Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Неизвестный цветок"

Разделы: Биология


Тип урока: проблемно-диалогический с применением практической работы.

Цели: познакомить учащихся со строением и функцией цветка и доказать значимость каждой жизни на земле.

Задачи:

  • Познакомить со строением и функцией цветка.
  • Развивать образное мышление через эмоциональное восприятие текста.
  • Продолжить формировать умения пользоваться лабораторным оборудованием и формировать навык поисковой деятельности.
  • Воспитывать читательский вкус и умение работать в группе.

Ход урока

1. Приветствие. Вступление

У нас сегодня необычный урок: литература и биология. А тема нашего урока "Неизвестный цветок". Как вы думаете, что сегодня на уроке мы должны будем сделать? Поставьте перед собой цель, пожалуйста.

Ученики: 1) изучить строение цветка и 2)проанализировать произведение А.Платонова "Неизвестный цветок".

- Не просто изучить и проанализировать, а сделать открытия. А о каких открытиях идёт речь, узнаете в конце урока.

А для этого мы выполним следующее:

- раскроем жанровое своеобразие произведения;

- выявим особенности образа цветка в произведении А.Платонова;

- познакомимся со строением цветка;

- выполним лабораторную работу по теме "Изучение строения цветка".

2. Презентация

Учитель биологии читает стихотворение

Не рви цветов, не надо!
Их нежный аромат
Наполнил воздух сада,
Они так красят сад!
Ведь у тебя, малютка,
Есть дома много роз...
А здесь вот незабудка,
Вот ландыш, полный слез,
Левкой, такой душистый,
Горошек, резеда,
Ромашки серебристой
Пахучая гряда,
И с нивы занесенный
Прелестный василек,
И мак, кичливо-сонный,
И белый - белый дрок.
Не рви цветов, не надо!
Их нежный аромат
Наполнил воздух сада,
Они так красят сад!
(Л.Чарская)

Учитель литературы.

Цветы, цветы: Как много их в нашей жизни. Мы радуемся им весной, когда они появляются из-под снега, мы любуемся ими летом, когда они шёлковым ковром окружают нас, мы грустим с ними осенью, когда они увядают, и ждём их долгой зимой, когда так хочется тепла. Недаром цветам посвящались произведения искусства. Прослушайте, пожалуйста, отрывок из "Вальса цветов" П.И. Чайковского и представьте свой любимый цветок, самый дорогой вашему сердцу.

Учитель биологии (беседа).

- Расскажите, ребята, какие цветы вы представили, когда слушали музыкальный фрагмент. (Ребята представили разные цветы).

- Какое разнообразие цветов, какие яркие представления, но у всех разные и дорогие сердцу.

3. Работа с текстом.

Учитель литературы.

И Андрей Платонов в сказке-были показал свой неизвестный цветок, такой дорогой для него. Дорогой потому, что произведение было написано в 1950 году, тогда писатель тяжело болел, уже не вставал с постели, но продолжал жить, благодаря своему творчеству.

Беседа (восприятие произведения).

  • А вам понравилось произведение?
  • Какой эпизод вам понравился больше всего?
  • Были ли такие эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно?
  • Не заметили ли вы связи между биографией писателя и произведением?
  • Как вы думаете, а что писатель утверждает своим произведением?

Ученики. А. Платонов утверждает, что жизнь - самое ценное на земле.

И каждый имеет право на то, чтобы жизнь была счастливой. А на вопрос: "Счастлив ли наш цветок?" - мы ответим, проанализировав произведение.

Работа в тетрадях по литературе и работа в группах.

Каждая группа получает задание, в течение 4 минут готовят ответ.

  • 1 группа. Найти элементы сказки и были.
  • 2 группа. Найти слова, помогающие нарисовать образ цветка.
  • 3 группа. Найти слова, помогающие нарисовать окружающую действительность.
  • 4 группа. Найти слова, помогающие нарисовать жизнь цветка.
  • 5 группа. Найти слова, доказывающие сходство цветка и Даши.
  • 6 группа. Найти слова, указывающие на признаки живого тела.

БЕСЕДА.

- Что такое сказка и быль? Дать определение жанра.

- Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слова СКАЗКА и БЫЛЬ? (волшебство, чудеса и реальность, правда). В произведении переплетаются вымысел и реальность.

1 группа.

Элементы сказки (может говорить, мыслить, чувствовать, испытывать страдание и радоваться), элементы были (стебелёк, венчик, дети могли оказать помощь).

- А в описании цветка чего больше: сказочного или реального?

2 группа.

- Каким показан цветок? (разноцветные жилки, слепой, венчик светлый и ясный, необыкновенный).

Откуда послышался голос маленькой жизни?

3 группа.

Описание пустыря (голый пустырь, камни, сухая мёртвая глина, не растёт трава).

Какую роль играет описание пустыря? (Описание помогает понять, как трудно было выжить цветку).

4 группа. А как складывается жизнь цветка? (Он одинок, ему нечем питаться, сторожил росу, превозмогал боль, нуждался в жизни).

5 группа. Нет ли сходства между цветком и Дашей? В чём оно заключается? (Оба скучают, одиноки, но при этом остаются добрыми и ласковыми).

Итак, цветок

- необыкновенный;

-живёт на голом пустыре среди камней и сухой глины;

- одинокий, преодолевает боль, трудности, стремится к жизни;

- остаётся добрым и ласковым.

Какой литературный приём использует автор, когда наделяет цветок свойствами одушевленного существа? (олицетворение).

Вы уже говорили, что цветок показан как живое существо, но с точки зрения биологии цветок действительно живой.

6 группа.

Докажите, пожалуйста, что цветок живой (растёт, питается, размножается).

4. Изучение строения цветка.

Учитель биологии.

И все же цветок у А.Платонова и цветок с биологической точки зрения - это одно и то же?

(цветок у А.Платонова - это растение, с точки зрения биологии - это часть растения, т.е. орган с определённым строением и функциями).

Изучение строения цветка (цветоножка, цветоложе, чашелистики, чашечка: сростнолистная, раздельнолистная, венчик).

Задание: сравнить чашечку цветка картофеля и редьки.

Какого цвета венчик у розы, у василька (презентация). А что сказано о венчике в произведении "Неизвестный цветок"? (работа с текстом).

Учитель литературы.

Ребята, вы сейчас работали с биологическими терминами. А вы помните, как с точки зрения русского языка называются такие слова (цветоножка, цветоложе, чашелистики)?

Ученики: сложные слова.

Вы заметили, что строение слова помогает запомнить значение терминов? Выполним морфемный разбор (ученики объясняют правописание сложных слов).

Учитель биологии.

Рассмотрите внимательно цветок петуньи и тюльпана, найдите различия в околоцветнике (двойной, простой).

Физкультминутка для глаз.

Учитель литературы.

  • Как вы думаете, а по строению слова ОКОЛОЦВЕТНИК можно догадаться о значении слова?
  • Что может обозначать этот термин?

Предположение учеников. Околоцветник - это то, что находится возле цветка.

Предположение учителя литературы. Околоцветник защищает пестик и тычинки.

Учитель биологии.

Верно, внутри околоцветника есть главные органы - это пестик и тычинка.

Изучение строения пестика и тычинки (макет).

Цветок - это орган полового размножения. Значит, пестик - это женское начало, а тычинка - это мужское начало.

Цветки бывают обоеполые и раздельнополые.

Итак, мы познакомились со строением цветка, а теперь увидим на настоящем цветке названные части, выполняя лабораторную работу.

5. Лабораторная работа "Изучение строения цветка" (выполняется под "Вальс цветов" П.Чайковского).

Физкультминутка .

6. Изучение двудомных и однодомных растений (на примерах из презентации).

7. Учитель биологии. Я постаралась показать вам, какие бывают цветки и растения. Но я хотела бы узнать, можно ли по терминам, использованным в тексте, догадаться о том, как автор относится к цветку? (ученики приводят примеры).

Учитель литературы.

Итак, вы сегодня так много узнали о строении цветка. Скажите, а почему же главным героем произведения является именно цветок?

Подсказка. Что такое цветок с точки зрения биологии?

Ученики. С точки зрения биологии цветок-это орган размножения. Цветок из произведения тоже оставил потомство. Значит, цветок - основа жизни, символ жизни, красота жизни.

Скажите, добился счастья цветок? И как?

Ученики. Добился упорством, умением радоваться малому, дарить радость другим жизни. Он жил и этим был счастлив.

Какое же открытие вы сегодня сделали?

Ученики. Цветок - это символ жизни. А жизнь - это счастье.

8. Рефлексия. Составление синквейна по биологии и литературе.

9. Выставление и комментирование оценок.

Домашнее задание.

Ответить на вопрос (на выбор):

  • Нужно ли жить так, как жил неизвестный цветок?
  • Какое важное открытие вы совершили в своей жизни?