Цели:
- формирование умений чтения диаграмм при изучении географии, необходимых для применения в практической деятельности и повседневной жизни;
- формирование умений обобщать и анализировать собранный статистический материал;
- формирование у учащихся представления о роли и значимости данной темы
Оборудование:
- Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2005.
- Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: Авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2006.
- Атлас Амгинского улуса (района) Республики Саха ( Якутия). Авт.: Быстрова А.В., Иванова Л.К., Захаров Н.С. И др.
- Атлас Республики Саха (Якутия). Разработан и составлен ЯГУ им. М.К. Аммосова, 2000 г.
Ход урока
Учитель математики
Для представления статистической информации в более удобной для восприятия форме можно использовать диаграммы. К наиболее популярным их разновидностям относят столбчатые и круговые диаграммы.
Круговая диаграмма, пожалуй самая красивая и наглядная. Французы называют ее «камамбером», поскольку она действительно напоминает головку знаменитого французского сыра, разрезанную на дольки.
Чтобы построить круговую диаграмму, нужно поделить круг на сегменты так, чтобы их площади оказались в том же отношении, что и представленные на диаграмме величины.
Рассмотрим несколько примеров построения круговой диаграммы.
Пример 1. Население Амгино-Нахаринского наслега занимает 3% всего населения Амгинского улуса. Постройте круговую диаграмму распределения численности населения.
Решение. Так как в круге 360°, то надо найти 3% от 360° (360:100 3 = 10,8). Следовательно, надо провести два радиуса под углом 10,8°. Построим рисунок с помощью циркуля и транспортира.
Пример 2. Вам надо определить численность национальности по таблице и круговой диаграмме (третья графа заполняется учащимися самостоятельно).
Национальность |
% от всего населения улуса |
численность |
якуты |
90,8 |
|
русские |
5,4 |
|
эвены |
0,8 |
|
эвенки |
1,5 |
|
татары |
0,2 |
|
украинцы |
0,2 |
|
другие |
1,1 |
|
Всего по улусу |
100 |
17251 |
В более удобной для восприятия форме позволяют представить статистическую информацию столбчатые диаграммы. Для их построения по горизонтали записывают различные значения какого-либо признака и над каждым из них строят столбик, высота которого пропорциональна заданной величине.
Самостоятельная работа (см. в Приложении 2). Взаимопроверка самостоятельной работы.
Учитель географии
Вы вспомнили, как строить диаграммы, а теперь давайте попробуем получить с их помощью необходимую информацию.
Внимательно изучите карты атласов, которые находятся у вас на партах.
Вопросы для беседы
- Какая географическая информация представлена в виде диаграмм?
- Используя карты и диаграммы атласов, составьте характеристику климата Амгинского улуса, средней температуры июля, января; среднегодового количества и их распределение по сезонам года; изменения относительной влажности воздуха; влияния воздушных масс; климатического пояса, области, климадиаграмма села Амга, роза ветров села Амга.
- Изучив карты атласа
- составьте столбчатую диаграмму динамики численности населения улуса по годам;
- составьте точечную диаграмму воспроизводства населения Амгинского улуса (на 1000 человек населения) промилле;
- составьте круговую диаграмму занятость населения в отраслях хозяйства.
Итог урока
Краткое повторение изученного материала:
- Что такое диаграмма?
- Какие виды диаграмм вы узнали?
- Как строится круговая диаграмма?
- Как строится столбчатая диаграмма?
Задание на дом
п.46. №№ 1409, 1437 и построить круговую диаграмму соотношения мужчин и женщин в семье.
Использованная литература
- Математика. Содержание образования. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008
- Математика. №16, 2009, издательский дом «Первое сентября»
- Журнал «География в школе» №1, 2009
К работе прилагается презентация (см. Приложение 1)