Цели:
- Формировать умения распознавать и правильно писать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Закреплять умения переносить слова по слогам, написание большой буквы в именах собственных.
- Обогащать словарный запас, развивать речь, смекалку, внимание обучающихся.
- Воспитывать интерес к предмету, потребность в знаниях.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, макет паровозика, карточки с гласными - и, а, я; кружочки жёлтого и зелёного цвета.
Ход урока
I. Организация внимания обучающихся (слайд 1)
Звенит весёлый колокольчик.
Игрушки все свои оставь.
Нам нужно дружно поздороваться
И у столов красиво встать.
- Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть. Давайте улыбнёмся друг другу. Попробуем сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.
II. Развитие учебной мотивации.
- Прочитайте поговорку. (слайд 2)
"Грамоте учиться - всегда пригодиться."
- На каком уроке можно стать грамотеем?
III. Постановка задачи урока
- Послушайте четверостишие.
Мчатся бешено машины -
По шоссе шуршат их шины.
И в несущейся лавине
Слышен шёпот: ш - ш - ш.
- Какой звук часто встречается в этом стихотворении? (ш) (слайд3)
- Дайте характеристику этому звуку.(согласный, звонкий, твёрдый)
Какой ещё этот звук? (шипящий)
Какие ещё шипящие звуки вы знаете? (ж, ч, щ)
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- Верно.Тема сегодняшнего урока - "Правописание шипящих согласных с гласными: сочетаний жи-ши, ча - ща, чу - щу".(слайд 4)
- Ребята, сегодня мы отправляемся вот на этом весёлом поезде в страну "Чудеса русского языка". Хотите там побывать?
Но для того, чтобы разместиться в вагонах поезда и отправиться в эту страну, вы должны назвать всех возможных соседей - зверей, птиц, рыб, которые отправляются в путешествие вместе с нами. В их названии должно встретиться сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу.
(жираф, зайчата, чайка, щука, чижи, стрижи)
IV.Чистописание.
- Нарисуйте у себя в воображении слово каждого этого животного. Представили? А теперь наяву увидим частичку этих слов и напишем.
- жи ши-
- Молодцы! Итак, мы заняли свои места в вагонах и теперь можем отправиться в путь. Но путешествуя, мы встретимся с нелёгкими испытаниями. Надеюсь, что все вместе мы с ними справимся. Ведь недаром гласит русская пословица: "Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось!" Итак, в путь!
- О, я вижу первую станцию на нашем маршруте! Как же она называется?
V. Повторение пройденного.
Станция "Повторялкино" (слайд 5)
1) Работа в Р/Т стр.76 упр.4
- Прочитайте задание к упр. 4.
Игра "Молчанка".
- Прочитаем предложения. Покажите карточку с той буквой, которую надо вставить в слово, где пропущена буква.
- Запишем только первую пословицу.
- Знание какого правила помогло вам выполнить это упражнение?
- Как понимаете пословицу "Сам погибай, а товарища выручай"?
Молодцы! Хорошо справились с этим заданием, отправляемся дальше. Наш поезд останавливается на станции
Станция "Загадкино" (слайд 6)
2) - Нужно отгадать загадку. Слово - отгадку разделить для переноса и записать в тетрадь. Работа оформляется обучающимися на доске.
(слайды 7,8,9,10,11 )
а) Животное с длинной шеей.
б)
Сами крошки, боятся кошки.
Под полом живут, туда всё несут.
в) Белые горошки на зелёных ножках.
г) Из горячего колодца через нос водица льётся.
д)
Опасней всех в реке она!
Хитра, прожорлива, сильна.
Притом такая злюка,
Конечно, это...
ФИЗМИНУТКА (слайды с 12 по 25)
Станция "Почтовая" (слайд 26)
3) На этой станции нам вручили конверт - письмо от Незнайки, который просит у нас помощи. Поможем?
- Прочитайте текст. Что вы заметили? (ошибки)
Была чюдесная погода. Рибята пошли на речку. Речка была широкая. Над водой кружылись чяйки. Щюкин саша поймал лещя.
Найдите слова, в которых допущены ошибки. Объясните написание слов. Выпишите только те слова, в которых вы исправляли ошибки. Укажите орфограмму.
Знание каких правил помогло вам выполнить задание? Взаимопроверка. (слайд 27)
Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте работу.
Молодцы! Справились с этим заданием! А сейчас дальше, в путь!
Вот показалась станция "Шифровальная" (слайд 28)
Это последняя станция на нашем маршруте.
4) Нужно составить из слогов слова. Записать их в тетрадь. Девочки со слогами 1 и 2 столбиков, мальчики со слогами 2 и 3 столбиков.
Да до Та чу ка Кру щу лок
Проверка.
Ну, вот мы и совершили путешествие по стране "Чудеса русского языка". К сожалению, оно подошло к концу. Нам пора возвращаться домой.
VI. Итог урока.
- А что мы с вами вспомнили и закрепили за время нашего путешествия? (слайд 29)
- В сочетаниях жи-ши
Только и всегда пиши!
В сочетаниях ча-ща
Пишем только букву а.
В сочетаниях чу-щу
Пишут только букву у.
Написание заглавной буквы в именах собственных.
Правила переноса.
Рефлексия.
- У вас на парте жёлтые и зелёные кружки. Если вам понравился урок, поднимите жёлтый кружок, если нет - зелёный.
Добавим лучики нашему солнышку. Хорошего вам настроения.
- Спасибо вам, дети, за работу на уроке. Мне было приятно работать с вами, (поощрение-рисунок солнышко).