... Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости и ...
(Эмиль Золя)
Пояснительная записка
О семейном счастье мечтает каждый из нас. И те, кто уже в браке, и кто только собирается завести семью, и даже те, кому еще рано об этом думать... Ведь хорошие семейные отношения - это одно из составляющих в целом человеческого счастья на земле. Без семьи человек развивается не так глубоко и гармонично. К сожалению, нигде и никто не учит нас, как создавать счастливую семью. И самая сложная часть жизни человека - создание семьи - остаётся без внимания. На сегодняшний день в мире не более 10 % счастливых семей. Получается, счастливая семья - это случайность!
Данная программа направлена на то, чтобы познакомить старшеклассников с понятием "настоящая любовь" и раскрытию жизненно важных принципов существования и сохранения "идеальных" семейных взаимоотношений. Программа рассчитана на 2 учебных года для учащихся 10 - 11 классов.
В нашем современном мире рыночных отношений мало покоя и счастья, но много противоречий и отчаянья. На каждом шагу мы сталкиваемся с упадком общества. Люди проявляют все большую отчужденность друг от друга. И в это нелегкое время ребята вступают во взрослую жизнь. Как организовать воспитательную работу в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности? Какими средствами, с опорой на какие ценности воспитывать хорошего семьянина? В данной программе развития классного коллектива делается попытка найти ответы на эти вопросы. Особое внимание в программе обращено именно на создание первичного мировоззрения о счастливой семье.
Актуальность программы. Не каждый человек в своей жизни может стать известным учёным, великим математиком или отличным программистом, а о своей счастливой семье мечтает большинство юношей (79%) и девушек (86%). В современных обществах индустриального типа происходит снижение ценности семьи с детьми и единства всех семейных поколений. Растёт количество разводов, увеличивается частота добрачных половых связей, ранних рождений, отмечают нарастание эмоционального отчуждения между членами семьи. Растёт предпочтение альтернативных форм брачной и семейной жизни, включая рост числа одиночек, неполных семей, брачных сожительств. Ситуацию в России социологи считают катастрофической. Распадается каждый второй брак. 70 % разводов приходится на молодые семьи. Особо остро стоят проблемы неполной семьи, в такой семье воспитывается каждый седьмой ребёнок. Семья играет огромную роль в общественном прогрессе. Благодаря ей осуществляется непосредственная преемственность поколений. Из девочки семья готовит будущую жену и мать, из мальчика - отца и мужа. Однако юноши и девушки часто ошибаются при выборе своих суженых. Они создают семью, хотя только у 20 % вступающих в брак молодых людей оценки характера друг друга взаимоположительны, больше половины женихов и невест ещё до брака не удовлетворены характером друг друга. Именно этот возраст требует некоторых знаний о счастливой семье, ведь молодость - это время для усвоения мудрости.
Цель программы:
сформировать представление о семейном счастье.Задачи: выяснить некоторые предпосылки и нормы, лежащие в основе настоящей любви; раскрыть основные жизненно важные принципы существования и сохранения "идеальных" семейных взаимоотношений.
Механизм реализации программы
№ | Направление деятельности | Срок реализации | Тема мероприятия | Форма проведения | Ответственные | Ожидаемые результаты |
1 | Наука о семейных взаимоотношениях | 10 класс Сентябрь |
1. В.В.Солодников "Исследование семьи и практика консультационной работы" | Классный час, анализ предразводной ситуации в молодых семьях | Классный руководитель | Сделать вывод о том, что акселерация увеличивает количество ранних браков, но не надо слишком спешить с ранним браком! |
10 класс Октябрь | 2. Е.П.Сгибнева и Т.Б.Солдатова "Семейное счастье" | Беседа с последующим обсуждением предпосылок и норм, лежащих в основе настоящей любви | Классный руководитель, завуч школы | Запомнить главные этические нормы настоящей любви: доброжелательность, ответственность, терпимость, отзывчивость и справедливость. | ||
10 класс Ноябрь | 3. А.А.Некрасов "Энциклопедия счастливой жизни. Семья" | Классный час, знакомство с фрагментом обучающего урока "Принципы и мотивы создания счастливой семьи" и сайтом психотерапевта | Классный руководитель | Усвоить, что в семье происходит мощное развитие человека; надо учитывать то, что семью нужно создавать в период внутренней готовности; нужно делиться любовью с людьми - это обязательное условие счастливой любви. | ||
10 класс Декабрь | 4. Джон Готтман "Как сохранить семейное счастье" | Классный час. Выступления учащихся о принципах существования и сохранения "идеальных" семейных отношений. | Внушить мысль о том, что идеальная семья может быть основана только на взаимной любви; большая настоящая любовь - это не иллюзия. Но испытать это чувство дано не каждому, потому что она является искусством, которому следует учиться, в котором надо упражняться и которое надо реализовывать! | |||
10 класс Декабрь | 5. Кричевская Е.В. "Представления старшеклассников о семейном взаимодействии" | Просмотр занятия "Представления старшеклассников о семейном взаимодействии" | Актив класса, классный руководитель | |||
2. | О семейных отношениях на уроках обществознания | 10 класс Октябрь 10 класс Ноябрь 10 класс Март 10 класс Март |
1. Психология семейных взаимоотношений 2. Семья и быт 3. Институт семьи и брака 4. Семейное право |
Урок - лекция
Урок- лекция Урок - лекция Урок- лекция |
Учитель обществознания | Усвоить школьную программу по
обществознанию. Написать эссе: "Любить - значит
жить жизнью того, кого любишь". (Л.Толстой); "Жениться - это значит наполовину
уменьшить свои права и вдвое увеличить свои
обязанности". |
3. | Художественная литература о семейных отношениях | 10 класс Январь 10 класс Март |
1. В семье нужно учиться отдавать больше,
чем получать 2. Искренность |
Беседа во время урока (Ф.Достоевский
"Преступление и наказание") Беседа во время урока (Л.Толстой "Анна Каренина") |
Учитель русской литературы | Ребята должны понять, что если
человек готов отдавать, то одиноким не останется
никогда, он не будет несчастлив в семье. Понять, что искренность - это этическая норма настоящей любви. |
4. | Киноискусство о семейных взаимоотношениях | 11 класс Сентябрь 11 класс Октябрь 11 класс Ноябрь 11 класс Декабрь |
1. "Возлюби ближнего как самого себя" 2. "Я делаю для тебя всё, чтобы ты меня любил" 3. Знать о партнёре всё 4. Необходимая скромность в любви |
Просмотр фильмов "Не могу сказать
"Прощай", "Офицеры" Просмотр фильма "Молодая жена" Просмотр фильма "Девчата" Просмотр фильма "Благословите женщину" |
Классный руководитель
|
Усвоить, что "кто не любит себя, не
сможет полюбить другого и не знает, что такое
"настоящая любовь". Понять, что любить надо
бескорыстно.
Ребятам внушить, что любовь нельзя принудить самоотрицанием. |
5. | Секреты долгой семейной жизни | 11 класс Февраль, март |
"Секреты долгой семейной жизни" | Посещение семей, отметивших "золотую" свадьбу | Социальный педагог, классный руководитель | Чтобы быть счастливым в семье,
искать партнёра нужно среди друзей, знакомых,
сверстников; партнёры могут иметь различные интересы и мнения, но они постоянно совпадают в своих идеалах. Убедить в том, чтобы прожить долго со своим партнёром, необходимо быть готовым довольствоваться имеющимся, чтобы была интеграция. |
6. | Работа с родителями | 10 класс Апрель
11 класс Март |
Принципы и мотивы создания счастливой
семьи
"Молодожёны" |
Родительское собрание
Внеклассное мероприятие |
Классный руководитель, родители | Осознать то, что на личном примере можно
помочь детям создать хорошую или не очень
хорошую семью. Внушить родителям, что необходимо помогать молодым семьям. |
7. | Работа с социально- психологической службой школы | 10 класс Сентябрь
11 класс Апрель |
"Семейные ценности"
"В чём секрет семейного счастья?" |
Анкетирование
Анкетирование |
Психолог школы, классный руководитель | Психологическая атмосфера в семьях
удовлетворительная. Тип взаимоотношений детей с родителями в семьях - сотрудничество; тип взаимоотношений родителей - эгалитарный (партнёрство). Совпадут или не совпадут результаты. |
8. | Работа с социальной средой и общественностью. | 11 класс Январь | "Моя семья - моя крепость" | Вечер встречи с семьями 3 поколений | Классный руководитель, библиотекарь модельной библиотеки | Понять, что успешная социализация ребёнка идёт именно в расширенной (многопоколенной) семье. |
Заключение
Мы познакомились с понятием "настоящая любовь", в основе которого лежат главные этические нормы: доброжелательность, отзывчивость, искренность, ответственность, терпимость, справедливость, являющиеся предпосылкой для настоящей любви.
Выяснили некоторые принципы, по которым складываются нормальные семейные отношения: взаимная любовь, дружба, эмоциональная интеллигентность, знание внутреннего мира партнёра, задушевный разговор как лекарство от стресса, разделение власти, полезные ритуалы, каждая из сторон несёт ответственность за отношения в семье, лучше больше обращать внимания на положительные стороны личности; люди способны меняться только тогда, когда чувствуют, что они любимы.
Настоящая жизнь каждого из нас будет складываться по - разному, но, в сущности, любая теория основана на опыте человечества, а опыт любовных, семейных взаимоотношений - пожалуй, самый внушительный. И, несмотря на это, каждый проходит через пробы и ошибки, набивая себе шишки, получая душевные раны, но и накапливая свой жизненный опыт. Надеюсь, что программа позволит совершить как можно меньше ошибок в жизни при создании семьи.
Литература
1. Кричевская Е.В. Представления старшеклассников о семейном взаимодействии. "Центр повышения квалификации специалистов". - СПб., 2007.
2. Некрасов А.А. Семья. Энциклопедия счастливой жизни. М.: "АСТ; Полигон", 2010.
3. Педагогическая диагностика. Методические рекомендации./Сост. Соловьёва З.В., Тимофеева Н.Г. - Чебоксары, 2001.
4. Психология личности: психолого-педагогические основы толерантности: Учебное пособие. - Новосибирск, Изд-во НГТУ, 2004.
5. Сгибнева Е.П., Солдатова Т.Б. Классные часы в 10 - 11 классах.- Ростов - на Дону: ФЕНИКС, 2003.
6. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. 4-ое изд., дополн. - М.:ЦГЛ, 2002.
7. Степанов Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса. - М.: Центр Педагогический поиск, 2001.
8. Шугаев И. Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о семье и браке. М.: Благо, 2007.