Цели:
- Познакомить с правилами перспективы.
- Учить изображать пейзаж по законам перспективы с передачей глубины пространства.
- Совершенствовать технику работы с акварелью по-сырому.
- Прививать любовь к малой родине, развивать умение видеть и ценить красоту родных пейзажей.
Оборудование: схема изменения высоты линии горизонта, схема определения линии горизонта на картинной плоскости, пособие демонстрационная карта «Найди ошибки в перспективе», образцы педагогического рисунка, репродукции картин художников-пейзажистов, фотографии видов родного поселка, стихи местной поэтессы Неретиной М. И.
Словарь: пейзаж, линейная и воздушная перспектива, линия горизонта, картинная плоскость, точка зрения.
План урока:
- Организационная часть.
- Сообщение темы урока.
- Повторение изученного материала.
- Изучение нового материала.
- Закрепление.
- Постановка художественной задачи.
- Физкультминутка.
- Самостоятельная работа.
- Проверка знаний.
- Итог урока.
Ход урока
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит.
Любовь и радость бытия,
Она повсюду разлита…
Она везде, где красота.
И. Бунин
1. Организационная часть.
– приветствие;
– проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы урока.
Учитель. Ребята, сегодня мы будем говорить о пейзаже, о природе родного края. Познакомимся с законами перспективы. Научимся показывать глубину пространства.
3. Повторение изученного материала.
Вспомним, что же означает понятие пейзаж? Правильно, это жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности. Верно, что родина пейзажа Голландия, и как самостоятельный жанр он появился в 17 веке. Вам известно, что пейзажи подразделяются на сельский, городской, архитектурный, индустриальный, парковый, морской.
4. Изучение нового материала.
Сегодня мы будем говорить о сельском пейзаже, так как мы проживаем в сельской местности и этот пейзаж нам наиболее дорог. Каждый человек имеет малую родину, то место где он родился. Русская мудрость гласит: «Где родился, там и пригодился». Для большинства из вас малая родина – это поселок «Масловский» Новоусманского района.
Любой из вас, наверняка, знает нашу местную поэтессу Марию Ивановну Неретину. Давайте послушаем одно из ее стихотворений.
Читает ученик.
Я иду по лугам, я иду по полям
И по берегу реченьки синей.
И тихонько шепчу, что тебя не предам,
Дорогая, родная Россия.
А весною, вдыхая садов аромат,
Понимаю – счастливая все же.
Мой воронежский край красотою богат,
И его нет на свете дороже.
Слушая эти строки, невольно представляешь знакомые пейзажи. Сейчас мы посмотрим фотографии поселка, которые приготовила ученица 10 класса Фомина Маша.
(слайд 2) (Приложение 1)
Не зря говорят – мать земля, матушка природа. Тем самым выражают любовь к родной земле. Художники – пейзажисты изображали в своих творениях красоту русской природы. Пример тому полотна русских художников – лириков.
Исаак Левитан «Сокольники».
Федор Васильев «Рассвет», «После дождя».
Иван Шишкин «Дождь в дубовом лесу», «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали».
Чтобы грамотно написать картину необходимо располагать знаниями о перспективе.
Перспектива – это система отображения на плоскости глубины пространства.
Для понимания темы обсудим плановость в картине.
Передний план. Все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен.
Средний план. Объем и цвет постепенно смягчаются.
Задний план. Все сливается в воздушной дымке.
(слайд 3)
Воздушная перспектива – изменение предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещенности, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.
(слайд 4)
Линейная перспектива – точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление реальности.
(слайд 5)
Необходимо знать законы перспективы.
- По мере удаления предметы зрительно уменьшаются.
- Цвет бледнеет.
- Контрастность постепенно смягчается.
- Ближние предметы изображаются детально, а дальние обобщенно.
- Удаленные светлые предметы притемняются, а темные осветляются.
(слайд 6)
Рассмотрим схему определения линии горизонта. Познакомимся с понятиями – точка зрения, линия горизонта, картинная плоскость.
Точка зрения – это взгляд из одной неподвижной точки.
Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз.
Картинная плоскость – это изображение видимых предметов в том порядке, в котором мы их видим.
(слайд 7) Обсуждение с детьми.
А сейчас давайте обратим внимание на схемы изменения высоты линии горизонта.
(слайд 8) Обсуждение с детьми.
5. Закрепление
Пришло время на практике проверить, как вы усвоили изученный материал. Для этого будем использовать демонстрационный материал «Найди ошибки в перспективе». Обсудим несколько вариантов воздушной и линейной перспективы. Необходимо найти ошибки и объяснить, как их устранить.
(слайд 9,10,11) Обсуждение с детьми.
6. Постановка художественной задачи.
А сейчас, ребята, используя полученные знания вы нарисуете пейзаж в технике по – сырому.
1 этап работы.
– Простым карандашом создать контурный рисунок (слайд 13)
2 этап работы.
– Смочить все водой и быстро приступить к цветовому решению.
– Начинать работу с неба, от заднего плана к переднему (слайд 14)
3 этап работы.
– Мелкие детали дорисовать по сухому слою краски.
– Усилить контрастность цвета (слайд 15)
7. Физкультминутка
Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себе, что мы идем по зеленому лугу по извилистой дорожке, которая теряется где-то вдалеке. Рядом с тропинкой на переднем плане радуют взгляд яркие цветы. Деревья на дальнем плане теряют свои четкие очертания и кажутся маленькими. Над головой щебечут птицы, порхая в ясном голубом небе. Впереди тебя ожидают приятные встречи, ощущение радости и счастья.
8. Самостоятельная работа.
Ученики самостоятельно выполняют эскиз пейзажа, применяя на практике полученные знания.
9. Проверка знаний.
Выбрать правильный ответ из представленных вариантов
Перспектива – это…
- наука о цвете.
- изображение с применением линии горизонта.
- система отображения на плоскости глубины пространства.
(слайд 16)
10. Итог урока.
Выставка работ. Молодцы, ребята, пейзажи получились необыкновенно выразительные. Вы смогли выразить любовь к родной земле, применить в своих работах законы перспективы, тем самым показали глубину пространства. Каждое из ваших творений заслуживает особое внимание. Для дальнейшего совершенствования рекомендую вам исследовать творчество Алексея Саврасова, Василия Поленова, Игоря Грабаря и других художников, воспевающих красоту русской природы.
Домашнее задание: написать реферат по творчеству одного из изученных художников-пейзажистов.