"Что за прелесть эти сказки!.." Игра-путешествие по сказкам А.С. Пушкина. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  • обобщить и расширить знания уч-ся о творчестве А.С. Пушкина;
  • выявить, насколько дети знакомы со сказками великого русского поэта;
  • формировать умение выразительно рассказывать отрывки из сказок;
  • учить выделять главное; развивать умение работать в группах,
  • участвовать в конкурсах, соревнованиях;
  • воспитывать чувство дружбы, коллективизма и любви к русской поэзии.

Оборудование: презентация, кареты (красная, жёлтая, синяя, зелёная), тройка, рисунок дуба, орехи, листочки по цвету карет.

Ход занятия

I. Орг. момент.

1 Слайд (Портрет Пушкина)

- Кто догадался о ком и о чём пойдет речь на нашем занятии?

- Что вы знаете об этом знаменитом человеке?

- А.С. Пушкин - автор изумительных стихотворений, создатель мудрых поэм, чудесных сказок. Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает до конца.

(стих. на слайде, зажечь свечи)

2 Слайд.

- Вглядитесь в картину: вечер, одинокий дом, в доме слышен треск свечи. В это время с особым вдохновением хочется читать стихи Пушкина:

(Дети читают отрывки из сказок Пушкина)

3 Слайд.

Друзья Людмилы и Руслана!
На звуки вещего баяна
Спешите к нам скорей сюда,
Где величавый дуб стоит,
И Лукоморье всех манит!
Где сам поэт великий Пушкин,
Вас снова в сказку пригласит!

- Наша встреча сегодня пройдёт в форме игры-соревнования, сказочного путешествия. Поскольку наше путешествие сказочное, представьте себе, что вы сидите в шикарных каретах: красной, желтой, синей и зелёной. Вы будете передвигаться от станции к станции, выполнять задания на каждой из них и зарабатывать свои вёрсты-баллы.

- А кто знает что такое "верста"? (Выслушиваются ответы детей)

- Верно. Верста? - русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или тысяча пятистам аршинам (что соответствует нынешним 1 066,8 метрам.

- Итак, поехали!

II. 4 Слайд "Сказочные объявления".

(Вопросы задаются командам по очереди)

1. Герой какой сказки Пушкина мог дать такое объявление?

- Предлагаю свои услуги, работаю за семерых, могу:

  • Запрягать лошадь;
  • Топить печь;
  • Закупать продукты на рынке;
  • Я и повар, и конюх, и плотник;
  • Умею нянчить детей

(Балда "Сказка о попе и работнике его Балде")

  • Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Обращаться к :
  • (Царице-мачехе "Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях")

  • Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес сказки:.
  • ("Сказка о золотом петушке")

  • Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться к :.
  • (золотой рыбке из "Сказки о рыбаке и рыбке")

Определить вёрсты-баллы.

III. Вопросы от белочки.

- Едем дальше.

- Помните в "Сказке о царе Салтане:" Пушкин описывает такое диво?

(5 Слайд)

Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые:

- Этими непростыми орешками поделилась с вами белка. Ну-ка возьмите по орешку и ответьте на вопросы белочки!

Вопросы в орешках:

  1. Какие три дива, были у князя Гвидона? (Белка с орешками, 33 богатыря, царь Лебедь).
  2. В кого превращался князь Гвидон, посещая царя Салтана? (В комара, муху, шмеля)
  3. Какую песню пела белочка, грызя золотые орешки. ("Во саду ли, в огороде")
  4. Место укуса комара на лице завистливой тётки. (Глаз)

Определить вёрсты-баллы.

IV. Работа с кроссвордом.

- Мы не спеша, но верно движемся с вами дальше: (6 Слайд)

Но дальше вы не сможете ехать, если не разгадаете кроссворд.

Вспомните имена героев сказок А.С. и заполните кроссворд, используя выделенные буквы.

(Взаимопроверка - 7 слайд) Баллы

V. Поймай рыбку.

- Итак, преодолевая версту за верстой, движемся дальше. Вот очередное задание.

- Давайте вспомним, чем ловил рыбу в море старик в "Сказке о рыбаке и рыбке" (Неводом).

(8 Слайд)

У нас тоже есть сказочное море с золотыми рыбками. Имейте в виду, что каждая команда, ответив на 2 вопроса рыбок, зарабатывает 5 верст.

Итак, рыболовы вперёд!

Вопросы на рыбках:

1) С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу?

(Свет мой зеркальце! Скажи!
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?)

2) Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири - ку- ку! Царствуй, лёжа на боку!)

3) Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной? (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!)

4) Какими словами заканчивается "Сказка о золотом петушке?

(Сказка ложь, да в неё намёк!
Добрым молодцам урок)

5) Каким фруктом отравилась царевна в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях? (Яблоко)

6) Сколько лет жили в ветхой землянке старик со старухой? (30 лет и 3 года)

7) Как звали жениха царевны в "Сказке о мёртвой царевне и о 7 богатырях"? (Королевич Елисей)

8) На каком острове в златоглавом городе правил князь Гвидон? (На острове Буяне)

(Вёрсты-баллы)

VI. "Бой петухов".

- Едем дальше. А пока едем послушайте про кого эта сказка?

: В тридевятом царстве,
В тридесятом государстве
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело:
("Сказка о золотом петушке")

Только в сказках золотые
Лишь бывают петухи,
А у нас здесь есть лихие,
Удалые, озорные
Петухи озорники! (9 Слайд)
(Игра "Бой петухов")

Победитель - 2 балла, остальные по 1 баллу.

VII. Работа с таблицей.

- Мы приближаемся к последней станции. (10 Слайд)

- Найдите спрятанные в таблице слова и назовите сказку, в которой все эти слова встречаются. Слова располагаются и по горизонтали, и по вертикали.

(3-4 минуты на задание, самопроверка)

(11 Слайд) Версты-баллы.

VIII. Итог.

- Наше путешествие подошло к концу. Давайте подсчитаем версты-баллы.

(Угощение от белочки)

- Ребята, мы ещё не раз встретимся с героями сказок А.С. Пушкина. Надеюсь, круг наших знаний станет ещё больше, вы расскажите и прочитаете сказки своим друзьям, братьям, сёстрам. И друзей у сказок Пушкина станет больше.

(12 Слайд - песня)

IX. Рефлексия.

- Я благодарю всех за активное участие в игре, если каждый вас считает, что он работал на славу и занятие понравилось прикрепите к нашему сказочному дубу листочек цвета своей кареты.

(Подарить гостям орешки на удачу!)

Приложение.