Путешествие на озеро Ханка

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Озеро Ханка – самый большой пресноводный водоем на Дальнем Востоке. Озеро Ханка и прилегающая к нему территория являются уникальными по своему биологическому разнообразию. Здесь распространены луговые растительные сообщества, травянистые болота, дубовые леса и редколесья с участием сосны могильной. В озере обитает большое количество пресноводных рыб и других гидробионтов. Наличие крупного пресноводного водоема обусловило концентрацию огромной численности водоплавающих и околоводных птиц. На озере организован международный российско-китайский Ханкайский заповедник.

В Ханкайском заповеднике и его охранных зонах зарегистрировано около 330 видов птиц, значительная часть которых находится под угрозой исчезновения, 44 вида занесены в Красную книгу России и 12 видов – в Международную Красную книгу. По количеству видов птиц заповедник занимает лидирующее положение (на сходных по размеру участках) не только в Российской Федерации, но и во всех умеренных широтах Европы и Азии.

Исчезновение любого вида – невосполнимая утрата для Природы и Человечества. А разрушение пищевых цепей влечет за собой разрушение экологических систем. Перспективным направлением в сохранении растительного и животного мира является изучение состояния видов в природе, учет редких видов и включение их в Красную книгу, а также создание заповедных территорий.

Поэтому я решила изучить Красную книгу Приморского края и охраняемые территории, выяснить какие растения и животные туда занесены; познакомить с ними старших дошкольников. Любить, охранять и беречь можно только, то, что хорошо знаешь и понимаешь.

Цель данного занятия:

  • формирование у детей целостной картины мира;
  • знакомство с уникальной природой края, углубление знаний детей о животных края;
  • воспитание бережного отношения к миру природы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.

– Велика наша Родина, чудесны ее просторы. Сказочно богата ее природа, обширны ее поля, леса и горы. На огромной территории нашей страны есть место, где ты родился и живешь. Это наш родной Приморский край край.

Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.

– Я предлагаю совершить путешествие в Ханкайский заповедник, на озеро Ханка.
Заповедник это место, где растения и животные охраняются человеком.
Давайте мы посмотрим видеофильм о некоторых обитателях заповедника. Внимательно слушайте и запоминайте их название.

(Просмотр 1 части видеофильма).

– Как называется озеро?
– Кого мы встретили на озере?
– Чем отличается лебедь шипун от лебедя кликуна?
– Какие журавли живут на озере?
– Почему черепаху, обитающую на озере Ханка, называют кожистой?
– Какой водный цветок занесен в Красную книгу?

Журавли-журавли

Вожак журавлиной стаи, который выбирается считалочкой, поет или говорит речитативом следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь дугой". Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки, как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает: "Журавли, журавли, сделайтесь веревочкой". Дети быстро, не отпуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который все убыстряет шаги по темпу песни. "Журавли-журавли, извивайтесь, как змея!" – вереница детей делает плавные зигзаги. Вожак поет дальше "Змея, заворачивайся в кольцо", "Змея выпрямляется" и т. д. Упражнения выполняются во все возрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Сложи Картинку» (в конверте несколько фрагментов, из которых следует сложить картинки – лотос, лебедь, черепаха)

– Теперь я загадаю вам загадки.

Загадки

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли,
Им с ходулей не сойти. (Журавли)

Когда плывёт – прекрасен,
Когда шипит – опасен. (Лебедь-шипун)

Длинная шея, в стае живут,
Очень красивы,
Друг без друга умрут. (Лебеди)

Подняли розовые шапки
Подружки к солнцу, на воде.
Они – зари прекрасной капли,
Их можно прировнять к звезде. (Лотос)

Воспитатель: Задание «Одень меня».
У вас на столе изображения, но они раскрашены не полностью. Следует закрасить остальные части (красную шапочку японскогожуравля, клюв у лебедя шипуна и кликуна…)

Игра» Не ошибись»

Если птицу назову,
В ладоши надо хлопнуть,
А если что-то другое, –
То ногою топнуть!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи,
Лисы, вороны,
Галки, макароны,
Воробьи и чайки,
Грачи и балалайки,
Чибисы, моржи,
Соколы, чижи,
Снегири, кукушки,
Гуси и ватрушки,
Лебеди и совы,
Дятлы и коровы.
Прилетели под конец
Галка, щука и скворец.
Лебеди и утки,
И спасибо шутке!

– Как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и др.)

– А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу? (Загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и др.)

– Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

– Давайте узнаем как правильно вести себя на природе.

Просмотр 2-й части фильма.

– Наше путешествие закончилось, давайте на память о нем сделаем картину «Озеро Ханка»
Дети вырезают изображения обитателей озера и под спокойную музыку наклеивают на лист с нарисованным озером.