать!
Припев:
Руки на пояс поставьте сначала!
Влево и вправо качайте плечами!
Вы дотянитесь мизинцем до пятки!
Если сумели - все в полном порядке!
8 слайд
Станция 5. "Культура речи"
"Орфоэпический ринг"
- В русском языке ударение не закреплено за определенным слогом, как в некоторых языках. Так, например, в английском оно обычно падает на первый слог, во французском - на последний. Ударение в русском языке подвижное, может переходить с одного слога на другой.
- Прочитайте слова, поставьте ударение и произнесите правильно слова.
- Как называются правила образцового литературного произношения? (орфоэпия)
I команда: Звонит, щавель, километр, яичница, добыча, квартал.
II команда: Досуг, свекла, звонят, договор, скучный, хозяева.
"Речевой профилакторий"
- Как правильно сказать?
I команда:
Яблоко разрезать напополам. (пополам)
Обратно проливной дождь пошел. (опять)
II команда:
Мы заблудились и решили повернуть опять. (назад)
В магазине много чулков и носок. (чулок и носков)
9 слайд
Станция 6. "Рекламная пауза" (Домашнее задание)
- Когда мы выбираем книгу в библиотеке или магазине, приобретаем диски с мультфильмами или с играми - в каждом из этих случаев мы интересуемся, кто автор, для какого возраста это выпущено и о чем говорится в книге, фильме и т.д. Сориентироваться нам помогает аннотация.
- Что такое аннотация? (краткое изложение содержания книги)
- В качестве домашнего задания вам было предложено составить аннотацию к сказкам и представить её в виде рекламы сказки для первоклассников.
I команда: Сказка Шарля Перро "Красная шапочка"
II команда: Сказка Шарля Перро "Золушка"
10 слайд
Станция 7. "Цитатная"
"Цитата в пересказе"
- Перед вами тексты басен. Вам необходимо подготовить пересказ басни с использованием цитаты.
- Что такое цитата? (Дословная передача части текста)
- Подумайте, что можно использовать в басне в качестве цитаты?
I команда: Текст басни И.А.Крылова "Мартышка и очки"
II команда: Текст басни И.А.Крылова "Кукушка и Петух"
"Цитата в доказательстве"
- Еще раз я хочу вам поработать с басней. Перед вами на экране басня. Прочтите ее и скажите как она называется и кто автор.
- А теперь прочтите рассуждение ученика на уроке: "Моська хотела, чтобы собаки считали её сильной, поэтому она и лаяла на Слона".
- Согласны ли вы с таким рассуждением?
- Перед вами три варианта цитаты, которую ученик должен привести в доказательство своему рассуждению. Выберите подходящий вариант:
1.
По улицам слона водили,
Как видно напоказ.
2.
"Соседка, перестань срамиться, -
Ей шавка говорит, - тебе ль с Слоном возиться?"
3.
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на Слона!"
11 слайд
Станция Итоговая
- Понравилось вам в Риторическом царстве?
- Какое из заданий Риторика вам понравилось больше всего? Почему? Обоснуйте свой ответ.
Подведение итогов. Награждение команд грамотами.