Цель: познакомить детей со звуками “г”, “гь”
Задачи: познакомить детей с буквой Г.
-Развивать мимическую мускулатуру лица, дыхание и голос, артикуляционную, общую и мелкую моторику.
-Развивать фонематический слух, учить выделять звуки “г”, “гь” из состава слова, дифференцировать их по твёрдости и мягкости, совершенствовать навыки выполнения звукового анализа и синтеза.
-Упражнять в умении анализировать предложение, упражнять в навыке чтения.
-Закреплять навыки ориентировки в пространстве, развивать логическое мышление, внимание.
-Закреплять умения отгадывать загадки, воспитывать умение у детей решать задачи сообща, формировать представления о дружбе, взаимопомощи.
Демонстрационный материал: игрушки: Баба-Яга, гуси, гусёнок, лебедь, ёж, лягушка, ворон, волк, заяц, лиса. Предметные картинки: горох, гусь, глаз, гитара, гиря, гимнаст, сапоги, гном. Цветок с лепестками, лента, коврик для профилактики плоскостопия, картинка - ребус, картинка “предложение”, карточка с изображением буквы Г.
Картина “поляна”, “лес”, “река”, “избушка”, “гнездо”
Раздаточный материал: синие и зелёные круги, схемы для определения места звука в слове, схемы-полоски “предложение”, картинка “зашумленные буквы”, счётные палочки.
Организация детей на образовательную деятельность.
Логопед: Здравствуйте, дети! Я знаю, что вы любите отгадывать загадки:
Крылатый, горластый - красные ласты.
В воде купался - сухой остался.
Щиплет за пятки - беги без оглядки. (Гусь)
Логопед: Вспомните, какую сказку я рассказывала на прошлом занятии? (“Гуси-лебеди”)
Мимические упражнения
-Покажите злых гусей-лебедей, грустную девочку, радостную девочку.
Пластический этюд “Птицы летят”
Логопед: Давайте превратимся в птиц! Гуси – лебеди зимующие или перелётные? (перелётные).
-Сначала будем делать движения крыльями быстро (руки напряжены)
- Теперь машем крыльями медленно, плавно (руки расслаблены).
Развитие тонкой моторики пальцев рук.
Шлёпают гуськом (поочередно похлопать ладонями
Гусак с гусаком. по тыльной стороне кистей)
Смотрят свысока
Гусь на гусака. (фигура из пальцев “Гусак”)
Ой, щиплет бока (пощипать поочередно тыльные стороны
Гусь у гусака. кистей)
Артикуляционная гимнастика
-для челюсти: движение челюстью вправо-влево;
-для губ: улыбка (удержать под счёт до 10);
-для языка: самомассаж языка;
-для мышц мягкого нёба: позёвывание, покашливание.
Развитие дыхания
Упражнение “Гуси шипят”
Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс.
“Раз, два, три, четыре” - вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: “ш-ш-ш-ш” Повторить 4-5раз в медленном темпе.
Знакомство со звуками “г”, “гь”
Вносится игрушка гуся.
Логопед:
-Кто это? (Гусь)
-Какой первый звук в слове гусь? (“г”)
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука “Г” и дает характеристику: согласный, твёрдый.
Дидактическое упражнение “Хлопни в ладошки, если услышишь звук Г”
М, Б, Г, Г, П, Р, К, ГА, ДА, МА, БУ, ГУ.
Гараж, дорога, дерево, машина, графин, гусь, стол.
Логопед:
Гусь стоит и все гогочет: г-г-г.
А гусёнок подпевает: гь-гь-гь.
Как поёт гусёнок?
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука “ГЬ” и дает характеристику: согласный, мягкий.
Дидактическое упражнение “Хлопни в ладошки, если услышишь звук ГЬ”
ГЬ, ДЬ, МЬ, ГЬ, РЬ, НЬ, ГЯ, ДЯ, МЯ, ДИ, ГИ.
Гиря, диван, гимнаст, мишка, книги, Гена, сапоги.
Логопед:
Сегодня мы будем сочинять новую сказку “Гуси-лебеди”
В одной стране жили добрые гуси. И была у них сестра царевна-лебедь.
Понравилась злому ворону царевна – лебедь, прилетел он и украл её. Закричали гуси, заплакали. Но слезами горю не поможешь.
Логопед:
Как вы понимаете выражение “слезами горю не поможешь?”
(Ответы детей)
Надо вернуть царевну-лебедь. Обитатели леса обещали нам помочь, но мы тоже должны им оказать помощь. А какую, сейчас узнаете.
Пора собираться в путь-дорогу!
Летят гуси и переговариваются между собой:
ГЛА-ГЛО-ГЛУ-ГЛЫ; АГЛ-ОГЛ-УГЛ-ИГЛ, ГДЯ-ГДЕ-ГДЮ-ГДИ, ГДЕ-ГДЮ-ГДИ-ГДЯ
(Дети проговаривают слоги вместе с логопедом)
Логопед: На поляне нас лиса встречает. Она просит помочь выполнить задание.
Дифференциация звуков Г - ГЬ
Гуси и гусята кричали,
Свои звуки называли.
Место звука подскажи
И кружочек положи.
Слова: гуси, Гена, шаги, ноги, гараж, гиря, герой, луга, гном, тигр.
Дети поднимают синий или зелёный круги и определяют место звука в слове с помощью схемы.
Логопед: Лиса посоветовала обратиться к зайцу за помощью. Он быстро бегает и за день успевает во многих разных местах побывать, может быть, он знает, куда черный ворон полетел.
Только как найти зайца? Давайте поиграем в эхо. Мы с лисой будем звать зайца громко, а вы с зайцем отвечайте тихо.
Дидактическая игра “Скажи наоборот”
га – гя, гы – ги, гу – гю, го – гё, гэ – ге
Нашли зайца! Посмотрим, какое он нам задание приготовил.
“Какое слово в ряду лишнее?
На магнитной доске выставлены предметные картинки:
Логопед: Назовите предметы, изображенные на картинках, поделите слова на слоги.
Горох, гусь, глаз, гитара.
Какое слово не подходит? Почему? (не подходит “гитара”, потому что это слово начинается со звука “гь”).
-Назовите предметы, изображенные на картинках, поделите слова на слоги.
Гиря, гимнаст, сапоги, гном.
Какое слово не подходит? Почему? (не подходит “гном”, потому что это слово начинается со звука “г”)
Логопед: Заяц видел, как черный ворон полетел в сторону реки. Чтобы попасть на другой берег, надо пройти по мостику.
( Дети идут по коврику-“мостику” для профилактики плоскостопия)
Нас встречает лягушка-квакушка! Она хочет что-то сказать!
Каждый день зарядку делай, будешь сильный, будешь смелый!
Логопед: Правильно! Если делаешь зарядку, то со здоровьем будет все в порядке.
Физкультурная минутка.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
(имитировать умывание)
Полотенцем растирались. (имитировать растирание спины полотенцем)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались. (имитировать движения, указанные в тексте)
Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям - физкульт-привет! (резко поднять руки вверх)
Игра “Скажи наоборот”
Логопед: Лягушка просит помочь придумать слово “наоборот”
Тихо (громко), веселый (грустный), сытый (голодный), сладкие (горькие), жидкая (густая), чистые (грязные), шершавые (гладкие). Какой одинаковый первый звук в словах “наоборот”?
Лягушка-квакушка рассказала нам, что в лесу живет Баба-Яга, которая про всех все знает. А вот и избушка на курьях ножках.
Логопед: Баба-Яга приготовила она вам загадку, но прочитать не может, глаза совсем плохо видеть стали. Придется помочь (логопед читает загадку)
Загадка:
День закончился, затих.
Ты легла, закрыла их.
И легонечко зевнула,
И тихонечко заснула. (Глаза)
Логопед: Давайте научим Бабу-Ягу делать гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз
-Зажмурить изо всех сил глаза, а потом открыть их.
-Не поворачивая головы: посмотреть прямо, налево, вверх, направо, вниз и прямо.
-Вытянуть вперёд руку, следить за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвигать его обратно.
-Посмотреть в окно, найти самую дальнюю точку и рассмотреть её.
-“Подремать” - закрыть глаза на 30 сек и расслабиться.
Логопед: Послушайте, какое задание приготовила Баба-Яга.
Звуковой анализ и синтез
Логопед: Вы должны отгадать название дикого животного.
Первый звук – это согласный, дважды произносимый в мужском имени Вова.
Второй звук – гласный в слове кот.
Третий звук – это первый звук в слове луна.
Четвертый звук – это согласный звук во втором слоге в слове мука
Слово: ВОЛК
Логопед: Посмотрим, какое задание приготовил нам волк
Знакомство с буквой Г
Букву Г я не боюсь.
Г- не злой, а добрый гусь.
Какие звуки обозначаются этой буквой? Выяснить, на что похожа буква Г, выложить из палочек.
Игра “Найди букву Г”
(у каждого ребёнка карточка с зашумленными буквами, детям нужно найти и обвести букву Г)
Логопед: Все ребята отлично справились с заданием.
Посмотрите, кто это катиться? (ёжик). Он что-то несет (волшебную ленточку)
Для чего нужна волшебная ленточка, вы узнаете после того, как выполните очередное задание.
Дидактическая игра “Собери цветочек”
У логопеда сердцевина от цветка и лепестки с написанными слогами: га, ны, пу, па, ам, му, уг, го, гу, ги, иг, ог.
Из предложенных лепестков дети выбирают слоги с буквой Г и составляют цветок.
Чтение и анализ предложения
Логопед: Ёжик был удивлён, что дети в детском саду умеют читать слоги. А смогут ли они прочитать предложение?
Чтение предложения, деление предложения на слова, составление графической схемы.
По схеме назвать слова по порядку.
На лугу .
Логопед: Волшебная ленточка ёжика укажет нам правильную дорогу.
Логопед разматывает ленточку по полу, а дети идут друг за другом и выполняют инструкции:
-идем прямо, поворачиваем налево, идём прямо, поворачиваем направо.
Вот и добрались до гнезда ворона. Оказывается, раньше ворон был добрый, но его заколдовали. Мы должны разгадать ребус и тогда ворон опять станет добрым.
БА (ДРУЖБА)
Итог.
Победила дружба! Настоящий друг в беде не бросит. Посмотрите, какой сложный путь мы прошли! Выполняли задания дружно, весело, потому, что очень хотели помочь гусям. И лесные жители нам помогали.
Ворон расколдован, он теперь обязательно подружится с гусями и лебедем. Птицам пора возвращаться к себе домой, да и нам в детский сад пора!
Литература
С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц “Учим ребёнка говорить и читать”
С.В. Яковлева “Узнаю буквы”