Цель: пробудить интерес к классической музыке, подготовить подростков к посещению театра оперы и балета, создав условия для формирования у них эстетического отношения к миру.
Задачи:
- сформировать понятия о жанрах «опера» и «балет»;
- развивать эмоционально-чувственную сферу личности, способность к восприятию произведений музыкального искусства;
- воспитывать культуру поведения в музыкальном театре;
- воспитывать интерес к классической музыке, передающей красоту человеческих чувств.
Оборудование: фотографии зрительного зала Мариинского театра в Санкт-Петербурге; песня «Музыка» в исполнении Елены Обуховой музыка из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» и хор «Свет и сила бог Ярило», финал из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова»).
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учителя: …….
Учитель исполняет фрагмент из песни «Прекрасное Далеко» муз. Е.Крылатова, cл. Ю.Энтина.
Что такое музыка? Где можно увидеть и услышать музыку? Версии детей.
Рождение музыки мы ощутим с вами. Для этого воспользуемся приемом пластического интонирования.
Выразите при помощи пластического интонирования (жестов, движений) образ песни «Музыка» в исполнении Елены Обуховой (Презентация: Слайды 23) (Приложенеие 1)
II. Определение темы и постановка целей урока (стадия вызова).
Мы с вами живем в старинном губернском городе Пскове со славными духовными традициями, богатой военной историей.
Ребята! Какие театры есть в нашем городе? Версии детей…
Но, к сожалению, в нашем городе нет театра оперы и балета. Однако каждый воспитанный человек должен быть готов к посещению храма музыки, как иногда называют театр оперы и балета.
Предположите тему нашего урока……….Версии детей
(Слайд 1. Тема нашего урока: «Путешествие в театр. Опера. Балет».)
На этом уроке мы научимся различать оперу от балета, приобретем опыт глубокого погружения в мир музыки.
А для этого на уроке мы выполним ряд заданий.
III. Стадия реализации смысла.
Задание 1. Прослушайте фрагменты из музыкальных произведений и определите, в каком случае звучит музыка из оперы, а в каком – из балета.
(Слайд 2. Звучит музыка из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» и хор «Свет и сила бог Ярило», финал из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова»).
В чем разница между прозвучавшими музыкальными произведениями? По каким признакам вы это определили?
В случае затруднения, воспользуйтесь помощником: «танцевальный характер музыки»; «хоровое пение».
Итак, каков характер первой музыки? Как можно себя выразить под нее?
Что под нее можно делать? Удобно ли под нее петь? (Под неё можно танцевать. Петь под нее не удобно.)
А сейчас давайте проверим правильность вашего выбора, просмотрев видеофрагменты. (Демонстрация видеофрагментов из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» и из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова»).
Смотреть музыкальный спектакль в темноте в течение долгого времени – большая нагрузка для глаз.
Минутка здоровья. Упражнение «Греем глазки». Сложите ладошки вместе и сильно-сильно потрите их друг о дружку так, чтобы стало горячо, а затем быстро и плотно приложите их к закрытым глазам и почувствуйте тепло. (Повторите три раза).
Чтобы вы лучше запомнили разницу между двумя жанрами музыкальных произведений – балетом и оперой, выполним задание в ваших рабочих листах. (Приложение 2)
Задание 2. Прочитайте определение оперы и балета.
«Опера – это произведение, содержание которого передается в музыкально-драматических образах. В опере объединены разные виды искусств: музыка, сценическое действие, литература, живопись».
«Балет – это вид искусства, в котором объединены музыка, танец, мимика и пластические жесты. Содержание балета передаётся в музыкально-хореографических образах и сценическим действием».
Подчеркните красным карандашом общие признаки оперы и балета.
Подчеркните синим карандашом отличительные признаки балета, и зеленым карандашом отличительные признаки оперы.
Проверьте правильность самостоятельно выполненного задания, сопоставив ваш вариант ответа с эталонным ответом.
(Слайд 3 Эталонные ответы:
«Опера – это произведение, содержание которого передается в музыкально-драматических образах. В опере объединены разные виды искусств (музыка, сценическое действие, литература, живопись)»
«Балет – это вид синтетического искусства, в котором объединены музыка, танец, мимика и пластические жесты. Содержание балета передаётся в музыкально-хореографических образах и сценическим действием».
Итак, что общего между оперой и балетом?
В чем разница между балетом и оперой?
Итак, с какими музыкальными жанрами мы сейчас познакомились?
Минутка здоровья. Представим себе, что закончилось первое действие музыкального спектакля. В театре принято благодарить исполнителей аплодисментами. Давайте и мы похлопаем. (Дети выполняют действие).
Ребята, вам, как начинающим зрителям, важно знать, почему некоторые зрители встают во время аплодисментов. (Слайд 4)
Задание 3. Выберите вариант ответа на вопрос: «Почему некоторые зрители встают во время аплодисментов».
А) Они торопятся в буфет.
Б) Они устали сидеть.
В) Им очень понравилось исполнение артистов и музыкантов.
Антракт прошел быстро. Мы вернулись в зрительный зал. Сейчас я хочу вас пригласить мысленно посетить Мариинский театр оперы и балета в Санкт-Петербурге.
Рассмотрите убранство зрительного зала музыкального театра.
(Cлайд 5)
Предположите, какую одежду надо одеть при посещении театра оперы и балета? (Праздничную, костюм, вечернее платье).
Слушание музыки – это глубоко личностный процесс. Поэтому в зале не принято переговариваться, делиться впечатлениями до тех пор, пока звучит музыка. Зрители для получения эстетического удовольствия должны научиться отгораживаться от всего окружающего, то есть остаться наедине с музыкой, погружаться в неё.
Сегодня в театре дают оперу русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане…»
Я предложу вам послушать симфоническую картину « Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». (Слушание музыки).
Вспомните, сколько чудес описывают корабельщики в одноименной сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»? (Три чуда).
(На слайдах учитель демонстрирует репродукции к данным фрагментам по сказке Пушкина).
Просмотрев иллюстрации, подберите к музыке соответствующие репродукции.
Итак, какой образ первым возник в вашем сознании?
Какой образ появился у вас вторым?
Какая репродукция отражала зрительный образ, возникший в вашем сознании третьим?
Заканчивается наше путешествие в мир музыки Музыка живет среди нас и в наших сердцах. Я попрошу вас вместе со мной исполнить песню.
«Птица – музыка» слова М. Пляцковского
4. Стадия рефлексии
Подходит к концу наш урок .
– С какими жанрами музыкальных произведений мы сегодня познакомились на уроке?
– Что общего между оперой и балетом?
– В чем разница между балетом и оперой?
– Расскажите, как надо вести себя в музыкальном храме (в театре оперы и балета)?
Далеко не каждый зритель после первого посещения театра оперы и балета захочет вернуться туда еще раз.
Если после нашего урока у вас возникло желание в реальности посетить оперный театр, то я прошу вас сказать мне об этом, поместив на доску красную карточку, а если пока – нет, то зеленую.
Напишите на карточке: «Да, потому что …..» или «Нет, потому что…..
Спасибо за активную работу на уроке!
Видео «Пластические интонирование» удалено, т.к. превышает допустимый объем.