Цель:
- повторить определение логарифма, свойства логарифмической функции, основные способы решения логарифмических уравнений (потенцирование, введение новой переменной, функционально-графический);
- расширить представления учащихся о функционально-графическом методе решения логарифмических уравнений;
- акцентировать внимание учащихся, в заданиях какого типа рациональнее применять функционально-графический метод;
- формирование у учащихся умений: сравнивать и анализировать, сопоставлять и делать выводы;
- усиление прикладной направленности курса алгебры и начала анализа.
Пояснительная записка
Данная тема является важным этапом в формировании представлений о различных способах функционально-графического метода решения логарифмических уравнений в школьном курсе алгебры и начала анализа в программе “Алгебра и начала анализа 11” автора А.Г.Мордковича.
Необходимо выделить 4 часа на объяснение и отработку навыка решения логарифмических уравнений.
I. Актуализация знаний учащихся.
На последних уроках вы изучали очень сложную тему “Логарифмы”. Что вы уже знаете по этой теме:
1) определение логарифма,
2) свойства логарифмов,
3) логарифмическая функция,
4) логарифмические уравнения,
5) методы решения логарифмических уравнений.
Найдите блок “Блиц опрос” на рабочих листах.
1. Блок “ Блиц опрос”.
1)Вычислить значение выражения.
а) log5 75 - log5 3,
б) log3 6 + log3 1,5.
2) Выяснить при каких значениях x имеет смысл выражение
а) log3 (12 – х),
б) log6 (х2 + 12).
3) Сопоставить функцию и график. (Приложение 1. Рис.1,2,3,4)
Среди перечисленных функций найти:
А) ограниченную и снизу, и сверху;
Б) монотонно возрастающую.
5) Решите уравнения.
Аристотель говорил , что ум заключается не только в знаниях, но и в умениях применять знания на деле. И действительно, любые знания ценны только тогда, когда они не только достоверны и точны, но и имеют практическую значимость для человечества в целом.
Звучит музыка. (Историческая справка)
Вы знаете - открытие логарифма связано с музыкой. Дело в том, что вся пифагорская теория музыки основывалась на законах “Пифагора-Архита”. Пифагорова гамма была несовершенной, так как не позволяла переводить из одной тональности в другую мелодию.
И лишь только в 1700 году немецкий органист Веркмайстер осуществил смелое и гениальное решение, разделив октаву (геометрически) на 12 равных частей.
В основе музыкальной гаммы лежит геометрическая прогрессия со знаменателем – . является иррациональным числом, при нахождении приближенного значения которого используются логарифмы.
И этим практическое использование логарифмов не ограничивается. Музыка, астрономия, физика, экономика (что очень близко для вашего класса), архитектура и строительство. Давайте в этом убедимся
Найдите на рабочем листе блок “Звукоизоляция”.
С помощью этой формулы можно рассчитать коэффициент звукоизоляции.
D – коэффициент звукоизоляции.
р0 – давление звука до поглощения
р – давление звука, прошедшего через стену
A – константа, которая в расчетах принимается равной 20 дБ
Если коэффициент звукоизоляции D=20дБ, то
т.е. снизилось давление звука в 10 раз. (Такую звукоизоляцию имеет дерево). Я вам предлагаю дома вычислить во сколько раз снижает давление звука кирпич, если его коэффициент звукоизоляции D=50дБ.
Вначале урока мы с вами вспомнили различные методы решения логарифмических уравнений. И мне хочется рассмотреть с вами более подробно функционально-графический. Мы работаем с блоком №III.
Существует несколько разновидностей функционально-графического метода решений логарифмических уравнений.
Готовясь к этому уроку, я проанализировала процент выполнения заданий с логарифмическими уравнениями выпускниками города на ЕГЭ за 3 года. Ребята, обратите внимание на диаграмму (Приложение 1.Рис.5). Вы видите, что в 2006 году процент выполнения заданий резко снизился. Это объясняется тем, что именно в этом году в КИМы были включены уравнения, при решении которых надо было воспользоваться функционально-графическим методом. Вот поэтому на сегодняшнем уроке мы будем решать логарифмические уравнения именно этим методом.
Слайд “Функционально-графический метод решения” (3 разновидности)
1. Использование графических иллюстраций (Приложение 1. Рис.6).
Пример. (обратить внимание на несовершенность этого способа)
Проверка:
Ответ: 4, 16.
2. Использование свойства монотонности функций.
Если в уравнении f(x) = g(x) на промежутке Х функция y=f(x) возрастает, y=g(x) убывает, то уравнение f(x) = g(x) либо не имеет корней, либо имеет один корень, который можно найти методом подбора.
Пример.
log5 (5x – 4)=1–х
y=log5 (5x – 4) функция возрастает при x > log5 4,
y = 1 – x функция убывает при любом x.
Если x = 1, то log5 (5 – 4) = 1 – 1, 0=0.
Ответ: 1.
3. Использование ограниченности функций. Если в уравнении f(x) = g(x) на промежутке X наибольшее значение одной из функций y = f(x) равно А и наименьшее значение другой y = g(x) равно А, то уравнение f(x) = g(x) равносильно на промежутке Х системе уравнений
{ f(x)=A, g(x)=A.
Пример.
log3 ((2x-5)2+9) = 2-sin26x
Оценим левую часть уравнения (2х-5)2+99
В силу возрастания функции y=logt имеем log((2x-5)2+9)2.
Оценим правую часть уравнения
0 sin26x 1, -1-sin26x 0, 12-sin26x 2.
Получим
{ log3 ((2x-5)2+9)2, 2-sin26x2;
{ log3 ((2x-5)2+9)=2, 2-sin26x=2.
log3 ((2x-5)2+9)=2, (2x-5)2=0, х=2,5.
Проверка: 2-sin262.5=2, 2-sin215=2, 2=2 – верно.
Ответ: 2,5.
Есть вопросы? Мы переходим к следующему блоку рабочего листа “Самостоятельная работа”. Эти уравнения мы будем решать одним из способов функционально-графического метода. На решение уравнения отводится 3 минуты.
Давайте обсудим способ решения каждого уравнения.
Номер задания соответствует номеру группы. I группа……… II….
- 3x=10-log2x
- log5x=
- log2((x-2)2+4)=2-sin25x
- log3x=-|x-1|
- log0,2(2x-1)=2x2-x-16
- log5((4x-5)2+25)=2-sin28x
Проверить 1, 2 группы (каждой группе даются образцы с решениями). Проверьте свое решение с контрольным образцом. Оставшиеся задания вы решите дома.
Домашнее задание.
А желающие могут решить уравнение повышенного уровня сложности:
Задача:
Коэффициент звукоизоляции кирпичной стены в один кирпич равен 50 дБ. Каков коэффициент звукоизоляции стены в два кирпича?
1. 3х=10-log2x
y=3x возрастает на (0;+),
y=10-log2x убывает на (0;+).
Используя теорему о единственности корня, подбором находим, что
При х=2, получим 32=10-log22?
9=9 – верно.
Ответ: 2
2. log5x =
y= log5x, D(y):x>0.
y= , D(y):x0.
x=5.
Ответ: 5 Проверкой убеждаемся, что х=5 является корнем уравнения.
3. log2 ((x-2)2+4)=2-sin25x.
у= log2 ((x-2)2+4).
Оценим (x-2)2+4, т.к. (x-2)2 0, то (x-2)2+4 4, в силу возрастания функции
у= log2 t, имеем log2 ((x-2)2+4) 2;
{ log2 ((x-2)2+4)2, 2-sin25x 2; { log2 ((x-2)2+4)=2, (x-2)2+4=2; { x=2, Проверка при х=2.
x=2
2-sin210=2,
2=2.
Ответ: 2
4. Пример (Приложение1.Рис.7). log3x=-|х-1|
y= log3x, D(y)=(0;+ ).
y=-|x-1|
x=1 . Проверкой убеждаемся, что х=1 является корнем уравнения.
Ответ: 1.
5. log0.2 (2x-1)=2x2-x-16,
ОДЗ:
2x-1>0, 2x>1, x>.
Функция y= log0.2 (2x-1) – убывает на (;+). Рис.7
Функция y=2x2-x-16 – возрастает на (;+).
Т.к. x0= – вершина параболы и <.
Используя теорему о единственности корня, подбором находим, что если х=3, то log0.2 (2*3-1)=2*32-3-16, log0.25=-1, -1=-1.
Ответ: 3.
6. log5((4x-5)2+25)=2-sin28x.
Оценим левую часть уравнения. (4x-5)20, (4x-5)2+2525.
Учитывая, что у=log5t возрастает, имеем log5((4x-5)2+25) 2
Оценим правую часть. -1 - sin28x 0, 1 2- sin28x 2. Приходим к системе
{ log5 ((4x-5)2+25)2, 2-sin28x2; { log5 ((4x-5)2+25)=2, 2-sin28x=2.
Решаем одно из уравнений системы.
log5 ((4x-5)2+25)=2, (4x-5)2+25=25, 4x-5=0, х=1,25.
При х=1,25 другое уравнение обращается в верное равенство.
Ответ: 1,25.
Итог.
Мы сегодня разобрали детально 3 разновидности функционально-графического метода. Надеюсь, что тема вам понятна, и вы сможете справиться с заданиями на ЕГЭ.
2008 год по инициативе президента Российской Федерации объявлен годом семьи. Демографическая ситуация в России настораживает политиков, социологов. А обоснованы ли эти опасения, ответят математики.
Предлагаю решить вам следующую задачу.
Задача.Число людей в нашей стране ежегодно уменьшается на часть. Через сколько лет население уменьшится в 10 раз, если демографическая ситуация не изменится?
Решение.
Пусть через х лет число людей в стране уменьшится. Сейчас в стране n человек. Тогда получим уравнение:
С вычислением десятичного логарифма вы знакомились при изучении параграфа 50, пример №5.Если при решении у вас возникли вопросы, обратитесь к нему дома.
Ответ: примерно 476 лет.
Ребята, а вы знаете, что сейчас в стране ?140 млн. человек, а станет всего 14 млн. человек в России. Это всего лишь население двух таких крупных городов, как Москва.
Статисты утверждают, что для того, чтобы исправить ситуацию каждая семья должна иметь 3-4 ребенка. Проблема есть, но будущее России в ваших руках.
Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.