Цели:
- обобщить и расширить знания уч-ся о творчестве А.С. Пушкина;
- выявить, насколько дети знакомы со сказками великого русского поэта;
- формировать умение выразительно рассказывать отрывки из сказок;
- учить выделять главное; развивать умение работать в группах,
- участвовать в конкурсах, соревнованиях;
- воспитывать чувство дружбы, коллективизма и любви к русской поэзии.
Оборудование: презентация, кареты (красная, жёлтая, синяя, зелёная), тройка, рисунок дуба, орехи, листочки по цвету карет.
Ход занятия
I. Орг. момент.
1 Слайд (Портрет Пушкина)
- Кто догадался о ком и о чём пойдет речь на нашем занятии?
- Что вы знаете об этом знаменитом человеке?
- А.С. Пушкин - автор изумительных стихотворений, создатель мудрых поэм, чудесных сказок. Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает до конца.
(стих. на слайде, зажечь свечи)
2 Слайд.
- Вглядитесь в картину: вечер, одинокий дом, в доме слышен треск свечи. В это время с особым вдохновением хочется читать стихи Пушкина:
(Дети читают отрывки из сказок Пушкина)
3 Слайд.
Друзья Людмилы и Руслана!
На звуки вещего баяна
Спешите к нам скорей сюда,
Где величавый дуб стоит,
И Лукоморье всех манит!
Где сам поэт великий Пушкин,
Вас снова в сказку пригласит!
- Наша встреча сегодня пройдёт в форме игры-соревнования, сказочного путешествия. Поскольку наше путешествие сказочное, представьте себе, что вы сидите в шикарных каретах: красной, желтой, синей и зелёной. Вы будете передвигаться от станции к станции, выполнять задания на каждой из них и зарабатывать свои вёрсты-баллы.
- А кто знает что такое "верста"? (Выслушиваются ответы детей)
- Верно. Верста? - русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или тысяча пятистам аршинам (что соответствует нынешним 1 066,8 метрам.
- Итак, поехали!
II. 4 Слайд "Сказочные объявления".
(Вопросы задаются командам по очереди)
1. Герой какой сказки Пушкина мог дать такое объявление?
- Предлагаю свои услуги, работаю за семерых, могу:
- Запрягать лошадь;
- Топить печь;
- Закупать продукты на рынке;
- Я и повар, и конюх, и плотник;
- Умею нянчить детей
(Балда "Сказка о попе и работнике его Балде")
- Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Обращаться к :
- Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес сказки:.
- Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться к :.
(Царице-мачехе "Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях")
("Сказка о золотом петушке")
(золотой рыбке из "Сказки о рыбаке и рыбке")
Определить вёрсты-баллы.
III. Вопросы от белочки.
- Едем дальше.
- Помните в "Сказке о царе Салтане:" Пушкин описывает такое диво?
(5 Слайд)
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые:
- Этими непростыми орешками поделилась с вами белка. Ну-ка возьмите по орешку и ответьте на вопросы белочки!
Вопросы в орешках:
- Какие три дива, были у князя Гвидона? (Белка с орешками, 33 богатыря, царь Лебедь).
- В кого превращался князь Гвидон, посещая царя Салтана? (В комара, муху, шмеля)
- Какую песню пела белочка, грызя золотые орешки. ("Во саду ли, в огороде")
- Место укуса комара на лице завистливой тётки. (Глаз)
Определить вёрсты-баллы.
IV. Работа с кроссвордом.
- Мы не спеша, но верно движемся с вами дальше: (6 Слайд)
Но дальше вы не сможете ехать, если не разгадаете кроссворд.
Вспомните имена героев сказок А.С. и заполните кроссворд, используя выделенные буквы.
(Взаимопроверка - 7 слайд) Баллы
V. Поймай рыбку.
- Итак, преодолевая версту за верстой, движемся дальше. Вот очередное задание.
- Давайте вспомним, чем ловил рыбу в море старик в "Сказке о рыбаке и рыбке" (Неводом).
(8 Слайд)
У нас тоже есть сказочное море с золотыми рыбками. Имейте в виду, что каждая команда, ответив на 2 вопроса рыбок, зарабатывает 5 верст.
Итак, рыболовы вперёд!
Вопросы на рыбках:
1) С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу?
(Свет мой зеркальце! Скажи!
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?)
2) Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири - ку- ку! Царствуй, лёжа на боку!)
3) Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной? (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!)
4) Какими словами заканчивается "Сказка о золотом петушке?
(Сказка ложь, да в неё намёк!
Добрым молодцам урок)
5) Каким фруктом отравилась царевна в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях? (Яблоко)
6) Сколько лет жили в ветхой землянке старик со старухой? (30 лет и 3 года)
7) Как звали жениха царевны в "Сказке о мёртвой царевне и о 7 богатырях"? (Королевич Елисей)
8) На каком острове в златоглавом городе правил князь Гвидон? (На острове Буяне)
(Вёрсты-баллы)
VI. "Бой петухов".
- Едем дальше. А пока едем послушайте про кого эта сказка?
: В тридевятом царстве,
В тридесятом государстве
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело:
("Сказка о золотом петушке")
Только в сказках золотые
Лишь бывают петухи,
А у нас здесь есть лихие,
Удалые, озорные
Петухи озорники! (9 Слайд)
(Игра "Бой петухов")
Победитель - 2 балла, остальные по 1 баллу.
VII. Работа с таблицей.
- Мы приближаемся к последней станции. (10 Слайд)
- Найдите спрятанные в таблице слова и назовите сказку, в которой все эти слова встречаются. Слова располагаются и по горизонтали, и по вертикали.
(3-4 минуты на задание, самопроверка)
(11 Слайд) Версты-баллы.
VIII. Итог.
- Наше путешествие подошло к концу. Давайте подсчитаем версты-баллы.
(Угощение от белочки)
- Ребята, мы ещё не раз встретимся с героями сказок А.С. Пушкина. Надеюсь, круг наших знаний станет ещё больше, вы расскажите и прочитаете сказки своим друзьям, братьям, сёстрам. И друзей у сказок Пушкина станет больше.
(12 Слайд - песня)
IX. Рефлексия.
- Я благодарю всех за активное участие в игре, если каждый вас считает, что он работал на славу и занятие понравилось прикрепите к нашему сказочному дубу листочек цвета своей кареты.
(Подарить гостям орешки на удачу!)