Цель урока: знакомство учащихся с эстетическими принципами дизайна, понятием стиль, разновидностями стилей в интерьере, элементами цветоведения, цветовыми сочетаниями в интерьере.
Задачи урока:
- Дать определение понятию стиль, интерьер, эстетические принципы дизайна;
- Дать представление о разнообразии стилей в интерьере;
- Рассмотреть цветовой круг, основные и дополнительные цвета;
- Продолжить развитие самостоятельности в работе с информационными источниками по заданной теме, умение вычленять из текста главное;
- Воспитывать у учащихся эстетический вкус.
Оборудование:
- Мультимедийное оборудование;
- Раздаточный материал;
- Презентация, клип;
- Художественные принадлежности, ножницы, журналы для выполнения практической работы.
Ожидаемый результат: после проведенного урока учащиеся должны иметь представление об эстетических принципах дизайна, основах цветоведения. Понимать, что для каждой эпохи характерен свой стиль убранства комнаты, предметов интерьера.
Ход урока
1. Организационный момент – 1 мин.
Здравствуйте, девочки! Присаживайтесь! Скажите мне, пожалуйста, все ли готовы к уроку? Кто сегодня отсутствует?
2. Актуализация мыслительной деятельности, выход на тему, цель и задачи урока – 5 мин.
Посмотрите на экран, прочитайте, пожалуйста, японскую народную мудрость: “Дома и тысячу дней прожить легко, выйдешь из дому - и час трудно”. Как Вы думаете, в чем ее смысл? (Ответы учащихся). (Слайд № 1).
А теперь, на основе Ваших ответов, давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока. (Ответы учащихся). Давайте запишем ее в тетради. (Слайд № 2).
Посмотрите, пожалуйста, внимательно на тему нашего урока. Скажите, какую цель нам нужно достичь и какие задачи нам предстоит решить сегодня? (Ответы учащихся).
Совершенно верно, целью нашего урока является: Изучение эстетических функций дизайна через многообразие стилей и сочетание цветов в интерьере. (Слайд № 3).
А что нам необходимо, чтобы достичь этого результата? (Ответы учащихся).
Итак, наши задачи:
- Изучить терминологию темы;
- Систематизировать группы стилей в интерьере, их основные черты;
- Познакомиться со значением цветовой гаммы в интерьере;
- Закрепить и проверить свои знания по данной теме.
(Слайд № 4).
3. Изучение терминологии темы – 7 мин.
Для того, чтобы качественно овладеть материалом любой темы, необходимо для начала изучить термины и понятия. Сегодня это будут следующие слова:
(Слайд № 5).
Как Вы думаете, в чем заключается смысл каждого слова? (Ответы учащихся).
Давайте сверимся и запишем определения в тетрадь. (Слайды № 5, 6, 7, 8).
4. Изучение нового материала – 22 мин.
4.1. Вводный инструктаж перед групповой работой с информационными источниками – 2 мин.
Интерьер квартиры – это отражение характера, мироощущения и, конечно же, стиля ее хозяина, поэтому и выбор дизайна - довольно ответственное задание. Не лишним будет рассмотреть все основные стили дизайна интерьера и только тогда принимать решение.
Красота, привлекательность и стиль - непременные условия творческого успеха современного жилища.
Условно можно разделить все стили интерьера на три группы: исторические, современные и этнические стили. (Слайд № 9).
Разбираться в многообразии стилей в интерьере мы будем в ходе работы с информационными источниками, которые лежат на партах перед Вами (см. Приложение № 1). Вы не случайно рассажены по группам, несмотря на то, что каждый из Вас будет добывать информацию по определенному стилю самостоятельно, каждая группа должна будет представить общий результат в виде кластера, характеризующего определенную группу стилей. Работать Вы будете по определенному плану, с помощью памятки по работе с информационным источником, которые также находятся у Вас на столах (см. Приложение № 2). Вам необходимо найти ответы на следующие вопросы:
- Название стиля
- Год зарождения или наивысшей популярности стиля
- Основные характерные признаки
- Суть стиля.
4.2. Самостоятельная работа с информационными источниками – 5 мин.
Ученицы работают, учитель отвечает на возникающие вопросы.
4.3. Монологические ответы учащихся, составление кластеров – 15 мин.
(Слайды № 10, 11, 12).
5. Демонстрация презентации 2 – 4 мин.
Сейчас я предлагаю Вам немного отдохнуть и посмотреть, как каждый стиль может быть воплощен в интерьере.
6. Мониторинг, обсуждение увиденных иллюстраций – 1 мин.
Учащиеся высказывают свое мнение по поводу симпатии какому - либо стилю.
7. Изучение нового материала – 5 мин.
С помощью чего, кроме стиля интерьера, можно обыграть жилое пространство? (Ответы учащихся).
Действительно. Одна и та же комната будет выглядеть по-разному, если ее стены оклеить светлыми или темными обоями, поменять шторы. Чтобы проанализировать цветовые сочетания, которые могут быть использованы при оформлении комнаты, познакомимся с цветоведением. (Слайд № 13).
Что Вы видите на экране? (Ответы учащихся). (Слайд № 14).
Действительно, это цветовой круг. Какие цвета существуют? (Ответы учащихся). (Слайд № 14).
Давайте рассмотрим, как каждый цвет может воплощать интерьер разных по функциональной принадлежности помещений.
- Синий цвет. Прежде всего, это успокаивающий цвет. Создает атмосферу тишины, чистоты, бесконечности и строгости, его рекомендуют для учебных аудиторий или кабинетов. (Слайды № 15, 16, 17, 18).
- Желтый цвет. Это яркий, радостный, стимулирующий цвет. Его ассоциируют с интеллектом и выразительностью. Он увеличивает концентрацию, организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений. Вызывает ощущение тепла, света и солнца, веселья и легкости. (Слайды № 19, 20, 21, 22).
- Красный цвет. Стимулирует, снабжает очень сильной, но достаточно грубой энергией. Способствует активности, уверенности, дружелюбию. Праздничный, энергичный. В больших количествах может провоцировать ярость, гнев. (Слайды № 23, 24, 25, 26).
- Зеленый цвет. Это жизнь, рост, гармония, веселье. Помогает быть ближе друг к другу. Успокаивающий, мирный и сдержанный. Благодаря ему, мы становимся ближе к природе. (Слайды № 27, 28, 29, 30).
- Фиолетовый цвет. Связан с артистизмом, великими идеями, интуицией и мистицизмом. Он способствует вдохновению, состраданию, чувствительности. Торжественно-роскошный, но в большом количестве может угнетать. (Слайды № 31, 32, 33, 34).
- Оранжевый цвет. Высвобождает эмоции,
поднимает самооценку, учит прощать.
Пастельные оттенки (абрикосовый, персиковый) восстанавливают нервные затраты. Теплый, праздничный, полный жизни. Это отличный антидепрессант, способствует хорошему настроению. (Слайды № 35, 36, 37, 38). - Черный цвет. Обладает парадоксальными свойствами: вызывает чувство защищенности, утешения, ощущение тайны, он связан с тишиной, бесконечностью. Но может тормозить нас при принятии решений. (Слайды № 39, 40, 41, 42).
8. Практическая работа в группах – 27 мин.
8.1. Вводный инструктаж перед групповой работой, выдача заданий – 2 мин.
Сейчас Вам предстоит в группах выполнить практическую работу. Смысл ее состоит в том, чтобы спроектировать интерьер по заданию. Задание у каждой группы будет свое. Пожалуйста, вытяните свое задание (см. Приложение № 3). На работу Вам отводится 20 минут, после чего каждая группа должна будет защитить свою работу. Работа Вам предстоит творческая, выполняться она может в любой технике: коллаж, рисунок красками, карандашами, аппликация.
8.2. Групповая работа учащихся – 20 мин.
Ученицы работают, учитель отвечает на возникающие вопросы.
8.3. Защита творческих работ – 5 мин.
Каждая группа демонстрирует классу свою творческую работу, комментируя ее.
9. Мониторинг полученных знаний – 3 мин.
Давайте проверим себя. (Слайды № 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51).
10. Выдача домашнего задания – 3 мин.
На следующем уроке мы продолжим изучение раздела “Проектирование интерьера и оформление детской комнаты или детского уголка” и займемся выполнением проекта. Вы уже знаете о культуре жилища, видах уборки. О видах освещения, осветительных приборов в жилом помещении. В ходе сегодняшнего урока мы познакомились со стилями и цветами в интерьере. Все эти знания пригодятся Вам для выполнения проекта, чем мы займемся на следующем уроке. Для этого дома Вам необходимо составить план Вашей комнаты в настоящее время: определить размеры комнаты и мебели, выбрать масштаб изображения, определить расположение окон и дверей. (Слайд № 52).
11. Подведение итогов занятия – 2 мин.
Итак, что нового и полезного вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы учащихся).
Давайте вернёмся к японской народной мудрости. Как теперь Вы понимаете ее? Достигли ли мы цели урока? (Ответы учащихся). (Слайд № 1).
Вы сегодня все очень хорошо потрудились, за урок все получают отличные оценки.
Спасибо за работу на уроке, все могут быть свободны. (Слайд № 53).
Список использованных источников информации
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е издание, дополненное. М.: ООО “ИТИ Технологии”, 2003. 944 стр.
- Технология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Под редакцией И.А. Сасовой. 2-е издание, переработанное. М.: Вентана-Граф, 2007. 224 с.: ил.
- http://homestyle.su
- http://voprosotvet.net/otoplenie/klassicheskij_i_sovremennyj_stil_interera.html
- http://voprosotvet.net/otoplenie/vidy_dizajna_interera_individualnyj_interer.html
- http://voprosotvet.net/otoplenie/cvet_v_interere.html
- http://masterov.net/building/design/0014_35.html