Пояснительная записка
Обрядовая игра как средство адаптации ребенка к школе.
Актуальным направлением в работе нашей гимназии является психолого-педагогическая поддержка первоклассников в начале учебного года. Особенно это важно в период адаптации детей, впервые пришедших в школу. Именно в это время вчерашние дошкольники сталкиваются с новыми трудностями, правилами и нормами, мировоззрением, школьной программой, которые они должны в сжатые сроки освоить и принять, научиться в них существовать и развиваться. Мы полагаем, что одним из способов поддержки детей может являться коллективная игра под названием “Посвящение в гимназисты”. В нашей гимназии проведение подобного общешкольного мероприятия стало традиционным, поэтому мы с уверенностью можем считать его праздником, которого нет в календаре. Организаторы праздника, первоклассники, их родители, учителя и учащиеся начальных классов очень любят это интересное мероприятие, с нетерпением ждут его, заранее к нему готовятся.
В ходе праздника участники включаются в совместную деятельность, участвуют в различных играх и заданиях. Основной смысл в том, что, преодолевая различные испытания и трудности, дети совершают символический переход на следующую возрастную ступень развития и тем самым закрепляют свой новый статус, что и способствует их адаптации к школе.
Знакомство с социальным опытом через нормы и традиции, оформленные в игре, повышает мотивацию ребенка, снижает его тревожность, способствует формированию волевой регуляции, повышает самооценку и развивает сознание.
Цели игры:
– совершение обрядового перехода детей в новый социальный статус учеников;
– социализация детей через освоение новых норм, правил, требований,
предъявляемых гимназией;
– повышение уровня школьной адаптации.
Задачи:
– повышение уровня школьной мотивации;
– тренировка волевых усилий, внимания и самоконтроля;
– снятие тревожности;
– развитие творческой активности учащихся.
Условия проведения: праздник проводится в актовом зале гимназии.
Общий ход праздника.
Праздник проводится в конце октября, перед осенними каникулами.
Подготовительный этап: красочно оформляется актовый зал (воздушные шары, цветы, пословицы о школе, знаниях), оформляется выставка детских рисунков “Я и школа”, разучиваются стихи с первоклассниками и учащимися-помощниками.
Завершающий этап: в актовом зале в ходе праздника первокласснику вручается “символ гимназии” – значок и буклет.
Ведущий 1:
Пролетело лето,
Осень на пороге.
В школу все тропинки,
В школу все дороги.
Ведущий 2:
Как бесконечно, стремительно время.
Вот уже осень, октябрь у двора.
Мы вспоминаем сегодня мгновенья,
Как в первый класс собралась детвора.
Ведущий 1: Добрый день дорогие ученики, уважаемые учителя, родители и гости нашего праздника!
Ведущий 2: Дорогие ребята! Сегодня у вас первый школьный праздник – “Посвящение в гимназисты”. Два месяца назад вы пришли в школу, не зная ее правил и законов. А теперь вы узнали школьные порядки, правила, испытали первые трудности и не дрогнули, не запросились домой. Молодцы! Мы считаем, что вы – настоящие ученики.
Ведущий 1: Нашим самым юным первоклассникам. Посвящается сегодня праздник. Для внесения флага РФ и флага детского объединения “Пламя” стать смирно.
Ведущий 2. Флаги внести. (Вносят флаги под марш Преображенского полка.)
Звучит гимн Российской Федерации.
Ведущий 2.
Наша гимназия – это храм науки,
Дом уюта, светлый уголок,
Добрые учительские руки,
Первый и последний наш звонок.
Ведущий 1:
В первый класс пришли учиться,
А у школы юбилей!
Надо ж было так случиться
30 лет сравнялось ей.
Ведущий 2:
В школе можно все узнать
Место в жизни отыскать.
Если очень постараться,
Всех умнее можно стать.
Все получат здесь совет,
На любой вопрос ответ.
Выход Пеппи . Она поет “Я мечтаю”.
Пеппи: Всем, всем, всем! Как это любезно с вашей стороны, что вы собрались меня встретить! Кукарямба! Ать-два! Кто любит прыгат и смеяться, пыхтеть, финтить и кувыркаться?
Я пришла за вами,
Чтоб вместе шевелить ушами.
Мяукать, квакать и реветь,
Как сто лягушек и медведь.
Ведущий 2: Девочка, ты откуда, и как тебя зовут?
Пеппи: Я – Пепилотта-Виктуалина-Рольгардина, дочь капитана Эфроима Длинный чулок! Разве вы меня не узнали? А приехала я из страны Веселяндия.
Ведущий 1.: А можно полюбопытствовать, что же ты собираешься делать?
Пеппи: Я буду, как мой любимый папочка. Ведь я вся в него! Я буду морской разбойницей! И мне нужна команда пиратов.
Ведущий 2: Стоп, стоп, стоп! Мне кажется, что ребята совсем не похожи на пиратов. Они ходят в школу, и впереди у них еще много лет учебы.
Пеппи: А вот сейчас я и проверю, могут они быть пиратами или нет? Ну, детишки, сейчас наш первый урок. Это – болтаника. Скажите-ка быстро и хором: “Наша река широка как Ока!” (Зал повторяет). Ну, что за “ка-ка-ка”? Давайте-ка еще разок. Отлично! Вы не устали? Вот вам для отдыха игра. Ответьте хором “нет” иль “да”.
Друга выручим всегда?
Врать не будем никогда?
В классе списывать ответ
Кинуть камень кошке вслед?
Брать в автобусе билет?
Ай-ай-ай! Как это нет?
Надо брать билет всегда?
Не робеть, когда беда?
Руки мыть, когда обед?
Мы лентяем шлем привет?
А тем, кто трудится, всегда? Да!
Какие вы молодцы! Все вы умеете, все знаете! Не выйдут из вас пираты. Оставайтесь лучше здесь, а я ухожу. Прощайте! Пока! (Обиженно уходит.)
Ведущий 1: Подожди, Пеппи, не уходи, останься на празднике и посмотри, чему научились наши первоклассники.
На сцену приглашаем 1а класс,1б класс, 1в класс (поочередно).
1 ”а”.
- Праздник знаний встретил нас
И повел в любимый класс.
Мы за парты сели дружно,
Все на свете знать нам нужно. - В большой и светлой школе
Для нас открыта дверь.
Мы все пришли учиться,
Мы школьники теперь! - Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас. - Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные. - Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать,
И в колыбельке ребенка качать. - А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть.
Но не хочется им петь! - Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем звуки выделять.
И постепенно, понемногу
Мы все научимся читать. - Книжки будут у меня
Толстые – претолстые.
Прочитаю – буду знать
Все, что знают взрослые! - В школе знанья получаем,
Дома знанья закрепляем.
Вовремя всегда и в сроки
Будем делать мы уроки. - Мы любим нашу школу –
Просторный светлый дом.
Где много дней веселых
Мы вместе проведем.
1 ”б” .
- Мы теперь ученики,
Нам не до гулянья:
На дом задали крючки
Первое заданье! - Вот мы с мамой над столом
Дружно распеваем:
– Вниз ведем, ведем, ведем –
Пла-а-вно закругляем! - Но противные крючки
С острыми носами
У меня из-под руки
Выползают сами. - Телевизор не глядим.
Сказки не читаем.
Три часа сидим, сидим –
Плавно закругляем! - Выручайте, палочки, палочки-выручалочки!
Становитесь по порядку в мою первую тетрадку.
За строку не вылезать!
Спину прямо держать!
Что же вы не слушаетесь?
Что же плохо учитесь?
Что стоите как попало?
Мне опять за вас попало!
Но не знает мой учитель,
И не знает даже мама,
Как вас трудно научить,
Чтобы вы стояли прямо. - Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь.
Могу с любой задачей справиться,
Потому что не ленюсь. - Будем книжки и тетрадки
Содержать всегда в порядке,
Станем много заниматься
И не будем отвлекаться. - Перед нами все пути открыты,
Все дороги впереди у нас.
Мы когда-то станем знамениты,
Но пока мы только первый класс.
1”в”.
- Мы знаем все порядки,
Хотя и новички.
А в новеньких портфелях
Лежат карандаши.
Им тоже дел немало:
Черти, рисуй, пиши! - У меня – букварь в портфеле
И тетради, и дневник!
Я теперь на самом деле
Первоклассный ученик! - Встаем мы дружно каждый раз,
Когда взрослый входит в класс!
Учитель спросит – надо встать,
Когда он сесть позволит – сядь. - Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними. - Парта это не кровать.
И нельзя на ней лежать.
Содержим мы всегда в порядке
Парту, книги и тетрадки. - А я урок труда люблю,
Из пластилина хорошо леплю
Мы и конструктор будем собирать,
И клеить, и даже вышивать. - А я люблю ходить на физкультуру,
Хочу хорошую иметь мускулатуру.
Еще нам нравятся, конечно, перемены,
Хотя они кончаются мгновенно. - Мы должны теперь учиться,
Не зевать и не лениться,
На “четыре” и на “пять”
На уроках отвечать. - Порой не просто на уроке усидеть,
Но нам пора и повзрослеть
На уроках не вертеться, не шуметь.
Чтоб отличные знания иметь. - А с игрушками, наверное,
Надо нам прощаться.
Мы уроками теперь
Будем заниматься.
Ведущий 2: Ребята! А к вам на праздник пришла еще одна гостья. Встречайте – Королева Знаний.
(Музыка “Маленькая страна”. Выходит Королева Знаний.)
Двери нам в сентябре открыла
Сказочная страна.
Эта страна зовется школой,
Учит детей она!
Светлые классы, словно в замке,
Ждет на доске мелок,
И переменку, будто в сказке,
Дарит веселый звонок!
Припев:
Маленькая страна, школьная страна.
Как хорошо, что есть на свете,
Ты детям всем нужна.
Королева:
Добрый день, мои друзья,
К вам на этот праздник
Спешила я не зря.
И в этот день осенний
Хочу дать наставленья:
Не ссориться, не драться,
Учебники не рвать,
Спортом заниматься,
Науки постигать.
Мы загадки загадаем,
Кто смышлен, тот отгадает.Эта школа не простая
Учит многому ребят.
Здесь ребята на английском,
Как на русском, говорят
Могут съездить в Англию,
Коль выпадет оказия,
Потому что школа ваша –
Давыдовская (гимназия)
Ведущий 1:
Предметов разных множество
В школе изучается
И право, и риторика…
Запас их не кончается.
Здесь каждый говорит
Почти как иностранец,
И книжками забит
У первоклашек (ранец)
Ведущий 2:
Этот маленький ребенок
Знает многое с пеленок,
Это будущий писатель,
И ученый, и артист,
А сегодня называют
Его словом (гимназист).
Дети выходят с буквами.
Ведущий 1: Гимназист – это:
1-й ученик: Г – гордость.
2-й ученик: И – интеллект.
3-й ученик: М – мужество.
4-й ученик: Н – нравственность.
5-й ученик: А – аккуратность.
6-й ученик: З – забота о ближнем.
7-й ученик: И – инициативность.
8-й ученик: С – смелость.
9-й ученик: Т – талант.
Ведущий 2:
Давайте, друзья, мы о школе гимн споем.
Она ведь альма-матер наша
Ее заслуги все мы признаем,
И знаем: на земле ее нет краше.
Гимн МОУ “Давыдовской гимназии”.
Мы гимн поем гимназии
Давыдовской своей.
Звучат светло и весело
Голоса детей.Знаком для нас в гимназии
Каждый кабинет.
Родней своей гимназии
Для гимназистов нет.Открыли в страну знаний нам
Путь учителя.
Стала знакомою
И близкою земля.Куда бы ни поехали,
Куда бы ни пошли,
Ближе и дороже
Школы не нашли.Будем жить на свете мы
Много-много лет,
Но свою гимназию
Не забудем! Нет!Мелодию несложную
Пропели вам сейчас.
Как дорога гимназия
Для каждого из нас.Когда-то из гимназии
Уйдем в большую жизнь.
Для светлых и полезных дел
На свет мы родились.Что сделаем хорошего –
России посвятим.
Гимназию любимую
За все благодарим.
Ведущий 1: Наступила торжественная минута принятия клятвы.
Королева: Для зачтения и принятия клятвы попрошу ребят встать.
– Клянемся верить в Россию, любить Россию, помогать России! (Клянемся.)
– Клянемся с гордостью нести почетное звание гимназиста! (Клянемся.)
– Клянемся преумножать славу гимназии! (Клянемся.)
– Клянемся быть прилежными и трудолюбивыми! (Клянемся.)
– Клянемся учиться только на “4” и “5”. (Клянемся.)
– Клянемся стать самыми очаровательными и привлекательными гимназистами. (Клянемся.)
Королева:
Отныне ты зовешь себя
Красивым и почетным словом.
Ты – гимназист и, званье это гордое неся,
Всегда в ответе будешь перед школой.
Ведущий 2:
Неси достойно это званье.
Пусть взор твой будет горд и чист,
И каждый с уваженьем скажет:
“Ты – гимназист!”
Ведущий 1:
И чтобы в жизни ни случилось,
И как бы ни был путь тернист,
Не унывай, не вешай носа.
Помни: “Ты – гимназист!”
Ведущий 2:
Знаем, трудно вам учиться.
Ведь тернист к науке путь.
Талисманом для удачи
Наш подарок станет пусть!
Ведущий 1: Вручаем вам подарок от правительства Московской области, буклет и символ гимназии юбилейный значок. Звучит песня “Дружба” группы “Барбарики” .
Ведущий 1:
В дорогу девчонки! В дорогу мальчишки!
По лесенке знаний шагайте смелей.
Чудесные встречи и добрые книжки
Ступеньками вашими будут на ней.
Ведущий 2:
Это – в жизни новая дорога,
Долгий и порой нелегкий путь
Будет светлых праздников так много,
Только этот праздник не забудь.
Список литературы:
- Афанасьев С.П. Первый звонок: Что делать в школе 1 сентября: Методическое пособие. – Кострома: “Эврика – М”, 1999 г. – 112 с.
- Информационно-методический сборник “Мой журнал”. – Издание Омского областного скаутского центра “Сибирь”. Выпуск № 32, 2002 г.
- Комиссарова Е.В. Швецова Л.А. Школьный капустник. – 2-е изд., доработ. и доп. – М.: “ТИД “Русское слово – РС”, 2001. – 112 с.
- Лоскутова З.С. Школьные праздники. Выпуск 2. Брянск. – Изд-во И.С. Возякова, 1999. – 32 с.
- Степанова М.С. Детские праздники. Выпуск 1. Брянск. – Изд-во И.С. Возякова, 1999.