Потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают в последние годы серьёзные изменения. Педагоги и психологи отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме и, соответственно, изменение её роли в процессе первичной социализации детей.
Важным условием изменения сложившейся ситуации является развитие взаимодействия образовательного учреждения (детского сада) и семьи адекватными поставленной цели средствами.
Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникшую при объединении людей для достижения общих целей. Одной из форм такой деятельности является семейный театр в детском саду.
Что такое театр
Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств.
Это чудо способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность, способствует объединению семей, сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми.
Актуальность:
Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованные игры – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.
В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.
Цель: Развивать взаимодействие детского сада с семьей дошкольника, открывать новые возможности для совместного творчества.
Сроки реализации проекта – 3 года (с 2009 2012 гг.)
База исследования: МДОУ детский сад №3 «Чебурашка» ГО Жатай средняя группа
Семейный театр – это творческое объединение нескольких семей, созданное при участии педагогов, ориентированное на интеграцию традиций домашнего и общественного театров и развитие воспитательного потенциала семьи.
Семейный театр в детском саду – особая конструктивная форма взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, объединяющая семьи с детьми дошкольного возраста в целях развития воспитательного потенциала семьи при поддержке педагогов; способствующая взаимодействию детского сада с семьей. Приобщению взрослых и детей к театральному искусству, имеющую большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях, познанию истории и культуры Родины.
Что даёт семейный театр?
Родителям:
- источник новых знаний;
- эмоциональные переживания;
- адекватное восприятие действий ребёнка;
- приобретение опыта совместных переживаний.
Ребёнку:
- потребность в любви, в одобрении;
- овладение взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми;
- познание окружающего мира.
Развитие взаимодействия детского сада и семьи средствами семейного театра разворачивается поэтапно.
первый этап:
Изучение семьи ребёнка, детско-взрослых отношений, определение исходного уровня развития воспитательного потенциала (используя диагностические методы: анкетирование, беседы, наблюдение в ходе специально организованных игр).
Изучив воспитательные возможности семьи в контексте театральной деятельности, мы пришли к выводу, что в данной группе можно реализовать технологию «Семейный театр в детском саду».
На первом этапе ведущая роль принадлежит педагогам: воспитателю группы и музыкальному руководителю, выполняющим обязанности художественного руководителя.
Родители занимают по своему усмотрению объектную или субъектную позицию.
Дети – непосредственные участники – занимают объектную позицию
Эта технология позволяет педагогам перевести родителей от наблюдений за игровыми действиями к прямому включению в процесс театральной деятельности в детском саду;
- к построению взаимоотношений, основанных на принципах уважения, доверия, открытости;
- улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми;
- перейти к систематическому , содержательному, эмоционально наполненному досугу.
Непременным условием для развития взаимодействия семьи и детского сада в контексте семейного театра является социокультурная среда, т.е. предметно-развивающая.
Важные элементы среды:
- театральные уголки с коллекциями театров разных видов (пальчиковый, настольный, кукольный и т.д.
- передвижные выставки детских работ фотоматериалов о прошедших театральных постановках.
- костюмерная – театральные костюмы, атрибуты для спектаклей, бижутерия.
- гримерная – сценический грим, парики. веера, зеркала и т.д.
- театральная библиотека с фондом соответствующей литературы.
К работе прилагается презентация (Приложение 1).