Цели:
- Обучающая: дать понятие “Электронные деньги”.
- Развивающая: научиться совершать покупки в Интернет-магазинах
- Воспитывающая: выработать совместно с детьми отношение к деньгам, в том числе и электронным
Оборудование:
- персональные компьютеры с возможностью выхода в Интернет, система тестирования Itest Client;
- компьютер учителя Itest Server;
- мультимедийный проектор;
Учебный и раздаточный материал:
- рабочие листы с заданиями для самостоятельной работы;
- электронный практикум;
- презентация к уроку.
План урока:
- Изучение нового материала.
- Практическая работа №1
- Самостоятельная работа в рабочих листах
- Работа с интерактивной доской, самостоятельная работа в рабочих листах
- Практическая работа №2
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Изучение нового материала.
Здраствуйте, ребята! А тему урока я хочу, чтобы вы определили сегодня сами. Внимание на экран.
Видеоролик.
Итак, как вы думаете, какая тема нашего урока?
(Дети отвечают на вопрос)
Правильно, речь сегодня пойдет о деньгах, но не об обычных, а электронных. Поэтому тема нашего урока Электронные деньги. (Слайд “Электронные деньги”).
Не знаю, как вам, ребята, а мне много раз мне приходилось слышать рассказы людей о том, что деньги в интернете - это опасно, ненадежно, незаконно, что их там вообще нет, и всю эту тему придумали американцы.
Еще совсем недавно мы познакомились с картами VISA, MASTERCARD, AMERICAN EXPRESS и другими. Так вот, пока мы с большим трудом осваивали пластиковые карты и туго осознавали, что хранить деньги в наличных под подушкой – самый тупиковый вариант, мир шагнул еще дальше и озадачил нас таким совершенно непонятным явлением как электронные или цифровые деньги.
Опрос. Я хочу узнать ваше отношение к электронным деньгам. Открываем ноутбуки, запускаем приложение пакета Microsoft Office OneNote, переходим на вкладку Academic, нажимаем на зеленую стрелку, в появившемся окне выбираем презентацию “Опрос”, далее кликаем по кнопке Join и Join Anyway (подключиться, присоединиться в любом случае). Итак, я вижу, что все подключились к опросу. Начинаем опрос (нажать на кнопку Start Poll). Пожалуйста, внимательно, прочитайте вопрос и ответьте на него либо Да, либо Нет, для этого выберите вариант А или В. Далее нажмите на кнопку Submit. Судя по вашим ответам, я могу сказать, сколько человек пользуется электронными деньгами, а сколько нет (Приложение 1)
Знаете, 9 Из 10 человек сегодня в России (по соцопросам людей, особенно старшего возраста), не пользуются электронными деньгами?
Вопрос: “Как вы думаете, почему большинство людей предпочитают наличные?”
Слайд “Причины, тормозящие использование электронных денег”
Отсутствие персонального компьютера, или он у вас есть, то вы его боитесь и держите больше для мебели.
Компьютерные кошельки и всякая там экзотика в виде цифровых денег не для вас.
Нет времени на процедуру пользования электронными деньгами.
Незнание, что это такое.
Специфичные термины. Даже если люди заходят на сайты платежных интернет-систем, их смертельно пугают слова, которые там встречаются в описании технической стороны использования этих сервисов: авторизация, активация, веб-интерфейс, аккаунт...
Поэтому цель нашего урока не только узнать, что такое электронные деньги, понять их недостатки и преимущества, а еще научиться совершать покупки в интернет-магазинах с помощью электронных денег.
Вопрос: “Как вы думаете можно ли сказать, что использование пластиковой карты есть пользование электронными деньгами?”
Распространённым заблуждением является отождествление электронных денег с безналичными деньгами.
Под понятием “электронные деньги” ошибочно понимают традиционные банковские карты.
Отличительные особенности совершения платежей посредством “электронных денег” от совершения сделок с применением традиционных банковских карт: расчеты по сделкам, совершенным с использованием банковских карт, осуществляются в безналичном порядке, то есть через банки, а в случае применения “электронных денег” — расчеты осуществляются, минуя банковскую систему.
Давайте попробуем дать определение электронных денег. (Дети отвечают)
А теперь давайте найдем в интернете и сравним-правильно ли вы дали определение (поиск определения в интернете)
2. Практическая работа №1 “Использование поисковой системы Яндекс”.
Запускаем поисковик Яндекс, далее Яндекс-словари, вводим поисковый запрос и находим определение электронных денег. Ссылка на определение в википедии.
Определение.
Электронные деньги — это денежные обязательства эмитента в электронном виде, которые находятся на электронном носителе в распоряжении пользователя [2].
А теперь, достаньте Рабочий лист из своих папок и в словаре найдите незнакомое слово эмитент.
Эмитент — организация, выпустившая (эмитировавшая) ценные бумаги для развития и финансирования своей деятельности.
Теперь давайте перефразируем определение электронных денег.
А теперь я проведу для вас небольшой исторический экскурс.
Слайд “История развития электронных денег)
3. Самостоятельная работа в рабочих листах (задание 1).
Первое упоминание об электронных деньгах появилось во Франции в 1970-х годах на страницах энциклопедии Кругосвет (Krugosvet.ru).
В 1993 центробанки Европейского союза начали изучать феномен электронных денег, результаты анализа были опубликованы в мае 1994 и стали признанием на официальном уровне существования электронных денег.
В 1996 году руководители центробанков стран стали осуществлять мониторинг электронных денег. Сначала данные были конфиденциальными, а с мая 2000 года стали общедоступными.
В исследовании 2004 года приняли участие центробанки 95 стран и выяснилось, что электронные деньги функционируют в 37 странах мира.
Слайд “Обращение электронных денег”
Обращение электронных денег происходит при помощи
- Компьютерных сетей и интернета
- Электронных кошельков
- Платежных карт и устройств, работающих с платежными картами
Свойства электронных денег.
Вопрос: “Какими свойствами обладают наличные деньги?”
- обращаемость,
- отсутствие прямой связи с банковским счетом,
- универсальность в использовании,
- расчеты с их использованием должны быть единовременны и окончательны.
Аналогичные свойства характерны и для электронных денег.
4. Работа с интерактивной доской, самостоятельная работа в рабочих листах (задание 2).Давайте четко определим, какие преимущества и недостатки имеют электронные деньги. На интерактивной доске работает один человек, а остальные в рабочих листах.
- Отсутствие устоявшегося правового регулирования
- Превосходная делимость и объединяемость
- Невозможность восстановления денежной стоимости владельцу при физическом уничтожении носителя
- Отсутствие физического пересчета, упаковки и перевоза
- Простота организации физической охраны денег
- Идеальная сохраняемость
- Низкое воздействие человеческого фактора
- Средства защиты ещё не имеют длительной истории успешной эксплуатации
- Возможность хищения электронных денег посредством инновационных методов, используя недостаточную зрелость технологий защиты.
- Электронные деньги не нужно пересчитывать, упаковывать, перевозить и организовывать специальные хранилища
- Высокая портативность
За электронными деньгами будущее и поэтому использование эл.денег требует законодательного регулирования. Так 10 марта 2010 года в Горках состоялось совещание по созданию национальной платёжной системы.
“Создание национальной платёжной системы, её правовой основы, организационных позиций по этой системе – это действительно стратегический вопрос”, сказал президент РФ Д.А.Медведев и 30 июня 2011 года был создан и опубликован Федеральный закон Российской Федерации N 161-ФЗ “О национальной платежной системе”.
Согласно этому документу электронные платежные системы признаны как определённые финансовые механизмы и должны будут отвечать определённым требованиям и правилам, что обезопасит россиян.
Что же можно делать при помощи эл.денег?
1. Основные виды платежей:
Моментальные платежи: коммунальные платежи, платежи за сотовую связь, интернет, коммерческое телевидение, и т.д.
2. Платежи в интернет-магазинах сразу же
Почему же выгодно покупать в Интернет-магазинах?
Я думаю, что следующий видеоролик поможет нам ответить на этот вопрос.
Все электронные платежные системы можно разделить на два типа по способу доступа к электронным деньгам:
1. Требующие установки специального программного обеспечения;
2. Системы, имеющие Web-интерфейс.
А электронные деньги в свою очередь делятся на анонимные и персонализированные.
Система Яндекс.Деньги единственная, которая не требует аутентификации плательщика при совершении операций с находящимися у него средствами платежа.
5. Практическая работа № 2 “Пополнение электронного денежного счета с помощью Карты Экспресс-Оплаты Яндекс-деньги. Покупка в Интернет-магазине”.
Активация карты предоплаты
Чтобы пополнить свой счет картой предоплаты, войдите в систему и выберите пункты “Пополнить” — “Активировать карту”. Введите в поля формы сперва номер карты, а затем пароль (для этого нужно стереть защитный слой с одноименного поля). Нажмите на кнопку “Внести на счет”.
Внимание! У всех новых карт предоплаты, а также
у карт старого образца номиналом более 1000 рублей
есть закрытое поле “Код проверки”.
Не стирайте защитный слой с этого поля до тех пор,
пока система не попросит вас об этом. Если во
время активации карты разорвется соединение с
интернетом или случится программный сбой,
сохранность защитного слоя поможет доказать, что
эта карта еще не была активирована.
Карты старого образца номиналом 500 рублей и пин-коды не имеют поля “Код проверки”.
Если номер карты и пароль введены верно, система предложит вам ввести код проверки. Сотрите защитный слой с поля “Код проверки” и введите код в одноименное поле формы. Нажмите на кнопку “Внести на счет”. Если карта успешно активирована, вы увидите сообщение о том, что деньги с карты зачислены на ваш счет. В случае неудачи вы получите сообщение о причине отказа. Если в момент зачисления средств произошел сбой, операцию можно повторить.
Покупка в Интернет-магазине.
“Школьный клуб” – это продукт компании ООО “КМ Образование”, представляющий собой 8 каналов эксклюзивного содержания: электронные книги, энциклопедии, мультимедиа уроки, репетиторы, игры, различные тренинги, видеофильмы, образовательно-развлекательный детский канал - начальная школа.
Слайд “Топ российских интернет-магазинов” и “самый удобный электронный кошелек”.
Слайд “Выбор за вами”
Слайд “Будьте бдительны и внимательны!”
Давайте еще раз вспомним и проговорим,что же вы узнали сегодня нового на уроке?(подводим итог)
А теперь я хочу посмотреть на деле, насколько хорошо вы усволи новый материал. Пуск – Itest Client– вводим Фамилию – нажимаем на кнопку Начать. Вот ваши результаты тестирования. (Работа в системе тестирования ITest) (Приложение 2).
6. Выводы и предложения.
“Деньги – это самый важный инструмент управления своей жизнью, а электронные деньги – в ближайшем будущем один из самых важных узлов всего механизма. Либо вы сегодня учитесь, осваиваете, а завтра владеете этим механизмом, либо вы быстро и безнадежно теряете все рычаги управления и упускаете все возможности направить работу с деньгами себе во благо. С современными темпами развития через пять-десять лет в этом вопросе вы будете выглядеть как неандерталец, которому в руки попал телевизор…”
7. Домашнее задание.
Найти в источниках информацию о следующем.
Фиатные электронные деньги
- PayPal
- PrivatePay
- Visa Cash
- Mondex
Нефиатные электронные
- WebMoney
- Яндекс.Деньги
- RBK Money
- Rapida
- EasyPay
Литература.
- Учебно-методическая газета “Информатика” // № 4 / 2011
- http://wiki.linuxformat.ru/index.php/LXF113-114:iTest
- ru.wikipedia.org
- www.moneytimes.ru
- dic.academic.ru› Словарь экономики и права. – 2005
- Известия СПбГУЭФ: “Электронные формы денег и новые виды платежных систем” С. А. Белозеров