Озеро Ханка – самый большой пресноводный водоем на Дальнем Востоке. Озеро Ханка и прилегающая к нему территория являются уникальными по своему биологическому разнообразию. Здесь распространены луговые растительные сообщества, травянистые болота, дубовые леса и редколесья с участием сосны могильной. В озере обитает большое количество пресноводных рыб и других гидробионтов. Наличие крупного пресноводного водоема обусловило концентрацию огромной численности водоплавающих и околоводных птиц. На озере организован международный российско-китайский Ханкайский заповедник.
В Ханкайском заповеднике и его охранных зонах зарегистрировано около 330 видов птиц, значительная часть которых находится под угрозой исчезновения, 44 вида занесены в Красную книгу России и 12 видов – в Международную Красную книгу. По количеству видов птиц заповедник занимает лидирующее положение (на сходных по размеру участках) не только в Российской Федерации, но и во всех умеренных широтах Европы и Азии.
Исчезновение любого вида – невосполнимая утрата для Природы и Человечества. А разрушение пищевых цепей влечет за собой разрушение экологических систем. Перспективным направлением в сохранении растительного и животного мира является изучение состояния видов в природе, учет редких видов и включение их в Красную книгу, а также создание заповедных территорий.
Поэтому я решила изучить Красную книгу Приморского края и охраняемые территории, выяснить какие растения и животные туда занесены; познакомить с ними старших дошкольников. Любить, охранять и беречь можно только, то, что хорошо знаешь и понимаешь.
Цель данного занятия:
- формирование у детей целостной картины мира;
- знакомство с уникальной природой края, углубление знаний детей о животных края;
- воспитание бережного отношения к миру природы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
– Велика наша Родина, чудесны ее просторы. Сказочно богата ее природа, обширны ее поля, леса и горы. На огромной территории нашей страны есть место, где ты родился и живешь. Это наш родной Приморский край край.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
– Я предлагаю совершить путешествие в
Ханкайский заповедник, на озеро Ханка.
Заповедник это место, где растения и животные
охраняются человеком.
Давайте мы посмотрим видеофильм о некоторых
обитателях заповедника. Внимательно слушайте и
запоминайте их название.
(Просмотр 1 части видеофильма).
– Как называется озеро?
– Кого мы встретили на озере?
– Чем отличается лебедь шипун от лебедя кликуна?
– Какие журавли живут на озере?
– Почему черепаху, обитающую на озере Ханка,
называют кожистой?
– Какой водный цветок занесен в Красную книгу?
Журавли-журавли
Вожак журавлиной стаи, который выбирается считалочкой, поет или говорит речитативом следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь дугой". Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки, как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает: "Журавли, журавли, сделайтесь веревочкой". Дети быстро, не отпуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который все убыстряет шаги по темпу песни. "Журавли-журавли, извивайтесь, как змея!" – вереница детей делает плавные зигзаги. Вожак поет дальше "Змея, заворачивайся в кольцо", "Змея выпрямляется" и т. д. Упражнения выполняются во все возрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Сложи Картинку» (в конверте несколько фрагментов, из которых следует сложить картинки – лотос, лебедь, черепаха)
– Теперь я загадаю вам загадки.
Загадки
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли,
Им с ходулей не сойти. (Журавли)Когда плывёт – прекрасен,
Когда шипит – опасен. (Лебедь-шипун)Длинная шея, в стае живут,
Очень красивы,
Друг без друга умрут. (Лебеди)Подняли розовые шапки
Подружки к солнцу, на воде.
Они – зари прекрасной капли,
Их можно прировнять к звезде. (Лотос)
Воспитатель: Задание «Одень
меня».
У вас на столе изображения, но они раскрашены не
полностью. Следует закрасить остальные части
(красную шапочку японскогожуравля, клюв у лебедя
шипуна и кликуна…)
Игра» Не ошибись»
Если птицу назову,
В ладоши надо хлопнуть,
А если что-то другое, –
То ногою топнуть!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи,
Лисы, вороны,
Галки, макароны,
Воробьи и чайки,
Грачи и балалайки,
Чибисы, моржи,
Соколы, чижи,
Снегири, кукушки,
Гуси и ватрушки,
Лебеди и совы,
Дятлы и коровы.
Прилетели под конец
Галка, щука и скворец.
Лебеди и утки,
И спасибо шутке!
– Как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и др.)
– А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу? (Загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и др.)
– Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
– Давайте узнаем как правильно вести себя на природе.
Просмотр 2-й части фильма.
– Наше путешествие закончилось, давайте на
память о нем сделаем картину «Озеро Ханка»
Дети вырезают изображения обитателей озера и под
спокойную музыку наклеивают на лист с
нарисованным озером.