Цель урока:
- закрепить приобретенные знания при решении задач различного типа;
- проконтролировать усвоение материала о свойствах и характеристиках механического движения.
Оборудование: записи на доске, жетоны, пяльцы, бутылка, монета, линейка, наборы задач, маршрутные листы, мензурка, луковица, весы, разновесы.
План урока
Этапы урока |
Время, мин |
Приемы и методы |
1. План работы. |
1-2 |
Сообщение учителя. |
2. Проверка домашнего задания. |
10-12 |
Фронтальный опрос. |
3. Совершенствование знаний и умений. |
30-35 |
Решение качественных, экспериментальных и расчетных задач. Записи на доске и в тетрадях, рисунки. |
4. Подведение итогов. |
4-5 |
Сообщение выводы. |
5. Домашнее задание. |
1 |
Запись на доске. |
Ход урока
1. Сообщается о плане работы. Класс накануне делится на несколько команд. Каждая команда выбирает командира, который будет вести маршрутный лист команды.
2. Разминочный гейм проводится в форме фронтального опроса. В течение 5 минут класс в быстром темпе отвечает на вопросы. Первый, правильно ответивший получает балл.
- Что такое механическое движение?
- Что такое материальная точка?
- Что такое траектория?
- Что такое путь?
- Что такое скорость?
- Какие единицы измерения скорости вы знаете?
- Что такое векторная величина?
- Дайте определение средней скорости.
- Какое движение называют равномерным и прямолинейным?
- Что называется инерцией?
- Как двигалось бы тело, если бы на него не действовали другие тела?
- В чем проявляется инертность тел?
- Какой физической величиной характеризуется инертность тел?
- Что принято за основную единицу массы в системе СИ?
- Какие производные единицы массы вы знаете?
- Как определить плотность вещества?
Второй гейм – «Заморочки из бочки». Учитель демонстрирует опыт, а учащиеся его комментируют. Получает балл та команда, где правильно и полно прокомментировали увиденный опыт.
Положите пяльцы для вышивания на горлышко пустой бутылки. На пяльцы сверху положите монету, а внутрь введите линейку и резким горизонтальным движением выбейте кольцо из-под монеты. Монета упадет в бутылку. Как объяснить наблюдаемое явление?
Третий гейм «Ты – мне, я – тебе». Команды задают друг другу вопросы. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Например,
- При каком условии летчик реактивного истребителя может рассмотреть пролетающий мимо него артиллерийский снаряд?
- «Раным-рано выехал Илья из Мурома, и хотелось ему к обеду попасть в стольный Киев-град. Его резвый конь поскакал чуть пониже облака ходячего, повыше лесу стоячего». Оцените с какой скоростью перемещался богатырский конь, и сравните ее со скоростью скаковой лошади. Если расстояние между Киевом и Муромом около 1000 км, а в пути богатырь был 10 ч.
- Почему мороженное, которое уронил Вовочка, катаясь на карусели, перестало весело кружиться вместе с лошадками и летит прямо на милиционера, присматривающего за порядком?
- Изменится ли масса сена, содержащегося в копне, если сено спрессовать в тюк? Ответ поясните.
Четвертый гейм – Гонка за лидером»
Каждая команда получает пакет с задачами разного уровня: зеленые задачи – самые простые (их в каждом пакете по числу участников в команде); желтые – посложней (этих задач только две); и, наконец, красные задачи – самые сложные (всего одна задача на команду). Решив каждую из задач, ученик получает определенное количество баллов.
При движении автомобиль за два часа проходит путь, равный 120 км. С какой скоростью движется автомобиль? (1 балл). |
Скорость течения реки равна 0,5 м/с. За какое время плот, плывущий по течению реки, пройдет путь 0,5 км? (1 балл). |
Кусок металла массой 461,5 г имеет объем 65 см3. что это за металл? (1 балл). |
Определите массу подсолнечного масла, налитого в бутылку вместимостью 500 см3. (1 балл). |
Стальная деталь массой 75 кг имеет объем 15 дм3. Определите, есть ли внутри детали полость. (2 балла). |
Автомобиль проезжает первые 3 км пути за 5 мин, а следующие 10 км за 10 мин. Чему равна средняя скорость автомобиля на всем пути? (2 балла) |
||
Кузов автомашины имеет площадь 6 м2 и высоту 50 см. сколько песка можно поместить в кузов? Какую площадь двора можно засыпать этим песком, чтобы толщина слоя была равна 2,5 см? (3 балла). |
Пятый гейм «Темная лошадка».
Учащиеся предлагается самостоятельно справиться с экспериментальной задачей: пользуясь мензуркой, рычажными весами, определите плотность луковицы.
4. Подводятся итоги урока-игры, оценивается работа учеников.
5. Домашнее задание: повторить §§ 1-9.