Урок математики в 1-м классе на тему "Римская нумерация"

Разделы: Начальная школа


Урок 21

Тип урока: ОНЗ.

Основные цели:

1) систематизировать и обобщить знания детей и цифрах и числах;

2) формировать представление о первых десяти римских цифрах;.

3) тренировать вычислительный навык в пределах 9.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение, классификация.

Демонстрационный материал

1) картинка с изображением новогодней ёлки

2) модель числового отрезка (без цифр):

 3) задание 1 для этапа 2:

 4) эталон числового отрезка;

 5) эталон сложения и вычитания с помощью числового отрезка

 6) задание 4 для этапа 2:

 7)конверт с заданием для пробного действия:

8) образец для самопроверки самостоятельной работы:

5, стр. 40

Раздаточный материал:

1) модель числового отрезка (без цифр) в папках файлах, индивидуальные планшетки;

2) задание 1 для этапа 2, аналогичное Д-4:

 

 3) оценочные листы, елочные шары.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности:

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы;

2) определить содержательные рамки урока: работа с числовым отрезком;

3) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

  • Ребята вспомните, какой праздник скоро к нам придёт? (Новый год.)
  • Какой главный предмет на этом празднике? (Ёлка.)
  • Сегодня на уроке нам предстоит нарядить математическую ёлку и игрушки будут на ней не простые – наши успехи и достижения.

Учитель открывает рисунок ёлки:

  • Но даже наряжая елку, что вы будете делать ? (Учиться.)
  • Что это значит? (Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, и самим постараться “открыть” новое знание.)
  • Посмотрите на доску и на столы.

У учителя на доске открыта модель числового отрезка 1-9 без чисел , у каждого учащегося такая же модель отрезка в папке – файле .

  • С чем будет связано ваше новое знание? (С числовым отрезком.)
  • Верно, пожелайте друг другу удачи и в путь!

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать понятия “число” и “цифра”, знание правила построения числового отрезка, умение находить последующее и предыдущее число, складывать, вычитать, сравнивать числа с помощью числового отрезка;

2) тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация понятий “число” и “цифра”.

  • Ёлку можно украсить разными предметами и игрушками. (Слайд 1 (см. презентацию))

Учитель открывает на доске изображение групп предметов Д-3, аналогичное задание получают учащиеся на карточках Р-2:

  • Определите количество каждого вида фруктов и ягод.

Учащиеся по цепочке с места называют количество предметов.

  • Запишите с помощью цифр.

Один ученик выполняет задание у доски, остальные учащиеся на карточках:

  • Итак, что показывают числа? (числа показывают количество предметов.)
  • А что такое цифры? (С помощью цифр мы записываем числа.)
  • Что мы сейчас повторили? Повесим на ёлку шарик с эталоном числа и цифры.

Учитель вывешивает на ёлку шарик с эталоном числа и цифры.

2) Актуализация знаний о числовом отрезке.

  • Найдите место каждого числа на числовом отрезке.(Слайд 2)

Один из учащихся наносит числа на модель числового отрезка у доски, остальные учащиеся на своих моделях:

  • Что вы можете сказать о получившемся ряде чисел? (Все числа четные, увеличиваются на два, расположены в порядке возрастания.

Один ученик у доски дополняет числовой отрезок, остальные учащиеся на своих моделях .

  • Назовите два числа, следующие за числом 6.
  • Назовите два числа по порядку, за которыми идет число 4.
  • Назовите последующее число числу 8.
  • Как получить последующее число? (Нужно прибавить 1.)
  • Назовите предыдущее число числу 2.
  • Как получить предыдущее число? (Нужно вычесть 1.)
  • Что мы сейчас повторили? Повесим на ёлку шарик с эталоном числового луча.

3) Сложение и вычитание с помощью числового отрезка.

  • Что нам позволяет числовой отрезок? (Складывать и вычитать числа.)
  • Что поможет складывать и вычитать на числовом отрезке? (Эталон.)

Учитель открывает эталон .

  • Решите примеры с помощью числового отрезка.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием, остальные учащиеся работают на планшетках .

- Что мы сейчас повторили? Повесим на ёлку шарик с эталоном сложения и вычитания с помощью числового отрезка.

4) Пробное действие.

  • Что вы сейчас повторили? (Мы повторили, что такое число и цифра, расположение чисел на числовом отрезке, сложение и вычитание с помощью числового отрезка.)
  • Оцените свою работу на шкале достижений.
  • А сейчас вы получите задание, с помощью которого поймете , чего вы еще не знаете.)
  • На ёлке есть звезда и в ней спрятано задание Вот оно.

Учитель показывает учащимся конверт.

  • Вот что в нём находится.

Учитель достает из конверта карточки с римскими цифрами:

  • Кто знает, как называются эти цифры? (Римские.)
  • Нужно расположить эти цифры на числовом луче.
  • Что нового для вас в этом задании? (Мы не знаем значение римских цифр.)
  • Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Научиться работать с римскими цифрами.)
  • Как назовем урок? (Римские цифры.)

Учитель открывает тему урока.

  • Попробуйте выполнить это задание. (Время ограничено)

Учащиеся самостоятельно выполняют задание на индивидуальных планшетках.

  • Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось.
  • Кто не смог выполнить это задание?

Учащиеся поднимаю руки.

  • Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли расположить эти числа на числовом луче.)
  • У кого есть ответ?

Учащиеся называют результаты. Учитель проводит анализ, учащиеся, записавшие ответ с помощью арабских цифр, фиксируют, что они не смогли выполнить это задание правильно.

  • Кто смог выполнить задание?

Учащиеся показывают свои планшетки.

  • Обоснуйте свои результаты. (Мы не можем обосновать свои результаты.)
  • Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем затруднение.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание вы выполняли? (Мы должны были расположить римские цифры на числовом отрезке.)
  • Чем это задание отличается от предыдущих? (Мы работали с арабскими цифрами, а здесь римские.)
  • В чем же затруднение? (Надо соотнести значение арабских и римских цифр.)
  • Почему же возникло затруднение? (Мы не знаем, какие числа обозначаются этими цифрами.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

построить проект выхода из затруднения: поставить цель проекта, определить средства, сформулировать шаг достижения поставленной цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какова же цель дальнейшей деятельности? (Изучить римские цифры.)
  • Дед Мороз готов оказать вам помощь в работе.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);

3) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Я предлагаю поработать вам в группах. Вспомните основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другие должны выслушать. Группа должна работать так, чтобы не мешать другим группам.)
  • Найдите в учебнике 4 на странице 40. Рассмотрите цифры. Сделайте вывод об их написании. (Слайд 3)

Учащиеся в группах рассматривают цифры. Одна из групп озвучивает свой вывод, например:

  • Мы рассмотрели цифры. В написании цифр используются элементы: I, V, X. Так число три записывается цифрой III, а число 5 – V. Поэтому мы решаем пример пять минус три, получается два. Записываем II.

В случае возникновения затруднений у учащихся учитель организует подводящий диалог:

  • Рассмотрите каждую цифру.
  • Какие знаки повторяются?
  • Когда появляется новый знак?
  • Что нужно сделать с вашим числовым отрезком, чтобы было удобно его использовать? (Нанести на него римские цифры.)
  • Сделайте это.

После выполнения каждая группа представляет свой проект числового отрезка.

  • Что теперь вы можете делать? (Складывать и вычитать числа, записанные с помощью римских цифр.)

Оцените свою работу в группах на шкале достижений.

  • Какой следующий шаг на уроке? (Потренироваться в выполнении заданий с римскими цифрами.)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) 5 (3 ст.), стр. 40.

  • Найдите 5 на стр.40. (Слайд 4)

Учитель заранее выносит задание на доску.

  • Решите примеры в третьем столбике.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и решают примеры с комментированием. Остальные учащиеся работают в учебнике.

2) Работа в парах.

5 (2 ст.), стр. 40

  • Выполните в 5, 2-й столбик в парах.

Проверка организуется фронтально. Учитель на доску записывает правильный ответ. В случае необходимости, можно организовать пошаговую проверку с помощью числового отрезка.

  • Кто из вас допустил ошибки?
  • В чем ваша ошибка?
  • Исправьте ошибки.
  • Оцените свою работу в парах на шкале достижений.
  • А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

организовать самопроверку и самооценку учащимися умения выполнять задания с римскими цифрами.

Организация учебного процесса на этапе 7:

5 (1 ст.)

  • Закончите выполнять это задание самостоятельно.

На выполнение задания отводится 2–3 минуты.

  • Проверим. (Слайд 5)

Учитель открывает на доске эталон для самопроверки .

  • У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)
  • Сделайте вывод. (Нам необходимо подучить римские цифры, …)
  • Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)
  • У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Мы какое значение имеют римские цифры.)
  • Оцените свою работу на шкале достижений.
  • Повесим на ёлку шарик с новым знанием.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) организовать тренинг умения работать с числовым отрезком;

2) закрепить понятия “число” и “цифра”.

Организация учебного процесса на этапе 8:

  • Итак, какие виды цифр вы знаете? (Арабские и римские.)
  • Ребята, на нашей ёлке могут появиться и другие числа - игрушки. Их можно рассмотреть в учебнике на стр. 40.

Работа на MacBook в программе ПервоЛого.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

11) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке (римские цифры);

2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

3) обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Как вы заканчиваете урок? (Анализируем свою работу.)
  • Какую цель вы ставили перед собой? (“Открыть”, как числа обозначаются римскими цифрами.)
  • Достигли ли вы цели?
  • Кому удалось сделать “открытие” самому. Докажите.
  • Оцените свою работу на уроке. Вам поможет новогодний шарик – покрасьте его в цвет, который отразит ваш вклад в урок.

Учитель проводит рефлексию оценивания.

  • В чем возникали трудности на уроке?
  • Какие трудности остались на конец урока?