Цель урока: расширять знания детей о жизни и творчестве датского сказочника Г. Х. Андерсена;
Задачи урока:
- систематизировать и обобщить знания по творчеству Г.Х. Андерсена;
- развивать речь учащихся, познавательную активность;
- пополнять словарный запас; воспитывать интерес к чтению, сочувствие и сострадание к людям;
- воспитывать честность, благородство, любовь к чтению, умение анализировать прочитанное;
- формировать дружеские взаимоотношения, навыки взаимопомощи.
Подготовка к уроку: учащимся дается задание прочитать как можно больше сказок Г.Х.Андерсена, ознакомиться с биографией автора; нарисовать рисунки к сказкам; 4 командам выбрать капитана и придумать название команды по теме урока.
На доске:
- Портрет Андерсена
- Иллюстрации детей к сказкам
- Выставка книг Андерсена
Дополнительное оборудование:
- мультимедиа-проектор, экран (компьютер);
- цифровые веера для команд;
- карточки-задания (ромашки) для команд;
- награды командам.
Тип урока: урок-викторина.
Все мы обязаны делиться с миром лучшим, что есть в нас! Г.Х. Андерсен.
Ход урока
I. |
Организационный момент. |
|
II. |
Вступительное слово учителя. |
|
1. |
Сообщение темы урока. (Приложение 3) – Рассмотрите книги. Какая из них лишняя и почему? – Что объединяет остальные книги? – Сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам Г.Х.Андерсена. |
Слайд 1
Слайд 2 |
2. |
Знакомство с биографией писателя. Родился Г.Х. Андерсен в 1805 году в старом датском городе Оденсе на острове Фюн, в бедной семье сапожника. Отец и мать очень любили своего сына и делали всё возможное, чтобы маленький Ганс не чувствовал окружающей его нищеты. Крохотная комнатка всегда была чисто убрана, посуда сверкала, на окнах – яркие цветы. Ганс любил ходить в богадельню и слушать, как старушки, сидя за пряжей, рассказывали старинные народные сказки. С этого времени, сам того не сознавая, Андерсен становится сказочником. Ведь то, что рассказывали старухи, он переделывал на свой лад, и они только ахали, когда он снова рассказывал их, но уже от себя. |
Слайд 3 |
|
В Оденсе был театр. Попав впервые на представление, Ганс был ошеломлён, потрясён. Так родилась любовь к театру, которую он пронёс через всю свою жизнь. На театр не было денег и мальчик заменил подлинные спектакли воображаемыми.Он подружился с городским расклейщиком афиш Петером, начал помогать ему, а за это Петер дарил Христиану по одной афише каждого нового спектакля. Христиан приносил афишу домой, забивался в угол и, прочитав название и имена действующих лиц, тут же выдумывал захватывающую дух пьесу, под тем же названием, которое стояло в афише. Выдумывание это длилось несколько дней. Так создавался тайный репертуар детского воображаемого театра, где мальчик был автором и актёром, музыкантом и певцом. |
Слайд 4 |
|
Когда Андерсену исполнилось 14 лет. Умер его отец. Несмотря на слёзы и уговоры матери, с узелком в руке и 13 талерами в кармане, отправился он в далёкий Копенгаген (столицу Дании) завоёвывать славу на театральных подмостках. В столице ему пришлось бороться с голодом, нищетой, одиночеством, пренебрежительным отношением к себе. Но, в конце концов, нашлись добрые люди, увидевшие способности мальчика и помогли ему. Они добились бесплатного обучения Андерсена в университете, материально поддерживали и находили слова утешения. |
Слайд 5 |
|
Ганс Христиан Андерсен стал писателем. Он написал более 170 сказок и историй, его имя известно всему миру. Его сказки были переведены на русский язык ещё при жизни автора и он написал: «Я рад, что мои произведения читаются в великой, могучей России». |
Слайд 6 |
– Сказки Г.Х.Андерсена любят и знают дети и взрослые всего мира. Насколько хорошо эти сказки знаете вы, мы сейчас проверим. Сказочная викторина. (Приложение 1) Играют 4 команды: |
Слайд 7 |
|
1 |
Название команды, представление капитана. |
|
2 |
Разминка. |
Слайд 8 |
3 |
Угадай сказку по её началу. |
Слайд 9 |
4 |
Кто о ком говорит? |
Слайд 10 |
5 |
Сказочные женихи и невесты. |
Слайд 11 |
6 |
Узнай адресата. |
Слайд 12 |
7 |
Конкурс-поиск. |
Слайд 13 |
8 |
Блиц-проверка. |
Слайд 14 |
9 |
Конкурс эрудитов. |
Слайд 15 |
10 |
Мой Андерсен. |
Слайд 16 |
|
Подведение итогов викторины. Награждение команд. (Приложение 2) |
|
|
Заключение. «Рассказать биографию Андерсена, наверное, не столь трудно: он был сыном прачки и сапожника. Учился на казённый счёт в гимназии, работал ткачом, служил в театре, стал знаменитостью, а когда его хоронили, то за гробом шёл сам король и целая толпа блестящих принцесс и принцев». (Г. Циферов «Мой Андерсен») |
Слайд 17 |
Литература:
- Бондаренко Е. КВН по сказкам Х.-К. Андерсена // Нач. школа. – 2000. – 12
- Дмитриевич В. Литературная викторина по сказкам Х. К. Андерсена // Нач. школа. – 2000.– 8
- Тельминова Н.А. Эти старые, старые сказки: Литературная игра по сказкам Х.К.Андерсена // Читаем, учимся, играем, – 2000. – Вып.1.
- Владимиров С. Литературная викторина по сказкам Андерсена. АБВГД. 1997, № 9, с. 28–30, 32.
- Мальцева Л.И. Давным-давно (Дополнительные материалы для викторины по сказкам Андерсена). Читаем, учимся, играем. 2003, № 3, с.70.
- Радченко Т.П., Че6отарева И.Г. Великий сказочник. Литературная игра. Читаем, учимся, играем. 1998, № 7, с.18-19.
- Скляренко Н.С. Самый любимый сказочник. Литературная игра. Читаем, учимся, играем. 2003, № 3, с.65–69.
- Скляренко Н.С. Мой любимый сказочник. Литературная игра. Воспитание школьников. 2001, № 2, с.69–73.