Организация внеурочной деятельности при обучении математике

Разделы: Математика


В настоящее время внимание к школьному математическому образованию усиливается во многих странах мира. Изучение основ математики становится все более существенным элементом общеобразовательной подготовки молодого поколения, так как математика обладает огромным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом. Успешность процесса изучения математики зависит, прежде всего, от желания учащихся овладеть основами науки. Проблема: «Как пробудить у ученика желание учиться, а если оно есть, то, как его сберечь?». Желания определены потребностями, а потребности отражаются в конкретных мотивах. Поэтому проблема мотивации поведения и деятельности школьника является одной из наиболее актуальных, и в то же время сложных в настоящий период. Сегодня остро встал вопрос развития самостоятельности и творческой активности учащихся во внеурочной работе на основе дифференциального обучения и индивидуального подхода, а так же подготовки и проведения различных видов внеклассной деятельности: викторин, конкурсов, математических утренников и вечеров, математических недель. Индивидуальный подход к учащимся на уроках, практика внеклассной работы способствуют развитию и становлению личности в условиях единой школы, повышению уровня обучения.

Педагог видит свою задачу в создании оптимальных условий для развития мотивации учащихся при обучении математике. Специфика внеурочных занятий состоит в том, что они проводятся по программам, выбранным учителем и, обычно, согласованным с учениками и корректируемым в процессе обучения с учетом их индивидуальных возможностей, познавательных интересов и развивающихся потребностей. Участие в большинстве видов внеурочных занятий является необязательным, за результаты работы ученик отметок не получает, хотя его работа также оценивается, но другими способами: поощрениями, награждением грамотами, книгами, подарками и т.д.  Для учителя и обучающегося очень важно получить результат своих совместных трудов. Можно оценить достижения на уровне класса, школы, района, и т.д. Участие в олимпиадах различного уровня не всегда приносит удовлетворение участникам. Задачи трудные, мало времени, есть пробелы в знаниях, поэтому проведение районных соревнований по математике имеет большой интерес, как со стороны учителей, так и со стороны обучающихся. Работа в команде, решение любой задачи позволяет участнику испытать состояние успеха. Предлагаем районную игру, которая проводится для обучающихся 5-6 классов. Можно проводить для обучающихся  любых возрастных категории, меняя для них задания.

(Приложение 1)

Районная игра-соревнование для учащихся 5-6 классов «Математический экспресс»

Игра посвящена 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова

Цели игры:

1) в направлении личностного развития:

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту:
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
  • развитие коммуникативных возможностей учащихся;

2) в метапредметном направлении:

  • формирование представлений о математике как части
  • общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества на примере жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

3) в предметном направлении:

  • применение математических знаний при  изучении музыки, информатики и ИЗО.

Девиз соревнования:

Не из учебника задача,
А потрудней открылся шифр.
Ребята поняли, что значит
Простые с виду десять цифр.
Да, путь познания не гладок.
Но знайте вы со школьных лет:
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет!

Предварительная подготовка.

В соревновании участвуют команды, которые подали заявку на участие в игре.

Каждая школа набирает команду из учащихся 5-6 классов в количестве 6 человек.

Учителя школ района  готовят задания для соревновательных этапов конкурса.

Участники соревнований изучают литературу о жизни и научных достижениях М.В.Ломоносова.

Участники пишут эссе на тему  «Великий сын России – Михайло Ломоносов»

I этап. Станция “Ломоносовская”

II этап. Станция “Смекалистая”

III этап. Станция “Танграм”

IV этап. Станция “Ребусная”

V этап. Станция “Архитектурная”

VI этап. Станция “Музыкальная”

VII этап. Станция «Картинная галерея»

VIII этап. Станция  «Стремительная»

IX этап. Станция «Поэтическая»

(Приложение 2)

Стартовая линейка.

Ведущий учитель: Наше соревнование хотелось бы начать со слов В.Г. Белинского:  «На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца».

(19) ноября 2011 года исполнилось 300 лет со дня рождения великого русского учёного-энциклопедиста Михаила Васильевича Ломоносова.

Сегодня мы окажемся участниками интересной игры – эта игра "Математический экспресс". В ней участвуют команды учащихся 5-6 классов ОУ района. Им придется во время путешествия пройти ряд испытаний, в которых  надо проявить свои знания по математике, внимание, сообразительность и творческие способности.

Ведущий: Командам доложить о готовности к отправлению в путешествие.

Участники – команды говорят название, девиз.

Каждая команда получает маршрутный лист и начинается  путешествие по стране, под названием МАТЕМАТИКА. За каждый успешно и быстро пройденный этап команды получают в маршрутный лист оценку (от 0 до 5 баллов или баллы равны количеству правильно решенных заданий).

(Приложение 3)

На каждом этапе участников ждет компетентное жюри. На линейке представляются члены жюри.

I этап: «Ломоносовская»

Викторина «Гордость России – М.В. Ломоносов».

Сейчас на знание теории будут каждой команде заданы вопросы.

II этап: «Смекалистая»

Участники решают логические задачи

Команда получает столько баллов, сколько правильных ответов назовет.

III этап: «Танграм»

Участникам представляются задания на составление танграма.

IV этап: «Ребусная».

Участникам предлагается отгадать ребусы. За правильно угаданный ребус команда получает 1 балл. Максимальное количество 20 баллов.

V этап.  Станция «Архитектурная».

На Станции «Творческая» участники на листе ватмана из цветных геометрических фигур составляют проект на тему «Ломоносов – гордость России». Лучшие проекты займут свое почетное место в Геометрической галерее.

VI этап. Станция «Музыкальная».

Математика и музыка. Как они связаны друг с другом?

VII этап. Станция «Картинная галерея».

Участникам предлагаются необычные картины. Найти «необычность картины» – получить балл.

VIII этап. Станция «Стремительная».

Конкурс проходит в виде блиц-турнира. Участникам предлагается ряд вопросов и математических задач, на которые они должны быстро ответить.

Заключительный этап.

Все команды собираются в актовом зале для подведения итогов игры.

Пока жюри подводит итоги соревнования участники смотрят презентацию о Ломоносове.

Подводятся итоги. Вручаются сертификаты участникам и грамоты победителям.

(Приложение 4)

Распределение по времени.

Организационный момент (3 минуты).

Представление команд по 3 минуты (24 мин.)

Все станции по 5 мин. (40 мин.)

Переходы по 1 мин. (10 мин.) осуществляются по звонку.

Итог игры (10 минуты).