Как не обратить внимание детей на действительность, которая нас окружает: жестокое отношение подростков друг к другу, к людям других наций и т.д. Данный классный час затрагивает проблемы толерантности, дружеского и уважительного отношения друг к другу. Материал изучается дополнительно, углубляя и расширяя уже полученные ранее на уроках знания. Предназначен для учащихся старших классов.
Цели и задачи классного часа способствуют формированию новых знаний и развитию мыслительной деятельности учащихся.
Основные методы, которые используются на классном часе – это информационный, проблемный, частично-поисковый. Все они формируют умения философски мыслить, анализировать, делать выводы.
На классном часе использована групповая форма работы по трем философским категориям. В ходе дискуссии учащиеся пытаются выработать собственные взгляды на «вечные» философские вопросы: бескорыстная дружба, людская выгода, непохожесть и т.д.
Классный час построен: знакомство с противоположными философскими взглядами по теме дружба, выработка своего взгляда на философскую категорию, общая дискуссия по теме.
Результатом данного мероприятия будет формирование коммуникативной, информационной, учебно-познавательной компетенций, а так же компетенции личностного самосовершенствования.
Исходя из планируемого результата, урок должен достигнуть цели.
1. Тема классного часа: «Дружба – это чудо?»
2. Цели мероприятия:
- образовательная: познакомить учащихся с взглядами философов Ларошфука, Монтеня, Антуана де Сент-Экзюпери о дружбе;
- развивающая: способствовать формированию у учащихся собственных взглядов на философские проблемы, учиться приводить нужные аргументы, четко и ясно излагать свои мысли;
- воспитательная: способствовать умению учащихся взаимодействовать друг с другом, воспитывать толерантное отношение к другой точке зрения.
3. Оборудование:
- фильм о дружбе (Приложение 1);
- правила ведения дискуссии (Приложение 2).
4. Форма организации классного часа: групповая.
5. Приемы, методы, технологии обучения: проблемный, информационный, частично-поисковый.
6. Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.
Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):
- Коммуникативная компетенция: умение устанавливать контакт, максимально полно и точно передавать информацию, обосновывать свое решение, обмениваться информацией.
- Информационная компетенция: умение анализировать информацию, обобщать и делать выводы.
- Учебно-познавательная компетенция: умение устанавливать связи между отдельными объектами, умение применять усвоенные знания в новых ситуациях.
Компетенция личностного самосовершенствования: умение осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, умение анализировать свои достижения и ошибки.
Ход мероприятия
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент Заранее из класса убраны парты, стулья стоят большим полукругом, чтобы учащиеся свободно могли передвигаться. 2. Мотивационный этап Показ фильма о дружбе Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на нашем классном часе? Действительно, о дружбе, которой много написано песен, стихов, афоризмов. Совсем недавно я встретилась с высказываниями о дружбе великих людей, которые не оставили меня равнодушной. Вот первое из них: «В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой», – Монтень. Как вы понимаете слова этого философа? (Высказывание вывесить на левую часть доски) Второй взгляд на дружбу – философа Ларошфуко: «То, что люди обыкновенно называют дружбой, в сущности, только союз, цель которого – обоюдное сохранение выгод и обмен добрыми услугами». Как вы понимаете слова Ларошфуко? (Высказывание вывесить в центральную часть доски) И третий взгляд на дружбу: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю», – Антуан де Сент-Экзюпери. Как вы понимаете эти слова? (Высказывание вывесить на правую часть доски) Кто из учащихся так же считает, придерживается такого же мнения, что и Монтень, попрошу пересесть на стулья слева от меня. Кто из учащихся так же считает, придерживается такого же мнения, что и Ларошфуко, попрошу пересесть на стулья по центру. Кто считает, как Экзюпери, попрошу пересесть на стулья справа от меня. Но в течение всей дискуссии вы имеете право менять свою точку зрения и переходить из одной категории в другую! |
Смотрят видеосюжет Называют: о дружбе
Высказывают мнения
Высказывают мнения
Высказывают мнения
Переходят
Переходят
Переходят |
3. Дискуссия по теме классного часа Вопросы по теме №3 – «непохожесть»
Помните правила ведения дискуссии, приводите примеры, аргументируйте свои ответы, умейте слушать других (Приложение 2).
(Если ответят, что среди нас, здоровых, то продолжить проблемный вопрос: Но ведь многие дети не хотят дружить, общаться с такой категорией людей, держатся от них в сторонке, а некоторые и обижают… Почему так происходит? Страх – это невежество и предрассудки. Инвалидами были Ярослав Мудрый, великий князь Василий Темный, полководец Михаил Кутузов, художник Борис Кустодиев и др. известные люди. Не надо бояться, надо уметь быть справедливыми, держаться наравне.
Россия всегда подвергалась нападениям: татаро-монголы, французы, немцы… Но по сей день поддерживаем мирные, добрососедские отношения – русские и татары.
Ведь это, как правило, смешение крови, конкуренция в профессиональной деятельности – рабочие места, «понаехавшие» уводят потенциальных женихов и невест, терроризм…
|
Отвечают, приводят примеры
Примерные ответы: Страх, боязнь оказаться на их месте, неумение с ними общаться, что-то не так сказать…
Высказывают мнения, приводят примеры, дискутируют, вырабатывают свой взгляд на проблему
Все учащиеся с места имеют право высказывать свою точку зрения на обсуждаемую философскую категорию, но с соблюдением всех правил дискуссии, представленных перед аудиторией (не перебивать, аргументировать высказывания, уважать чужую точку зрения и т.д.). Высказывают мнения, приводят примеры, дискутируют, вырабатывают свой взгляд на проблему. |
Вопросы по теме №2 – «дружба – это выгода»
|
|
Вопросы по теме №1 – «бескорыстная дружба»
|
|
Вы имеете право поменять свою точку зрения и перейти из одной категории в другую! |
Если поменяли свое мнение – переходят |
4. Подведение итогов Грустно, когда человека ненавидят, не узнав, какой он на самом деле, каковы его чувства, мысли. Грустно, когда ищут в дружбе расчет или когда дружбы вообще нет. Много вы привели своих примеров, мыслей о дружбе, какой она должна быть. А теперь предлагаю вам оставить свой лучик на нашем солнце под названием «толерантность» – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Назовите составляющие толерантности. |
Записывают маркером на лучике слова, после чего выходят, прикрепляют и зачитывают их. (Терпимость, уважение, снисходительность, принятие, сострадание, милосердие, мягкость, прощение, великодушие и т.д.) |
В заключение: Мир начинается с тебя – |