Цели:
- сформировать систему понятий по теме (см. с. 87 и 88 учебника - разделы "Теперь мы знаем" и "Новые слова и термины"), т.е. показать, что все понятия взаимосвязаны между собой: одно понятие определяется через другое;
- обобщить материал по теме в рамках системы ключевых понятий (развитие системного мышления);
- закрепить значения изученных терминов и ввести их в активный словарь учащегося.
Педагогические задачи:
- развивать информационную культуру, логическое и абстрактное мышление, самостоятельность и ответственность;
- совершенствовать навыки самостоятельного выполнения заданий.
Требования к уровню освоения учебного материала:
- знать, что с числовой информацией можно работать, используя различные приборы и устройства, в том числе калькулятор и компьютер;
- знать, что с помощью компьютера и калькулятора можно производить математические вычисления;
- уметь использовать программу Калькулятор для вычислений простых математических примеров;
- иметь представление и приводить примеры использования чисел для кодирования информации.
Характеристика урока:
- форма организации: самостоятельная работа, дискуссия;
- тип урока: комбинированный;
- стратегия: индивидуально-развивающая, обобщающая.
Оснащение урока:
- Учебник.
- РТ № 2.
- Письменные принадлежности.
- Демонстрационный ПК (или мультимедиа проектор и экран).
- Заготовка с тестами и вопросами.
План урока:
- Повторение материала, тестирование. Проверка домашнего задания.
- Обсуждение, беседа, работа со словарем.
- Выполнение заданий в РТ.
- Физкультминутка.
- Компьютерный практикум.
- Подведение итогов, обобщение.
- Комментарии к домашнему заданию.
Ход урока
Повторение материала, тестирование
Учитель начинает урок примерно следующими словами: "По порядку номеров рассчитайсь". Четные номера первая группа. Нечетные номера вторая группа. Отвечаем на вопросы по группам [презентация] (слайды 1-9). За каждый правильный ответ группа получает фишки достоинством 1 бит.
Индивидуальное компьютерное тестирование [приложение 2] "Тест содержит утверждение, которое надо прочитать. Утверждение теста написано правильно. Если детям понятно, о чем идет речь, то отметить цифрой "1", а если нет - "0". В тесте самоконтроля нет смысла отмечать "1", если на самом деле не понятно, о чем там написано, так как все, что непонятно, после тестирования будет обсуждаться. Это не контрольные тесты, а тесты для самопроверки и уточнения знаний. Если у кого-либо количество "1" меньше 5, это означает, что школьник не готов к контрольной работе. Ему необходимо дать конкретные индивидуальные рекомендации по подготовке к контрольной работе. За каждый правильный ответ группа получает фишки достоинством 1 бит.
Обсуждение, беседа, работа со словарем
Учащиеся вслух (по очереди) читают раздел "Теперь мы знаем" на с. 87. Затем каждый учащийся читает слово термин на с. 88 и кратко рассказывает, что оно обозначает.
Если есть затруднения, учитель рекомендует заглянуть в терминологический словарь.
Выполнение заданий в РТ.
Физкультминутка.
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Компьютерный практикум [Приложение 3].
Подведение итогов
Подведение итогов изучения материала проводим по следующему плану (Слайды 11 -18) [Презентация]:
- При записи чисел обычно используются 10 знаков - цифр.
- Зарубки на дереве, иероглифы, узелки на веревочке или записанное современными цифрами число - все это различные формы представления информации о числе предметов.
- Числом можно обозначить количество предметов и порядковые номера предметов. Это числовая информация.
- Для указания дней, месяцев, лет используют календарь.
- Таблица, в которой каждой букве соответствует ее числовой код, называют кодовой таблицей соответствий, или кодировочной таблицей.
- Абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер - прошлые и настоящие помощники человека при счете.
- Компьютер имеет внутреннюю и внешнюю память.
Учитель характеризует уровень готовности класса к контрольной работе и дает детям конкретные рекомендации.
Считаем вместе
Производим подсчет набранных битов и обмениваем их на более крупные единицы измерения информации. [Презентация] (Слайд 19).
Домашнее задание
- Повторить разделы "Это мы знаем" и "Новые слова и термины" (с. 87-88 учебника).
- Выполнить индивидуальные задания по подготовке к контрольной работе.