Звуки г, гь. Буква Г

Разделы: Логопедия


Цель: познакомить детей со звуками “г”, “гь”

Задачи: познакомить детей с буквой Г.

-Развивать мимическую мускулатуру лица, дыхание и голос, артикуляционную, общую и мелкую моторику.

-Развивать фонематический слух, учить выделять звуки “г”, “гь” из состава слова, дифференцировать их по твёрдости и мягкости, совершенствовать навыки выполнения звукового анализа и синтеза.

-Упражнять в умении анализировать предложение, упражнять в навыке чтения.

-Закреплять навыки ориентировки в пространстве, развивать логическое мышление, внимание.

-Закреплять умения отгадывать загадки, воспитывать умение у детей решать задачи сообща, формировать представления о дружбе, взаимопомощи.

Демонстрационный материал: игрушки: Баба-Яга, гуси, гусёнок, лебедь, ёж, лягушка, ворон, волк, заяц, лиса. Предметные картинки: горох, гусь, глаз, гитара, гиря, гимнаст, сапоги, гном. Цветок с лепестками, лента, коврик для профилактики плоскостопия, картинка - ребус, картинка “предложение”, карточка с изображением буквы Г.

Картина “поляна”, “лес”, “река”, “избушка”, “гнездо”

Раздаточный материал: синие и зелёные круги, схемы для определения места звука в слове, схемы-полоски “предложение”, картинка “зашумленные буквы”, счётные палочки.

Организация детей на образовательную деятельность.

Логопед: Здравствуйте, дети! Я знаю, что вы любите отгадывать загадки:

Крылатый, горластый - красные ласты.

В воде купался - сухой остался.

Щиплет за пятки - беги без оглядки. (Гусь)

Логопед: Вспомните, какую сказку я рассказывала на прошлом занятии? (“Гуси-лебеди”)

Мимические упражнения

-Покажите злых гусей-лебедей, грустную девочку, радостную девочку.

Пластический этюд “Птицы летят”

Логопед: Давайте превратимся в птиц! Гуси – лебеди зимующие или перелётные? (перелётные).

-Сначала будем делать движения крыльями быстро (руки напряжены)

- Теперь машем крыльями медленно, плавно (руки расслаблены).

Развитие тонкой моторики пальцев рук.

Шлёпают гуськом (поочередно похлопать ладонями

Гусак с гусаком. по тыльной стороне кистей)

Смотрят свысока

Гусь на гусака. (фигура из пальцев “Гусак”)

Ой, щиплет бока (пощипать поочередно тыльные стороны

Гусь у гусака. кистей)

Артикуляционная гимнастика

-для челюсти: движение челюстью вправо-влево;

-для губ: улыбка (удержать под счёт до 10);

-для языка: самомассаж языка;

-для мышц мягкого нёба: позёвывание, покашливание.

Развитие дыхания

Упражнение “Гуси шипят”

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс.

“Раз, два, три, четыре” - вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: “ш-ш-ш-ш” Повторить 4-5раз в медленном темпе.

Знакомство со звуками “г”, “гь”

Вносится игрушка гуся.

Логопед:

-Кто это? (Гусь)

-Какой первый звук в слове гусь? (“г”)

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука “Г” и дает характеристику: согласный, твёрдый.

Дидактическое упражнение “Хлопни в ладошки, если услышишь звук Г”

М, Б, Г, Г, П, Р, К, ГА, ДА, МА, БУ, ГУ.

Гараж, дорога, дерево, машина, графин, гусь, стол.

Логопед:

Гусь стоит и все гогочет: г-г-г.

А гусёнок подпевает: гь-гь-гь.

Как поёт гусёнок?

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука “ГЬ” и дает характеристику: согласный, мягкий.

Дидактическое упражнение “Хлопни в ладошки, если услышишь звук ГЬ”

ГЬ, ДЬ, МЬ, ГЬ, РЬ, НЬ, ГЯ, ДЯ, МЯ, ДИ, ГИ.

Гиря, диван, гимнаст, мишка, книги, Гена, сапоги.

Логопед:

Сегодня мы будем сочинять новую сказку “Гуси-лебеди”

В одной стране жили добрые гуси. И была у них сестра царевна-лебедь.

Понравилась злому ворону царевна – лебедь, прилетел он и украл её. Закричали гуси, заплакали. Но слезами горю не поможешь.

Логопед:

Как вы понимаете выражение “слезами горю не поможешь?”

(Ответы детей)

Надо вернуть царевну-лебедь. Обитатели леса обещали нам помочь, но мы тоже должны им оказать помощь. А какую, сейчас узнаете.

Пора собираться в путь-дорогу!

Летят гуси и переговариваются между собой:

ГЛА-ГЛО-ГЛУ-ГЛЫ; АГЛ-ОГЛ-УГЛ-ИГЛ, ГДЯ-ГДЕ-ГДЮ-ГДИ, ГДЕ-ГДЮ-ГДИ-ГДЯ

(Дети проговаривают слоги вместе с логопедом)

Логопед: На поляне нас лиса встречает. Она просит помочь выполнить задание.

Дифференциация звуков Г - ГЬ

Гуси и гусята кричали,
Свои звуки называли.
Место звука подскажи
И кружочек положи.

Слова: гуси, Гена, шаги, ноги, гараж, гиря, герой, луга, гном, тигр.

Дети поднимают синий или зелёный круги и определяют место звука в слове с помощью схемы.

Логопед: Лиса посоветовала обратиться к зайцу за помощью. Он быстро бегает и за день успевает во многих разных местах побывать, может быть, он знает, куда черный ворон полетел.

Только как найти зайца? Давайте поиграем в эхо. Мы с лисой будем звать зайца громко, а вы с зайцем отвечайте тихо.

Дидактическая игра “Скажи наоборот”

га – гя, гы – ги, гу – гю, го – гё, гэ – ге

Нашли зайца! Посмотрим, какое он нам задание приготовил.

“Какое слово в ряду лишнее?

На магнитной доске выставлены предметные картинки:

Логопед: Назовите предметы, изображенные на картинках, поделите слова на слоги.

Горох, гусь, глаз, гитара.

Какое слово не подходит? Почему? (не подходит “гитара”, потому что это слово начинается со звука “гь”).

-Назовите предметы, изображенные на картинках, поделите слова на слоги.

Гиря, гимнаст, сапоги, гном.

Какое слово не подходит? Почему? (не подходит “гном”, потому что это слово начинается со звука “г”)

Логопед: Заяц видел, как черный ворон полетел в сторону реки. Чтобы попасть на другой берег, надо пройти по мостику.

( Дети идут по коврику-“мостику” для профилактики плоскостопия)

Нас встречает лягушка-квакушка! Она хочет что-то сказать!

Каждый день зарядку делай, будешь сильный, будешь смелый!

Логопед: Правильно! Если делаешь зарядку, то со здоровьем будет все в порядке.

Физкультурная минутка.

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
(имитировать умывание)
Полотенцем растирались. (имитировать растирание спины полотенцем)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались. (имитировать движения, указанные в тексте)
Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям - физкульт-привет! (резко поднять руки вверх)

Игра “Скажи наоборот”

Логопед: Лягушка просит помочь придумать слово “наоборот”

Тихо (громко), веселый (грустный), сытый (голодный), сладкие (горькие), жидкая (густая), чистые (грязные), шершавые (гладкие). Какой одинаковый первый звук в словах “наоборот”?

Лягушка-квакушка рассказала нам, что в лесу живет Баба-Яга, которая про всех все знает. А вот и избушка на курьях ножках.

Логопед: Баба-Яга приготовила она вам загадку, но прочитать не может, глаза совсем плохо видеть стали. Придется помочь (логопед читает загадку)

Загадка:

День закончился, затих.
Ты легла, закрыла их.
И легонечко зевнула,
И тихонечко заснула. (Глаза)

Логопед: Давайте научим Бабу-Ягу делать гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз

-Зажмурить изо всех сил глаза, а потом открыть их.

-Не поворачивая головы: посмотреть прямо, налево, вверх, направо, вниз и прямо.

-Вытянуть вперёд руку, следить за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвигать его обратно.

-Посмотреть в окно, найти самую дальнюю точку и рассмотреть её.

-“Подремать” - закрыть глаза на 30 сек и расслабиться.

Логопед: Послушайте, какое задание приготовила Баба-Яга.

Звуковой анализ и синтез

Логопед: Вы должны отгадать название дикого животного.

Первый звук – это согласный, дважды произносимый в мужском имени Вова.

Второй звук – гласный в слове кот.

Третий звук – это первый звук в слове луна.

Четвертый звук – это согласный звук во втором слоге в слове мука

Слово: ВОЛК

Логопед: Посмотрим, какое задание приготовил нам волк

Знакомство с буквой Г

Букву Г я не боюсь.
Г- не злой, а добрый гусь.

Какие звуки обозначаются этой буквой? Выяснить, на что похожа буква Г, выложить из палочек.

Игра “Найди букву Г”

(у каждого ребёнка карточка с зашумленными буквами, детям нужно найти и обвести букву Г)

Логопед: Все ребята отлично справились с заданием.

Посмотрите, кто это катиться? (ёжик). Он что-то несет (волшебную ленточку)

Для чего нужна волшебная ленточка, вы узнаете после того, как выполните очередное задание.

Дидактическая игра “Собери цветочек”

У логопеда сердцевина от цветка и лепестки с написанными слогами: га, ны, пу, па, ам, му, уг, го, гу, ги, иг, ог.

Из предложенных лепестков дети выбирают слоги с буквой Г и составляют цветок.

Чтение и анализ предложения

Логопед: Ёжик был удивлён, что дети в детском саду умеют читать слоги. А смогут ли они прочитать предложение?

Чтение предложения, деление предложения на слова, составление графической схемы.

По схеме назвать слова по порядку.

На лугу .

Логопед: Волшебная ленточка ёжика укажет нам правильную дорогу.

Логопед разматывает ленточку по полу, а дети идут друг за другом и выполняют инструкции:

-идем прямо, поворачиваем налево, идём прямо, поворачиваем направо.

Вот и добрались до гнезда ворона. Оказывается, раньше ворон был добрый, но его заколдовали. Мы должны разгадать ребус и тогда ворон опять станет добрым.

  БА (ДРУЖБА)

Итог.

Победила дружба! Настоящий друг в беде не бросит. Посмотрите, какой сложный путь мы прошли! Выполняли задания дружно, весело, потому, что очень хотели помочь гусям. И лесные жители нам помогали.

Ворон расколдован, он теперь обязательно подружится с гусями и лебедем. Птицам пора возвращаться к себе домой, да и нам в детский сад пора!

Литература

С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц “Учим ребёнка говорить и читать”

С.В. Яковлева “Узнаю буквы”