Основные вопросы организации работы кружка по русскому языку в 5–8-х классах

Разделы: Внеклассная работа


Среди разнообразных форм внеклассной работы по русскому языку кружок занимает определенное положение. В звене 5-8 классов эту форму внеклассной работы можно считать центральной.

За долгий период существования школьных лингвистических кружков уточнялись многие вопросы методики, накопился интересный опыт.

Лингвистические кружки могут быть разных типов: кружок начального типа (например, кружок занимательной грамматики), тематические кружки (все занятия в них подчинены определенной теме).

Вопрос о содержании кружковой работы является достаточно сложным. В связи с тем, что деятельность этой формы внеклассной работы рассчитывается как правило, на целый учебный год, перед учителем возникают разные проблемы: чем будут заниматься ученики, должны ли занятия подчиняться одной теме или допускается разнообразие тематики, какой должна быть связь с обязательной программой.

Занятия кружка, проводимые в определенной последовательности, предполагающие нацеленность и завершенность работы, требуют непременного планирования. В плане работы кружка обычно указывается последовательность тем, примерные формы и методы работы по каждой из них, виды самостоятельных заданий учащимся на период между занятиями кружка.

Вот, например, как может выглядеть план работы кружка для учащихся 8 класса, занимающегося заимствованными словами в русском языке (название темы для учеников - "Иноплеменные слова", "Слова - пришельцы"):

Смотри приложение 1.

Воспитательное значение занятий учащихся в лингвистическом кружке велико. Активное участие школьников в работе помогает им применять на практике те знания, которыми вооружает кружок, совершенствовать навыки связной речи, убеждает школьников в практической значимости их деятельности и, самое главное, в том, что учиться русскому языку интересно.