В поисках призвания

Разделы: Внеклассная работа


Форма проведения: воспитательский час

Цель: Создать условия для выявления обучающимися своей профессиональной направленности.

Задачи:

Познакомить с особенностями некоторых профессий.

Подготовить обучающихся к выбору будущей профессии.

Объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии.

Формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии.

Основные виды организации занятия:

  • Методы: наблюдения, индивидуальной и групповой бесед, педагогической поддержки, игры, рефлексии, договора, практической деятельности, наглядности.
  • Принципы: доброжелательности, тактичности, поощрения, формирования уверенности в себе.
  • Технологии: социального воспитания, коллективного творческого дела, информационные.

Оборудование: карточки, ИКТ, плакаты — 2 шт, музыкальное сопровождение (для проведения игр).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Проверить степень комфортности учащихся.

2. Мотивация.

Послушайте высказывание: “Только тогда профессия по душе, когда у человека есть интерес к тому делу, которое он делает, когда он влюблен в свою работу, - только тогда он может черпать радость в своем труде”. (Н.К. Крупская)

Н.К. Крупская писала об этом в начале 20 века, но данная тема актуальна и в наше время. Сегодняшнее занятие поможет вам разобраться в правильности выбранного направления или даже профессии, скорректировать многообразие своих интересов, выбрать профиль.

3.Основная часть.

Слайд №1 (см. презентацию).

В 16-17 лет происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности. Молодой человек предлагает свой труд.

Слайд №2 Труд – это товар. Труд – это способности, возможности, квалификация. Все материальные блага человек добывает собственным трудом. Каждый хотел бы стать профессионалом.

Слайд№3 Выбирая профессию, необходимо учесть мнения всех сведущих по данной проблеме людей:

1. Экскурсии на предприятия, в учреждения (увидеть рабочее место, условия труда, особенности рабочего процесса, темп работы).

2. Опыт работающих друзей.

3. Опыт знакомых. (Нравиться ли работа, сколько зарабатывают)

4. Родительский опыт ( вы наблюдаете за их работой каждый день)

5. Наблюдая за работой профессионалов. (учителя, врачи, работники торговли, транспорта, артисты и т.д.)

6. День открытых дверей в высших и средних специальных учебных заведениях.

7. Собственный опыт. (Производственная практика, занятия в кружках, чтение

литературы, просмотр передач)

Что мы имеем в виду, когда произносим слово “профессия?”

Слайд № 4 Профессии – понятие многозначное:

- общность всех людей, занятых данным видом труда.

- необходимая для общества и ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность существования и развития.

Если посмотреть в словарь, слово “профессия” означает “говорить публично”.

Наряду со словом “профессия” часто упоминаются и другие термины.

Слайд № 5 “Специальность” - обозначение того, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чем совершенствует свое мастерство.

Например, профессия – врач. Специальность – стоматолог, хирург. Узкая специальность – нейрохирург. Таким образом,

Слайд № 6 профессия – это группа родственных специальностей. Обучающиеся делятся на две группы. Группам предлагается выполнить задание.

1. “ Подумай и ответь”

Группам выдаются карточки: (смотри приложение № 1)

1) Из списка назвать специальности: токарь, хирург, директор школы, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, художник, ткачиха.

2) Из списка выбрать профессии: учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, инженер, парикмахер, водитель, швея, повар, учитель истории.

Слайд № 7

Как говорят философы, ничего нет постоянного. Это явление происходит с миром профессий. Каждая профессия имеет свойство стареть, исчезать, получать новое содержание. Среди ушедших в прошлое такие профессии, как кучер, пряха, белошвейка.

Вместе с тем возникают новые специальности. Некоторые профессии получают новое содержание: среди них дизайнеры, профессии среды управления.

Выбор профессии – сложное дело. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение.

2. “Подумай и согласись”

Слайд № 8

Подумай и ответь, согласен ли ты с утверждениями и запиши, с какими ты согласен, а с какими нет:

Задание выполняет каждый обучающийся индивидуально.

(на самом деле все утверждения являются ложными)

Посчитай, со сколькими заблуждениями ты согласился.

Слайд № 9

Итак, этим вопросником мы утверждаем, что выбирать профессию очень важное дело в жизни каждого человека.

Слайд № 10

3. “Формула успеха”

Для каждой профессии важны свои квалификационные качества, без которых вас не будут считать настоящим специалистом, профессионалом. Подумайте вместе с вашей группой и предложите те качества, которые нужно формировать для каждой профессии.

Слайд № 11 Из предложенного набора слов (см. приложение № 2) соотнесите к каждому блоку(Хочу,могу,надо). Выбранные слова из (приложения № 2) необходимо прикрепить к плакату (приложение № 3).

Проверьте себя:

Слайд № 12

- Какой вывод можно сделать?

Если суметь совместить “хочу, могу, надо”, то профессиональный выбор будет удачен. Иными словами, надо выбрать такую профессию, которая будет интересной, будет соответствовать способностям и пользоваться спросом на рынке труда.

Выявить область ваших интересов поможет классификация профессий, разработанная академиком Е. Климовым:(см. приложение №4) Предварительная работа (отдельное занятие).

Слайд №13

4. Игра-разминка “типы профессий” (подвижная игра).

Коллективная игра (см. приложение №5).

Слайд №14

5. “ Кто есть кто”

Цель: дать возможность обучающимся соотнести свой образ с различными профессиями на основании знаний друг о друге. Игра проводится в круге.

Вам сейчас будут названы профессии, каждый в течении нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее, после хлопка в ладоши все по команде одновременно должны показать рукой на выбранного человека.

6.“Кроссворд”. (см. приложение № 6) Выполняется в группах. Игра проводится с целью обобщения и закрепления знаний о профессиях. Участникам выдаются кроссворды для решения.

Слайд №15

7. “Самая красивая профессия” (Игра-шутка)

4.Итог

Итак, вы получили информацию о мире профессий. Многим стоит задуматься, как лучше использовать особенности своего характера, свои способности при выборе профессии.

Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо, выбирая профессию, вы выбираете судьбу.

Слайд №16 Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции вам) и обеспечивать максимальную реализацию ваших возможностей (пользу обществу).

Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники.

Слайд №17

Рефлексия: выскажите свое отношение к занятию переместив кубики соответственно:

- розовые “Да” (занятие понравилось) к розовому кругу

-голубые “Нет” (занятие не понравилось) к голубому кругу

(см. приложение №7)

Литература

1. На крыльях мечты / ред.сост. Л.И. Жук. – Минск: Красико- Н 12 Принт,2007.

2. Основы социальной реабилитации и профориентации.: Учебное пособие. –М. ТЦ Сфера,2005.

3.Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью: Метод. пособие.- М Изд-во НЦ Энас,2003.Москва.

4.Современные интернет ресурсы.