Учебные задачи:
- развивать у учащихся интерес к изучению русского языка;
- отработка умения определять способ образования слов, тренировка в составлении слов из заданных морфем
- формирования бережного отношения к природным ресурсам
Оборудование: учебное пособие Э.А. Вартаньяна "Путешествие в слово" (издательство Просвещение, М.,2007), компьютер, проектор, презентация)
Ход мероприятия
Ведущий: Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в слово по воде. Впереди нас ждет много интересных испытаний и познавательных заданий. Все готовы отправиться в путешествие?
Учащиеся: :
Ведущий: Ребята, а как вы думаете, почему мы с вами решили совместить именно эти два термина "Вода" и "Русский Язык".
Учащиеся высказывают свои предложения.(:)
Ведущий: Верно, ребята.
Учащиеся:
Вода текуча, словно речь,
Что произносит человек.А может быть такой холодной,
Что не забыть ее вовек.Мы без воды не проживем,
И без общенья мы умремТак будем говорить о них,
О двух истоках вековых.
(Стихи сочинили учащиеся)
У нас к путешествию готовы три корабля. Все занимаем посадочные места. В путь у нас отправляются три корабля. Каждый корабль имеет своего капитана, который будет принимать решение в любой спорном вопросе. А еще нам в дороге будет помогать книга-помощница Э.А. Вартаньяна "Путешествие в слово".
Прошу подойти ко мне капитанов. Корабли дают сигнал и отправляются в кругосветное путешествие.
Звучит шум прибоя.
Песенка "По волнам".
Мы плавно раскачиваемся на волнах чистой речной водички. А как вы думаете, что такое вода?
Выслушиваются ответы детей.(:)
А вот среди нас, есть ребята, которые нам хотят рассказать немного о воде.
(по одному представителю от каждого корабля)
Что такое вода? Минерал, не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись -
Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.Без воды на Планете немыслимо что-то живое
И вода вездесуща - и в недрах, и по над землей,
И планету Земля, во Вселенной зерно голубое,
Было б много точнее назвать не Землёй, а Водой.Океаны и реки, озёра и вечные льдины,
Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей -
Это только вода, это Жизни самой сердцевина,
Это плазма Планеты, а может Галактики всей.
Впереди у нас уже появилась первый город "Водник". Губернатором этого города является господин Водникпод. Жители его города попали в беду. На них напала злая Волшебница Фемамор и навела беспорядок. Все слова в городе перепутались.
Суффиксы стоят вначале слова, а постфиксы после окончания, в конце слова. Да и у самой волшебницы имя перепутанное.
Если мы быстро будем произносить ее имя, то узнаем, какое слово в нем спряталось. Губернатор и предлагает нам первое задание.
Учащиеся: Фе ма мор
Ведущий: Что же это за слово?
Учащиеся: МОРФЕМА
Ведущий: Что же это такое - морфема?
Если вы затрудняетесь, книга - помощница Э.А. Вартаньяна "Путешествие в слово" буквально на первых страницах дает это определение.
Учащиеся: Морфема - это наименьшая значимая часть слова. Морфема - это и корень, и суффикс, и постфикс (приставка), и окончание.
Ведущий: Верно ребята. Так, вот, господин Водникпод просит нас помочь его жителям и вспомнить определение каждой морфемы и ее условный значок.
Прошу подойти капитанов.
Капитан каждой команды вытягивает у меня по две карточки, с названиями морфем.
Вам нужно рассказать правило, что же собой представляет каждая морфема и нарисовать ее условный значок. На обдумывание вам предлагается 30 секунд.
Книга-помощник Э.А. Вартаньяна "Путешествие в слово" может вам в этом помочь.
- корень
- суффикс
- префикс
- окончание
- основа
- постфикс
Ведущий: Молодцы, ребята. Вы все справились с трудными заданиями. А теперь нам придется расшифровать перепутанные слова и разобрать их по составу. Та команда, которая быстрее всех расшифрует все слова и получает подарки от господина
Водникпод.
Водникпод Подводник дарюблаго Благодарю! сибоспа Спасибо зьядру Друзья! В В рыйдоб добрый тьпу путь!
Ведущий: Ребята, Подводник всем выражает огромную благодарность. Особенно членам : команды и желает нам счастливого пути.
Звучит шум прибоя.
Песенка "По волнам".
Ведущий: Впереди у нас уже виднеется необычный сказочный городок "Морфемкин". Как вы думаете, кто там живет?
Учащиеся: морфемы
Так, вот здесь тоже случилась беда. Злая волшебница "Сметалка", пролетала над этим чудесным городом и смела все с земли, и теперь этот город мертв. Давайте его оживим.
Итак, нам с вами нужно оживить морфему.
- Корень
- Суффикс
- Префикс
- Окончание
- Основа
- Постфикс
Молодцы, ребята. Вот как умело и быстро мы оживили этот чудесный городок. А в благодарность, жители городка "Морфемкин", хотят с нами поиграть и просят нас придумать слово к схемам.
Учащимся предлагаются схемы, и дети по очереди называют слова.
Ведущий: Молодцы, ребята. Вот сколько уже добрых дел мы с вами сделали. Давайте продолжим наше путешествие.
Звучит шум прибоя.
Песенка "По волнам".
Мы плавно раскачиваемся на волнах чистой речной водички. Впереди мы видим необычный красоты водопад, подплываем к нему ближе и попадаем в Водное царство, в центре которого стоит большой водный дом.
В доме большом, водянистом
Живет старушечка Вода.
И в гости к ней бегут вприпрыжку
Те, кто роднится с ней всегда.
Вот родственники на пороге,
В очередной раз собрались.
Подводник с Водицей беседу заводит
Водитель в машине у дома сидит.
Водяной с Водолазом спор затевают
Как Водопад им обойти.
А водомерка пыхтит упираясь,
Водопровод к ней хотят подвести.
Водичка по камешкам прыгает, скачет
На солнышке ярком блестит, как слеза,
Старуха Вода из окна зорко смотрит
И вдруг, усмотрела она чужака?
(стихи сочинял ученик 3 класса)
Ведущий: А кто этот чужак, вы мне скажите через одну минуту, когда соберете все семейство старухи Воды.
ВОД (А) -
-
-
-
-
ЧУЖАК - ВОДИТЕЛЬ!
Ведущий: Молодцы, ребята. Вы ловко усмотрели чужака в семье у Воды. Но, старуха Вода интересуется, а знаете ли вы для чего нужна, вода и как ее нужно беречь?
Учащиеся: Самое необходимое для организма питательное вещество - вода.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...
Учащиеся: (хором) ВОДЫ
Ведущий: Молодцы, ребята. Но существуют дети, которые не ценят воду. Они загрязняют ее. И вот старуха вода, хочет Вам рассказать одну историю, о том, что случилось с мальчиком, который засорял воду.
Сказка "Путешествие Феди к королю Воды". (инсценируют учащиеся )
Ведущий: Вода, нам также необходима, как и наша речь, наш язык. Мы должны с вами охранять эти два вековых истока и не засорять. А как же засоряется наша речь?
Учащиеся: словами-паразитами.
Ведущий: Верно ребята. Нужно следить за своей речью и стараться, чтобы она была выразительной и красивой. А для этого нужно читать много книг и народных мудростей.
Старуха Вода, очень рада знакомству с вами и предлагает вам игру "Угадайка".
Перед вами таблица. В правой колонке фразеологизмы, фразы как мы говорим. А в левой колонке - перепутанные значения. Нам нужно совместить верно, в этом нам может помочь книга - помощница Э.А. Вартаньяна "Путешествие в слово".
КАК ГОВОРИМ КАК ПОНИМЕМ Как в воду опущенный Все нипочем И концы в воду Много времени прошло Как в воду кануть Имеющий унылый вид Как с гуся вода Как рыба в воде
Исчезнуть Хранить молчание
Много воды утекло Скрыть все следы неблаговидного дела Много воды (в докладе) Полное сходство В огонь и в воду Жить впроголодь, бедствовать Прошел сквозь огонь и воду Угадал, правильно предсказал Воду мутить Извлекать выгоду, пользуясь чужими затруднениями В мутной воде рыбку ловить Быть готовым на любой поступок во имя привязанности, идеи Воды не замутит В своей среде свободно, непринужденно Как в воду глядел Разоблачить, уличить кого-то Носить (черпать) воду решетом Много лишнего, ненужного Вилами по воде писано Дальний родственник Окатить (обдать) холодной водой Избежать заслуженной кары Вместе с водой выплеснуть (из ванны) и ребенка Бывалый, все испытавший, видавший Набрать в рот воды Сбивать с толку окружающих, умышленно вносить неразбериху в какой либо вопрос Сидеть на хлебе и воде Тихий, скромный порядочный человек Лить воду на мельницу Заниматься бессмысленной работой Выйти сухим из воды Еще неизвестно, каков будет исход Седьмая вода на киселе Неожиданно, досадно изумить Как две капли воды Переусердствовать, пренебречь главным Вывести на чистую воду. Подкреплять доводами, фактами чью-нибудь позицию
После того, как задание будет выполнено, дети меняются творческими листам и осуществляют самопроверку по книге на стр.89. вместе со старухой Водой.
Ведущий: Ну, вот ребята. Наше путешествие подходит к концу. Мы сегодня с вами узнали много нового и интересного и еще раз убедились, что понятия "вода" и "речь" имеют сходство. В заключении мы споем песню Синяя вода" из мультфильма "Катерок" Слова Ю. Энтина. Музыка В. Шаинского.