Программа "Школа – территория здоровья"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Администрирование школы


Обоснование актуальности и новизны темы

Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9-11 лет. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадают с важнейшим социальным этапом детства - получением среднего образования. В этот период на здоровье школьников оказывает влияние большой комплекс социально - гигиенических, экологических и других факторов (внутришкольных и внешних по отношению к школе факторов). К сожалению, далеко не всегда это влияние положительно. В условиях усиливающейся тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения (данные медицинских осмотров школьников), роста негативных вредных привычек (наблюдения, опрос, анкетирование) деятельность по его сохранению и укреплению рассматривается как необходимое условие национальной безопасности и развития российского общества в новом веке. Одной из главных задач государственной политики по обеспечению активной адаптации и социализации личности к жизни в современном обществе, формированию ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовать, является задача по формированию культуры здоровья, минимизации риска для здоровья в образовательном процессе и обучению навыкам здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. Это подчеркивается на уровне обращений президента, документов федерального уровня (Проект Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015г., Приоритетный национального проекта "Образование", Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", План действий по модернизации образования на 2011-2015 годы, ФГОС нового поколения).

Данный эксперимент нацелен на комплексное сохранение и укреплению здоровья школьников, через систематическое и умное распространение знаний о здоровье среди учеников и учителей, родителей, членов микро сообщества, вовлечение членов школьного сообщества в активную, значимую деятельность по данной проблеме, с учетом проекта развития образовательного учреждения на 2011-2014 годы в рамках президентской инициативы "Наша новая школа".

Цель и задачи эксперимента

Цель эксперимента: формирование и развитие здоровье сберегающей образовательной среды, в которой школьник ведет активный и здоровый образ жизни.

Задачи эксперимента:

  • формировать и развивать здоровьесберегающую инфраструктуру образовательного учреждения;
  • рационализировать организацию учебной и внеучебной деятельности обучающихся;
  • разнообразить и повысить эффективность физкультурно - оздоровительной работы в школе;
  • внедрить в систему работы образовательного учреждения программ, курсов, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных, воспитательных модулей или компонентов, включённых в учебно -воспитательный процесс;
  • организовать просветительскую работу с родителями;
  • вовлекать в совместную деятельность по здоровьесбережению всех членов школьного сообщества и микросоциума.

Объект исследования:

  • Учебно-воспитательный процесс школы
  • Предмет исследования:
  • Деятельность школы по здоровосбережению

Ожидаемый результат:

  • повышение внимания и формирование ответственного отношения к собственному здоровью учащихся и как следствие улучшение и укрепление здоровья школьников (постепенное снижение уровня заболеваемости детей и количества детей с вредными привычками);
  • создание особой здоровьесберегающей среды в школе, содействующей здоровью учеников;
  • создание и апробирование пошаговой программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - комплексной программы формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
  • разработка и соблюдение современных валеологических требований на занятиях и во внеурочной деятельности;
  • мотивированность педагогов на активную и целенаправленную работу по сохранению и развитию здоровья учащихся, по формированию культуры здоровья;
  • повышение активности родителей и членов социума в совместных мероприятиях со школой в деле сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
  • повышение статуса школы в микрорайоне.

Методы исследования:

  • теоретические (сравнение, обобщение, абстрагирования, систематизация, анализ, синтез информации , полученной из разных источников- литература справочная, специальная, ресурсы сети Интернет);
  • эмпирические (изучение опыта других по проблеме в теории и на практике);
  • практические (работа по реализации программных мероприятий, социологические методы, мониторинг).

Участники реализации программы

  • Данная программа охватывает весь УВП школы по данному направлению работы (сохранение и укрепление здоровья школьников) с 1-11 класс, но основной базой экспериментальной работы выбраны 1 и 5 класс (2011-12года), который до 9 класса обучения будет активным участником реализации программы.

Гипотеза программы

  • Введение новшеств по организации особой здоровьесберегающей среды школы будет способствовать формированию культуры здоровья всех членов УВП, приведет к минимизации риска для здоровья в образовательном процессе и обучению навыкам здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности учащихся, что в конечном итоге положительно скажется на состоянии их здоровья.

Характеристика имеющихся ресурсов образовательного учреждения для реализации программы: кадровые, материально-технические, источники финансирования, др.

Для реализации данной программы имеются ресурсы:

Кадровые: Вопросы сохранения здоровья учащихся, методы, формы работы, современные здоровьесберегающие технологии неоднократно рассматривались на педагогических советах, совещаниях при директоре, т.е. педагоги школы владеют информацией по данной проблеме; в школе ведется физкультурно - оздоровительная работа, внеучебная деятельность, но мероприятия разрозненные не объединенные общей идеей, не системные; есть услуги дополнительного образования в области сохранения и укрепления здоровья - спортивные секции уже существующие "Волейбол", "Баскетбол", "Здоровячек", "Туризм", "ОФП", "Ты не один". В школе действуют кружки разной направленности-художественно - эстетической, музыкальной, интеллектуальной, декоративно - прикладной, информационной, эстрадно - развлекательной. С ребятами (в области здоровья) работают логопед, мед. работник, социальный педагог, библиотекарь, учитель физической культуры, классные руководители, учителя- предметники, администрация школы. Необходим психолог в школу.

Материально - технические условия: в школе просторные, оборудованные кабинеты, компьютерный класс, спортивный зал с инвентарем и необходимым оборудованием по мере возможности обновляющимся, спортивные площадки- волейбольная, баскетбольная, футбольное поле, спортивный городок, участок для активных игр и прогулок, настольный теннис, столовая (организовано горячее питание, разнообразное меню), медицинский кабинет, а вот второй- малый спортивный зал, бассейн, актовый зал - в настоящее время требуют ремонта и не используются.

Этапы реализации программы

Сроки этапа Мероприятия (или другие формы реализации эксперимента) Предполагаемые результаты Показатели достигнутых результатов
1 .Организационно-подготовительный (диагностический и прогностический этапы) 2011\2012 - Анализ состояния среды, условий школы, УВП, анкетирование, опрос, выявление противоречий, проблем, их актуализация, разработка проектного замысла - Создание программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся "Школа - территория здоровья" *Разработанная программа, распределены основные обязанности, мотивация педагогов детей и родителей на реализацию программы, созданы творческие группы.
2. Основной этап - практический 2011\2012-2014-2015 - Изучение опыта других школ по формированию ЗОЖ

- Изучение мотивации участников УВП на сохранение и укрепление своего здоровья

- разработка методики мониторинга здоровья участников УВП

- проведение первичного мониторинга

- работа методической службы школы по организации деятельности

- апробация плана мероприятий

- создание особой здоровьесберегающей среды в школе, содействующей здоровью учеников;

- создание и апробирование пошаговой программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся

- апробирование и корректировка системы диагностики результативности программы

- повышение активности всех участников УВП в вопросах здоровьесбережения

*Программа с приложением разработанных и проведенных мероприятий

*Копилка диагностических материалов

*стабильные показатели здоровья школьников по итогам мониторинговых мероприятий

*Рост активных участников УВП, мероприятий

3. Завершающе-обобщающий 2015\2016 Апробация цикла всех мероприятий по всем направлениям, промежуточный анализ и корректировка деятельности, коллективная рефлесия, обработка и анализ результатов, обобщение и презентация опыта, определение стратегических целей и задач дальнейшей работы Повышение внимания и формирование ответственного отношения к собственному здоровью учащихся

- создание, диагностика особой здоровьесберегающей среды в школе, содействующей здоровью учеников;

- реализация пошаговой программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - рост мотивированности педагогов на активную и целенаправленную работу по сохранению и развитию здоровья учащихся, по формированию культуры здоровья;

-повышение активности родителей и членов социума в совместных мероприятиях со школой в деле сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

-повышение статуса школы в микрорайоне.

Стабильные показатели здоровья школьников по итогам мониторинговых мероприятий ,

*сформированная здоровье

благоприятствующая среда школы (положительная динамика) , *снижение количества ребят с вредными привычками

*Повышение кол-ва уч-ся посещающих спортивные кружки и секции,

*Повышения числа активных участников УВП в вопросах здоровосбережения

*Пополнение методической копилки конспектами мероприятий, диагностическими материалами

*рост количества и качества мероприятий

*Положительная динамика интереса и активности педагогов и родителей в реализации программы

- повышение положительных отзывов родителей и детей о работе школы- рост удовлетворенности

- рост комфортности образовательной среды школы

Диагностический инструментарий программы

Критерии, показатели и способы изучения эффективности программы

Критерии эффективности программы Показатели Методики изучения
1. Мониторинговые процедуры по уровню здоровья и физического развития;

ведение общешкольного журнала "Здоровье" (1-11 кл.);

заполнение в классных журналах "Листка здоровья".

Показатели мед. Осмотров- снижение заболеваемости;

динамика сезонных заболеваний;

динамика школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п

анкетирование родителей и учащихся, проведение медицинских осмотров, оценка уровня физического развития
2. *Снижение количества ребят с вредными привычками

*Повышение кол-ва уч-ся посещающих спортивные кружки и секции,

Положительная динамика показателей Анкетирование, наблюдение, анализ деятельности доп. образования и внеурочной занятости уч-ся
3. Внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательный процесс Увеличение числа педагогов освоивших данные технологии и активно их реализующих Посещение уроков, анализ и самоанализ проведенных мероприятий и уроков, анкетирование
4. Удовлетворенность учащихся, педагогов, родителей жизнедеятельностью школы 1. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе

2. Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией, условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе

3. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка, его положением в школьном коллективе

Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью"

Методика Е.Н. Степанова "Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении"

Методика Е.Н. Степанова "Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения"

5. Диагностика безопасности и здоровосберегающих качеств образовательной среды школы Психофизическое благополучие, комфортность участников УВП Методика И.А. Баевой

"Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы"

6. Динамика количества и качества проведенных мероприятий по здоровосбережению Система воспитательной работы Анализ УВП, самоанализы и анализы воспитательных мероприятий, отзывы, пожелания

Возможные риски и пути их минимизации

При реализации данной программы возможны педагогические и управленческие риски:

1. Тщательность проработки эксперимента (необходим научный руководитель, назначение ответственного по школе за реализацию данной программы для ведения документации, анализа, корректировки, мониторинга, выбор классного руководителя 5 класса и 1 класса из числа опытных педагогов)

2. Проблемы в ускоренном освоении и обновлении работы педагогического коллектива в новом русле, трудности в перестройке сложившихся систем работы педагогов (планирование методической работы в контексте вопросов программы, организация творческих групп педагогов по работе над программой малыми порциями, для предотвращения негативизма и повышенной нагрузки на педагогических работников; организация текущего, промежуточного и итогового контроля за реализацией программы)

3. Работа педагогов и других членов школьного сообщества на добровольном начале и безвозмездно на решении программных задач (по возможности мотивировать и стимулировать педагогов не материальными ресурсами из-за отсутствия премиального фонда оплаты труда, поощрять детей, родителей, партнеров грамотами, благодарственными письмами, статьи в СМИ..)

4. Отрицательных последствий экспериментальной работы не выявлено.

Возможности экстраполяции результатов программы в массовую практику

Программа "Школа - территория здоровья" объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей, учителей, что выходит за рамки только физического воспитания. Направленная на изменение среды образовательного учреждения, она охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены, туризма, закаливания, борьбы с вредными привычками, досуга. Значительную роль в реализации программы играет семья ребенка и ближнее окружение. Данная экспериментальная программа универсальна - вся или ее компоненты деятельности могут быть перенесены в любое другое образовательное учреждение и быть полезны в новых условиях , особенно при реализации проектов развития образовательных учреждений в рамках инициативы "Наша новая школа" по направлению "сохранение и укрепление здоровья школьников",т.к. здоровье школьника - центральная задача государственной образовательной инициативы "Наша новая школа".

Финансирование экспериментальной программы:

Большая часть работы по проектированию и реализации программы проводится инициативной группой, педагогическим коллективом на добровольной и безвозмездной основе, в основное рабочее время. По мере возможности будет использоваться премиальный фонд для стимулирования и повышения мотивации педагогов.

Обновление здоровосберегающей образовательной среды школы будет осуществляться по мере возможности и поступления средств на счет школы. Частично возможно получение средств, для реализации разработки, фандрайзингом - спонсорской и добровольческой помощью сообщества школе, а так же участием в конкурсах и получением грантов.

Приложение 1

Приложение 2