Цель: обобщить и систематизировать знания, закрепить навыки определять разряды имён прилагательных, уметь производить устный и письменный разбор, уметь употреблять в речи.
I. Повторение ранее изученного.
• Давайте вспомним, что вы знаете об имени прилагательном.
(Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?
Имена прилагательные изменяются по родам, падежам, числам. Прилагательные могут иметь краткую форму. В предложении имя прилагательное бывает определением и сказуемым).
II. Практическая работа. (Раздаточный материал №1). Прочитайте тексты, сравните их.
№1. Вечер. Синь становится все незаметнее в зареве заката. Дымкой сгущаются по горизонту сумерки. На отмелях голосят хоры, слышатся всплески рыб, крики чаек. На отмель опустилась стая ласточек. Каждая в сюртуке с манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют норы в обрывах.
№2. Летний вечер. Поднебесная синь становится все незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо-каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах. (“Юный натуралист”)
Выполни задания:
• Чем эти тексты отличаются друг от друга?
Первый текст некрасочный, сухой. В первом тексте нет имён прилагательных. Второй насыщен прилагательными.
• Какова тема и главная мысль?
Тема – летний вечер.
Главная мысль – показать красоту и тайны летнего вечера.
• Какое настроение создаётся от прочтения первого и второго тестов? (1 - обычное, 2 - радость, спокойствие.)
• Определите стиль текста №2. (Художественный)
• Определите тип речи. (Описание)
• Какой из текстов больше понравился и почему?
- Попробуйте представить себе картину, описанную во втором тексте. Нарисуйте её.
- За счет чего создается такая яркая, образная картина, которую легко себе представить? (За счёт имён прилагательных)
- Прочитайте все прилагательные 2 текста. Определите род, число, падеж.
- Выпишите 3-4 словосочетания “прилагательное + существительное” и разберите их (Один из учеников на доске, остальные в тетрадях).
3. - Каждое из этих прилагательных имеет свою
противоположность, то есть может сравниться с
другим. По величине можно быть больше или меньше,
по возрасту моложе или старше, по весу легче или
тяжелее, по виду красивее или безобразнее, по
характеру умнее или глупее, по цвету ярче или
бледнее. Именно признаки предметов, умеющих
сравниваться, объединились в первую группу.
Ребята, подумайте, что обозначают все эти слова?
Называют качества.
Верно, и так, вспомним первый разряд имён
прилагательных :
“Качественные прилагательные”. (Таблица)
• “Четвёртое лишнее” (раздаточный материал №2). Из каждой строчки выберите лишнее прилагательное, обоснуйте ответ.
Тихий, тонкий, предосенний, сухой;
Жёлтый, чёрный, бледный, песчаный;
Подземный, тёмный, звонкий, смутный.
Лишнее: предосенний, песчаный, подземный. Все остальные означают качества.
- Правильно. Подумайте, что означают лишние слова.
Предосенний – время (перед осенью)
Песчаный – материал (из песка)
Подземный - место (подземный)
• Как называются такие прилагательные?
- Относятся к разряду относительные прилагательные (таблица).
Упражнение. Замените существительные прилагательными.
Уши зайца – Заячьи уши.
Лапы лисы – Лисьи лапы.
Хвост вороны – Вороний хвост.
Глаза папы – папины глаза.
Лапы таракана – тараканьи лапы.
- Как вы думаете, что обозначают такие имена прилагательные?
Принадлежность к чему-то, кому-то. Такие прилагательные относятся к притяжательным прилагательным. По их имени нетрудно догадаться об их сути: они обозначают признак предмета по его принадлежности кому-нибудь. Для них специально существуют вопросы чей? чья? чьё? (таблица).
4. (Раздаточный материал №3). Спишите, вставляя подходящие по смыслу прилагательные, укажите разряд.
Это объявление нельзя писать … карандашом. (Простым – кач.) Дай мне … карандаш. (Красный – кач.) На праздник неудобно идти в … платье. (Шерстяном – относит.) Надень … платье. (Мамино – прит.) Недавно на улице построили … дом. (Новый – кач.) Мы в него переехали из … дома. (Деревянного – относит.)
• (Раздаточный материал №4). Укажите разряд прилагательных по значению.
Заячий след (отн.), заячий характер (кач.), заячий выводок (притяж.); гусиное перо (относит.), гусиная кормушка (притяж.), гусиная походка (кач.); волчья стая (относит.), волчий аппе¬тит (кач.), волчье логово (притяж.); лисья нора (притяж.), лисья шуба (относит.), лисья хитрость (кач.).
• (Раздаточный материал №5). Прочитайте пословицы, разберём, каково их значение. Выпишите прилагательные из пословиц в три колонки в зависимости от разряда.
1. Неопытный повар всегда винит печь.
2. Золото, как ни черни, чёрным не станет.
З. Деньги берут за лисий мех, а не за лисью нору.
4. Рыбу соломенной сетью не ловят.
5. Ложь на тараканьих ножках ходит.
6. Не верь в доброту волчьего сердца.
8. Никогда кривая дорога не бывает хорошей.
9. По птичьему следу не узнаешь, куда птица улетела.
10. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
III. Итог.
IV. Домашнее задание. Подготовка к контрольному тестированию.
Тесты по теме “Имя прилагательное”.
Вариант I (Приложение 1)
Вариант II (Приложение 2)