Формирование представлений о свойствах воды у детей с ограниченными возможностями здоровья через опытно-экспериментальную деятельность

Разделы: Коррекционная педагогика


Тема: Решение примеров в пределе 10 на условном материале. Измерение объема жидкости с помощью условной мерки.

Цели:

  • Развитие умения решать примеры в пределе 10 на условном материале. Закрепление умения измерять объем жидкости с помощью условной мерки.
  • Знакомство со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель через проведение опытов.
  • Воспитание любознательности.

Оборудование: цифры от 1 до 10; пластмассовые стаканчики с водой и баночки, кружечки из набора детской посуды; прозрачные стаканы; прозрачные баночки различной формы; геометрические фигуры: шары, кубики; сахар; чайные ложки, игрушка.

Ход занятия

Основные направления коррекционной работы

Содержание работы

Последовательность дней недели.

I. Оргмомент.

1. Дни недели: назвать, какой сегодня день недели, какой день недели был вчера, будет завтра.

Кругозор.

II.  Вводная часть

1.  Значение воды в жизни:

– Где мы можем встретиться с водой?

– Для чего нужна вода? – приготовление пищи, для умывания, для полива растений.

Память.

III. Основная часть.

– В нашей группе много цветов, их нужно полить. Нужно отмерить необходимое количество воды, чтобы хватило для поливки всех цветов. Мы уже научились отмерять необходимое количество воды. С помощью чего мы измеряли? (условная мерка) Сегодня в качестве условной мерки будет кружечка. Расскажите, как надо отмерять с помощью условной мерки? (ребенок рассказывает).

Каждый из вас будет отмерять заданное количество воды, для этого вы должны решить примеры.

Восприятие количества. – Даша будет отмерять 5 условных мерок воды. Подойди к столу и возьми цифру 5.
Объясняющая речь.

– Максим будет отмерять на 1 условную мерку больше, чем Даша. Сколько условных мерок воды будет отмерять Максим? (решение примера 5+1). Возьми цифру 6.

– Саша будет отмерять на 3 условных мерки больше, чем Максим. Сколько условных мерок воды будет отмерять Саша? (6+3) Возьми цифру 9.

– Азам будет отмерять на 2 условных мерки меньше, чем Саша. Сколько условных мерок воды будет отмерять Азам? (9-2) Возьми цифру 7.

Общая моторика.

IV. Физминутка

Раз-два – стоит ракета.
Три-четыре – самолет,
Раз-два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре –
И на месте походили.

Познавательная деятельность.

V. Опыт

– Вспомните, мы с вами уже проводили опыты, и знаем, в каком виде может быть вода (в жидком виде, в виде льда, в виде пара).

– Сегодня мы познакомимся с другими свойствами воды.

– У меня на столе стоят баночки разной формы, а у вас есть геометрические фигуры. Подойдите ко мне и положите их в эту баночку – фигуры изменили свою форму? А теперь в эту баночку. Изменилась форма?

– А сейчас мы в эти же баночки нальем воду. Посмотрите, что произошло с водой? Сначала она была в форме цилиндра, теперь она стала какой формы? (прямоугольной) А теперь? (круглой)

Мыслительная деятельность.

Мы можем сделать вывод, что вода не имеет своей формы, а принимает форму того сосуда, в который ее наливают.

– Посмотрите, в эти стаканы я налила обычную воду. А теперь сквозь воду в стакане посмотрите на игрушку, на руку. Вы видите ее? Вывод: сквозь воду мы можем видеть предметы, потому что вода прозрачная.

– Отпейте глоток воды из стакана и скажите, какой вкус у воды? А теперь насыпьте в стакан 1 ложку сахара и размешайте. Что произошло с сахаром? (он растворился в воде) Отпейте еще один глоток. Какой вкус у воды? (сладкий) Вывод: в воде могут растворяться различные вещества, и она меняет свой вкус.

Учебный интерес. VI. Итог. Что нового узнали на занятии?