Интегрированный урок (география + информатика) по теме "Зависимость человека от климата с использованием табличного процессора Excel"

Разделы: География, Информатика


Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков

Форма урока: урок практикум

Время проведения: 40 минут

Цель урока:

  • установить зависимость человека от климата,
  • организовать работу по закреплению понятий темы климат,
  • навыков работы с табличным процессором MS Excel

Задачи.

Образовательные: выяснить как человек зависит от климата. закрепить умения работы с табличным процессором, закрепить умение читать и анализировать климатические карты,

Развивающие:

  • развивать познавательную активность учащихся
  • продолжить развитие умений выделять главное, устанавливать
  • причинно-следственные связи.

Воспитательные:

  • совершенствовать навыки общения
  • воспитывать чувство взаимопомощи

Методы обучения:

  • частично поисковый,
  • объяснительно-иллюстративный
  • репродуктивный

Формы работы:

  • фронтальная, парная,
  • индивидуально-групповая,
  • взаимопроверка,
  • самопроверка

Оборудование

  • персональные компьютеры,
  • таблица Успехов,
  • тестовые задания,
  • мультимедийное оборудование,
  • таблица задания 3,
  • инструкция по выполнению заданий,
  • карточки задания.

Урок сопровождается мультимедийной презентацией (Приложение 6)

Ход урока

Организационный этап урока (1 минута)

Учащиеся рассаживаются за парты.

Учитель информатики:

Здравствуйте, сегодня у нас интегрированный урок география и информатика.

Этап постановки цели урока (1 минута)

Учитель географии:

Народная мудрость гласит: "Куда редко заглядывает Солнце, туда часто приходит врач"

Как вы думаете, о чем говорит эта пословица?

Предполагаемые ответы

(о том, что люди меньше болеют, когда тепло; о том, что солнце полезно для человека; о том, что когда холодно люди чаще простывают; о том, что здоровье человека зависит от климата.)

Спасибо. Ты сформулировал нам тему урока

Тема нашего урока "Зависимость человека от климата с использованием табличного процессора MS Excel"

Сегодня вы должны узнать ответ на вопрос Как человек зависит от климата?

Учитель информатики:

закрепить навыки работы с процессором MS Excel.

У каждого вас есть таблица Успехов. (Приложение 1) В этой таблице будет отражаться то, как вас оценит компьютер, и как вы оцениваете себя. В конце урока вы сможете узнать свои оценки по географии и информатике.

Подпишите, пожалуйста, таблицы.

Этап активизация знаний (2-3 минуты)

Учитель географии:

Для того чтобы ответить на вопрос "Как человек зависят от климата", вспомним основные понятия по теме "Климат"

Учитель информатики:

и основные понятия по теме "Табличный процессор". Для этого выполните мини-тест (1 минута) (Приложение 2)

Учитель географии:

Проверим, как вы справились с вопросами по географии

  1. Какие факторы влияют на формирование климата? (ответы из теста географическое положение, солнечная радиация, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность, близость морей и океанов, морские течения)
  2. Назовите климатические пояса на территории России (арктический, субарктический, умеренный, субтропический)
  3. Назовите определение изотермы (изотерма это линия, которая соединяет точки с одинаковой температурой)
  4. Каким способом на климатической карте показывают годовое количество осадков (способом качественного фона)
  5. И так Правильные ответы (Проверка с экрана)

Учитель информатики:

  1. Что относится к средствам обработки числовой информации (электронные таблицы)
  2. Для чего предназначен процессор MS Excel. (MS Excel. Предназначен для обработки данных)
  3. Для обозначения адреса ячейки электронной таблицы используют (буквы латинского алфавита и цифры)
  4. Вы построили диаграмму по некоторым данным из таблицы, а через некоторое время изменили эти данные. Как перестроить диаграмму для новых данных таблицы (достаточно один раз щелкнуть мышью по диаграмме)
  5. Как выделить две группы ячеек, разнесенных в пространстве таблицы? (Выделить первую группу ячеек, затем нажать клавишу Control (Ctrl) и, не отпуская ее, выделить следующую группу ячеек)

Этап систематизации знаний (25 минут)

Учитель информатики:

Эти знания вам сейчас пригодятся. Мы предлагаем вам 3 задания различного уровня сложности. (Приложение 3) Проверка ваших результатов будет происходить автоматически. После выполнения всех заданий вы только перенесёте баллы, выставленные компьютером в свою таблицу. (Приложение 4)

Займите свои места за компьютерами.

Посмотрите на экран.

Задание 1

Учитель географии:

Одним из важнейших элементов климата является показатель количество осадков.

По карте определите количество осадков для городов указанных в таблице (указка на таблице) и вставьте попущенное слово в выводе. (указка на пропущенном слове)

Учитель информатики:

По имеющимся данным постройте диаграмму и выберите верную из предложенных. Запишите свой ответ цифрой (указка на квадратик). На выполнение задания 3 минуты.

Проверка задания

Посмотрите на экран

Учитель географии (на экране появляется таблица)

(ученики проверяют таблицу)

Кому компьютер дал оценку "правильно"?

(ученик 1), прочитай вывод по таблице (высвечивается вывод)

Учитель информатики:

(правильная диаграмма 1)

Переходим ко 2 заданию

Задание 2

Учитель географии

Важным климатическим показателем является средние температуры воздуха.

По карте определите для тех же городов показатели средних температур и вставьте пропущенные слова в вывод (указка на пропущенных словах)

Учитель информатики:

По полученным данным постройте график и выберите верный, из предложенных. Запишите свой ответ цифрой (указка на квадратик). На выполнение задания 5 минут.

Проверка задания

Посмотрите на экран. (Проверка с экрана)

Учитель географии

(ученики проверяют таблицу)

Кто правильно справился с работой по таблице?

Давайте, послушаем, какой вывод сделал Влад после работы с картой и таблицей

(ученик зачитывает вывод)

Учитель информатики:

(правильный график 2)

правильно

Учитель географии:

Уменьшить негативное влияние холода на наш организм и укрепить здоровье поможет точечный массаж (учащиеся встают)

Оздоровительная пауза

(через 20 минут от начала урока 1минута)

Разогрейте пальцы руки.
Глазки видят все вокруг
Выполняем сверху вниз
Возвращайтесь к работе

Продолжим работу, переходим к 3 заданию.

Задание 3

Учитель географии:

В каждом климате своё соотношение температуры и осадков, поэтому и влияние на человека будет разное.. Выполнив это задание, установите Влияние климата на жизнь и здоровье человека.

Учитель информатики:

Используя текстовый файл "Зависимость человека от климата" (Приложение 5) заполните пропуски в таблице. Используя копирование и работу с несколькими окнами

На основании таблицы, создайте условные знаки.

Учитель географии:

Используя эти знаки, обозначьте на карте районы с неблагоприятными и благоприятными климатическими условиями для жизни и здоровья людей. Вставьте пропущенное в выводе слово (указка на пропущенном слове) На выполнение задания 7 минут.

Учитель информатики:

Посмотрите на экран Проверка задания

Учитель географии:

  • Как влияет на человека высокая влажность и низкие температуры
  • Как повлияет низкая температура и ветер на состояние здоровья
  • Как изменится самочувствие человека при резкой смене температур и сильных морозах
  • Какие недомогания возможны при высокой влажности воздуха

Вы, обратили внимание на то, какое большое влияние оказывает климат на человека

Теперь посмотрим на итог вашей работы с картой.

  • Назовите, где на территории России климат благоприятный для людей (на побережье Черного моря)
  • А что можно сказать про остальные территории страны? (они все не благоприятные для жизни человека)

Поднимите руку, у кого получилась такая карта

Какой вывод сделал ... по карте

(ученик зачитывает вывод, а потом правильный вариант появляется на экране)

Действительно, только на Черноморском побережье климатические условия благоприятны для человека, а на остальной территории России неблагоприятные.

Казалось бы, что невозможно жить в таких условиях. Но, несмотря на это, россияне живут и работают.

Какие качества помогают нам преодолевать трудности связанные с климатом?

Предполагаемые ответы

(такой климат делает людей более выносливыми; жители нашей страны вынуждены преодолевать трудности, поэтому они более стойкие; сибиряков морозы делают более закаленными; чтобы жить в таком климате, надо иметь терпение и выдержку, поэтому наши люди более спокойные и сдержанные по сравнению с итальянцами и испанцами)

Учитель информатики:

С помощью компьютера вы нашли ответ на вопрос, поставленный в начале урока

Заполните свою таблицу успеха

Займите места за партами

Первичное закрепление (5 минут)

Учитель географии:

Теперь проверим ваши знания на практике.

Познакомьтесь с прогнозом погоды на эту неделю по г. Новокузнецку. (распечатка прогноза погоды по данным GISMETEO.RU )

Обсудитепогодную ситуацию в паре для указанного даты (2 минуты)

Скажите как погодные условия могут повлиять на самочувствие новокузнечан.(3 минуты)

Этап подведения итогов (1 минута)

Учитель информатики:

Оцените своё понимание темы по информатике и географии

Подсчитайте общее количество баллов по каждому предмету и узнайте свою оценку, именно эти оценки пойдут в журнал.

Тот, у кого самооценка совпала с оценкой за урок, имеет адекватную самооценку.

Остальным надо работать над собой.

Этап определения домашнего задания (1 минута)

Запишите домашнее задание

Учитель географии География параграф 11

Учитель информатики Информатика параграф 4.3

Спасибо за урок!