Художественно-педагогическая идея:
Настоящее искусство никогда
не довольствуется лишь самим собой;
оно не есть для себя самоцель,
ибо цель звуков - произведение,
цель - произведения - музыка,
цель - музыки - духовность.
И подлинный предмет,
и субъект искусства - Человек.
А.Шнитке.
Цель урока:
- Восприятие и осознание школьниками музыки как образного воплощения общечеловеческих ценностей, социально-духовного опыта поколений.
Задачи:
- Закрепить знания о синтезе жанров музыки (Рок-опера);
- Развивать эмоционально-осознанное восприятие музыки.
- Воспитывать способность видеть красоту силы духа и силы любви, умение сострадать, сочувствовать.
Музыкальный материал:
- Э. Л. Уэббер "Иисус Христос - суперзвезда".
- Ария "Моление о чаше" (на английском и русском языках)
- К.Кельми "Замыкая круг".
Художественный материал:
- И.Крамской "Христос в пустыне".
- Н. Ге "Христос и Пилат".
- Дионисий "Распятие".
- Л.Да Винчи "Тайная вечеря".
- Слайдовая презентация урока.
План урока:
Этапы урока | ||
1 | Создание проблемно-поисковой ситуации | 4.00 |
2 | Слушание Арии Иисуса в Гефсиманском саду на английском языке. | 5.20 |
3 | Обсуждение музыкального образа | 5.00 |
4 | Закрепление знаний о синтезе жанров в музыке | 4.00 |
5 | Слушание Арии Иисуса в Гефсиманском саду на русском языке. | 5.20 |
6 | Анализ воплощения художественного образа Иисуса Христа в литературе, живописи, музыке. | 10.00 |
7 | Обсуждение позиции авторов рок-оперы. | 4.00 |
8 | Исполнение песни К.Кельми "Замыкая круг" | 4.00 |
9 | Рефлексия | 4.00 |
Ход урока
У: - Добрый день. Ребята, что у меня в руках?
Д: - Чаша.
У: - Что такое чаша, дайте определение этому предмету.
Д: - То, что можно заполнить, из чего можно пить и т.д.
У: - В словаре Ожегова сказано: "Чаша - сосуд для питья". (Слайд №2)
- Вспомните высказывания, где употребляется это слово. (После того, как дети привели свои примеры, предложить высказывания, перечисленные на слайде№3).
У:- Как вы понимаете перечисленные ниже высказывания?
Пить горькую чашу (испытывать несчастья).
Чаша терпения переполнена (невозможно больше терпеть).
Дом - полная чаша (в доме изобилие, всего много).
Испить смертную чашу (умереть).
Чаша весов склоняется в какую-либо сторону (принимается то или другое решение).
Учащиеся приходят к выводу, что в данных высказываниях чаша наполнена иным, жизненным содержанием.
- Вслушайтесь в музыку. Чем наполнена чаша этого человека?
Звучит "Ария Иисуса в Гефсиманском саду" (на английском языке). (Папка "Музыка") 5.20
У: - Каким представляется вам образ человека в музыке? (Человек страдает, на душе у него неспокойно, кажется, он кричит от отчаяния).
У: - Какая музыка прозвучала - легкая или серьезная?
Д: - Серьезная, в ней выражены сложные чувства.
У: - Как вы думаете, это музыка классическая или современная? К какому стилю её можно отнести?
Д: Скорее всего эта музыка была написана в наше время. По стилю прозвучавшее произведение можно отнести к рок-музыке.
У: - Вы правы. Прозвучал фрагмент рок - оперы.
- К какому направлению рок - музыки можно отнести появление этого жанра?
Д: Арт - рок или художественный рок.
У: - Не кажется ли вам странным такое сочетание? Рок - опера. Что может, по вашему мнению, объединить два столь различных направления в музыке? (Слайд №4).
Д: - Желание композиторов сделать доступным современному слушателю оперное искусство. Ведь опера - это музыкальный спектакль, развивающийся по своим законам. Несмотря на то, что опера появилась в 16 веке, она постоянно менялась, была разнообразной и комической и сатирической, и трагической. С пышными декорациями, и скромными костюмами на уличных подмостках. Не так давно мы слушали оперу "Риголетто", где шел рассказ о распутном, тщеславном, легкомысленном Герцоге и его окружении. А рок-музыка-это способ заявить о проблемах общества.
У: - Действительно, Рок стал способом выражения определенных настроений молодого поколения, его отношения к окружающей жизни и ее проблемам. В рок пришло немало ярких индивидуальностей, поэтически и музыкально одаренных людей. Их не могла удовлетворить только социальная актуальность при художественной несостоятельности. Они стремились найти в роке музыкальные возможности раскрытия содержания.
Поиск новых выразительных средств, привел музыкантов к пристальному вслушиванию в окружающий музыкальный мир, к творческому использованию завоеваний иных направлений прошлого и настоящего, в том числе и музыкальной классики. Особое место занимает связь с оперой. Ведь опера - театр, действо, а рок своей манерой исполнения, различными декоративно - световыми эффектами тяготеет к театру. Важнейшее качество рок - оперы - сквозное развитие, внутреннее единство музыки и драматического действия [4,58 с].
У: Сегодня на уроке прозвучал фрагмент рок - оперы "Иисус Христос - суперзвезда". Поставленная в 1971 году на Бродвее, она стала настоящей сенсацией нью-йоркского театрального сезона, обозначив в полной мере рождение нового жанра. (Слайд №5)
У: - Как вы думаете, кому из героев принадлежит эта ария?
Д: - Скорее всего, Иисусу Христу. В музыке слышен рассказ страдающего человека, музыка полна боли, отчаяния.
У: - Что вы знаете о жизни этого человека? Каким он вам представляется?
Д: - Это человек - сын Бога, который пришел на землю, чтобы спасти людей.
У: Давайте послушаем еще раз сцену "Моление о чаше". Вслушайтесь, какими чувствами и мыслями наполнена ария Христа? (Звучит Ария "Моление о чаше" на русском языке). (Папка "Музыка") 5.20.
У: - Какими чувствами она наполнена? Как построена ария Иисуса?
Д:- Вначале музыка звучит тихо, лирично, затем растет напряжение, доходящее порою до крика отчаяния, но затем все замирает и вновь звучит первоначальная мелодия. Но она полна уверенности, Иисус принял решение, и в музыке чувствуется эта уверенность, звучание становится более громким.
- К кому он обращается?
Д: - К Богу, к отцу. Христос спрашивает: "За что мне смерть?" Он не хочет умирать, но понимает, что ему предстоит выполнить то, что определено судьбой.
У: - Как вы думаете, ребята, о каких событиях рассказывается в этом произведении?
Д: - О последних днях жизни Иисуса Христа.
У: - Сколько лет было Иисусу, когда произошли эти события?
Д: - 33 года. Он был молодым, полным сил человеком, возможно, поэтому умирать ему не хотелось.
У: - В основу произведения авторы положили сюжет из Евангелия, рассказывающий о семи последних днях жизни Христа.
Драма Иисуса, идущего на пытки и казнь во имя счастья людей, предательство Иуды, отречение любимого ученика - Петра, фигура Пилата - римского наместника Иудеи, вершащего несправедливый суд, толпа, отвергающая своего пророка и обрекающая его на гибель. Все эти события и образы евангельского предания, наполненные высоким трагизмом, глубоким человеческим смыслом, издавна привлекали и до сегодняшнего дня привлекают к себе внимание композиторов, художников, писателей [4. 61с].
У: - Посмотрите внимательно. Какой картине созвучна музыка? (Слайд №6)
- Анализируя художественное воплощение образа Христа в музыке, живописи, библии. Ребята приходят к мысли, что картина И. Крамского "Христос в пустыне" более созвучна музыке. (Слайд №7)
Глубоко одинокий, сидящий на фоне пустынного, каменистого пейзажа, прибывающий в тяжком раздумье, Христос - воспринимается, как символ готовности принести себя в жертву во имя высшей цели.
У: - Создатели оперы, (Слайд №8) были очень молоды (композитору Ллойду Веберу -23года, автору либретто Тиму Райсу - 26).
- Как вы думаете, почему в средине 20 века, в век стремительного технического прогресса, космических технологий, научных открытий, совсем молодые люди обратились к этой теме?
Д: - Находили в христианских молитвах идеал чистоты, бескорыстия и братской любви. Путь к духовному обновлению общества, погрязшего в алчности, корысти и эгоизм. (Слайд №9).
Сами авторы так прокомментировали свою позицию в американской газете "Таймс":
"Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, но как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте - говорил Тим Райс в интервью Time. Наша задача - рассказать историю Иисуса-человека. Думаю, под таким углом зрения величие его лишь возрастает" [11].
Прошло 40 лет со дня создания рок - оперы "Иисус Христос - суперзвезда", но и сегодня это произведение остается востребованным слушателями. Почему и сегодня мы обращаемся к образу Иисуса Христа? Изменилось ли ваше представление об этом человеке?
Исполнение песни К. Кельми "Замыкая круг".
Замыкая круг.
1.
Вот одна из тех историй, о которых люди спорят
И не день ни два, а много лет.
Началась она так просто.
Не с ответов, а с вопросов.
До сих пор на них ответа нет.
Почему стремятся к свету все растения на свете?
Отчего к морям спешит река?
Как мы в этот мир приходим?
В чем секрет простых мелодий?
Нам хотелось знать наверняка.
Припев:
Замыкая круг, ты назад посмотришь вдруг,
Там увидишь в окнах свет, сияющий нам вслед.
Пусть идут дожди, прошлых бед от них не жди.
Камни пройденных дорог, сумел пробить росток.
2.
Если солнце на ладони, если сердце в звуках тонет,
Ты потерян для обычных дней.
Для тебя сияет полночь, и звезда спешит на помощь,
Возвращая в дом к тебе друзей.
Свой мотив у каждой песни, свой мотив у каждой птицы.
Свой мотив у неба и земли.
Пусть стирает время лица, нас простая мысль утешит.
Мы услышать музыку смогли.
У: Взяв в руки чашу, учитель обращается к учащимся:
- Если эта чаша, жизнь каждого из вас, чем наполнилась она после нашего сегодняшнего урока? Поделитесь своими впечатлениями.
Список литературы и интернет ресурсов.
- Гаврилов А. Что такое рок? //Музыка и ты №8, 1989.
- Закирова Г.Я. Современные музыкальные жанры. //Музыка в школе №1,2005.
- Кольцова О.М. Рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда". //Музыка в школе №3, 2004.
- Коновалов И. У истоков рок-оперы. // Музыка и ты №3, 1990.
- Орлова Е. В. К проблеме взаимоотношений восточных и западных художественных традиций в музыке XX века. //Музыка в школе №6, 2004.
- Прокошин Ю.С. Американская опера 80-х годов XX века. //Музыка в школе №3, 2004.
- Райгородский Б.Д. Что может музыка. //Музыка в школе №4, 2004.
- Энциклопедия "Искусство". М.: Аванта, 2001. том 7, часть 3.
- CD "Кирилл и Мифодий"
- CD "Sonata"
- http://ru.wikipedia.org/wiki/