Цели урока: расширение словарного запаса и развитие речевых навыков учащихся.
Задачи урока:
-
углубить понятия фразеологизма и крылатого
выражения;
- развить коммуникативных навыков и навыки самостоятельной работы с разными источниками информации;
- совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки;
- воспитать интерес и уважение к родному языку;
- повысить уровень информационной культуры.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран.
Наглядная презентация PowerPoint из 28 слайдов.
Использования презентации в учебном процессе, это организационный и информационный стержень урока, который даёт экономию времени и возможность самообучения и самооценки обучающихся в условиях интерактивного взаимодействия ученик–компьютер–учитель; презентация повышает эмоциональное восприятие и способствует высокому уровню мотивации к усвоению знаний.
Структура презентации и её применение:
№ | Тема и содержание слайда |
1 | Титульный лист. |
2 | Кто жители? Кто гости? |
3 | Наш маршрут на карте |
4 | Пещера архаизмов. Выборочный диктант (устаревшие слова) |
5 | Иллюстрации: горница |
6 | Кроссворд: архаизмы |
7 | Проверь себя: таблица с ответами |
8 | Устаревшие слова. Задание 1. |
9 | Устаревшие слова. Задание 2. |
10 | Вперёд и вверх! Пик неологизмов. |
11 | Конкурс эрудитов: толкование неологизмов |
12 | Конкурс эрудитов: вписать неологизмы в кроссворд |
13 | Город крылатых выражений: Дело в шляпе |
14 | Выбираем, куда пойти |
15 | Я поведу тебя в музей…(речь экскурсовода об экспонатах – фразеологизмах |
16 | В зоопарке: почему мы так говорим? |
17 | Встреча на площади Фразеологизмов |
18 | Школа: уроки-игры (расписание на сегодня) |
19 | Урок 1. Игра “Редактор” |
20 | Урок 2. Игра “Переводчик” |
21 | Большая перемена. Игра “Найди пару” |
22 | Большая перемена. Проверьте пословицы |
23 | Урок 3. Игра “Следствие ведут знатоки” |
24 | Маленькая переменка: отгадай загадки… |
25 | Отгадки на загадки: проверь написание |
26 | Урок 4. Физкультура для слов |
27 | Игра прощальная: дело табак |
28 | Справочное бюро “Скорая помощь!” |
ХОД УРОКА
1. Вступление.
Сегодня мы путешествуем по хорошо знакомой вам стране: Лексика и Фразеология (слайд 1). Как вы думаете, кто её жители? (проверка ответов – по щелчку мыши) Слова, крылатые выражения, фразеологизмы (слайд 2). Они “живут” в городах и отдалённых районах, прячутся в глубоких пещерах и поселяются на высоких вершинах гор. Итак, наш маршрут: пещера Архаизмов, пик Неологизмов и экскурсия в столицу страны – Город Крылатых Выражений (слайд 3).В путь! Этот путь для всех один, но впереди вас ждут испытания – вот тогда и поделим задания. У тех, кто справится, золотой жетон появится.
2. Путешествие-игра.
ПЕЩЕРА АРХАИЗМОВ. Мы у входа. И в неё тот войдёт, кто все древние слова найдёт: А) Выборочный диктант: записать из звучащего текста только устаревшие слова. (Слайд 5) Как вы их понимаете? (Слайды 4-7)
Текст |
Архаизмы |
Савельич дёргал меня за руку, говоря: “Выходи, сударь, приехали” – Куда приехали? – спросил я, протирая глаза. – На постоялый двор. Я вышел из кибитки... хозяин ввёл меня в горницу, тесную, но довольно чистую; лучина освещала её… – Где же вожатый? – спросил я у Савельича. – Здесь, ваше благородие, – отвечал мне голос сверху. Я взглянул на полати и увидел чёрную бороду и два сверкающие глаза. “Что, брат, прозяб?” – “Как не' прозябнуть в одном худеньком армяке! Был тулуп, да что греха таить? Заложил вечор у целовальника: мороз показался не велик. | Сударь Постоялый двор Кибитка Горница Лучина Вожатый Благородие Полати Армяк Целовальник |
Учитель: Почему вы выбрали эти слова? Каково их значение? Почему не все слова вы можете объяснить? Почему их ещё называют историзмами? Где же можно нам узнать, как их нужно понимать? Конечно, в словаре толковом… А ещё? … Можем всё найти на свете, если будем в Интернете… что ж, отправим в командировку двух ребят – пусть расскажут о словах, которые сегодня вышли из употребления и нуждаются в объяснении. Мы в пещере – здесь темно, трудно что-то разглядеть.
Только клеточки для букв – подбери-ка слово, друг, к каждому значению (слайд 8,9).
№1. Задание команде (рядам, группам и т.д.)
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ |
Впиши слово |
||||
1. Древнее название русских войск. | Р | А | Т | Ь | |
2. Походная воинская палатка в Древней Руси | Ш | А | Т | Ё | Р |
3. ГОЛОВНОЙ УБОР древнего воина | Ш | Л | Е | М | |
4. Длинная верёвка с подвижной петлёй на конце для ловли лошадей. | А | Р | К | А | Н |
№2. Задание.
А вот ещё рисунок крупный, чей-то образ очень смутный. Присмотрись – увидишь ты эти смутные черты? Запишите в столбик:
Ланиты - | Что это за слова? Подберите современные слова-синонимы к этим устаревшим словам. В каких текстах они встречаются? А когда мы пользуемся такими редкими словами? |
Чело - | |
Уста - | |
Очи - | |
Персты - |
Задание №3. Какие слова пропущены? Откуда эти строки?
Запишите примеры, вставляя подходящие по смыслу устаревшие слова:
Горят румянцем свежие… Старец нахмурил… Твоими бы… да мёд пить. Он поднял… указующий. Уныла пора!… очарованье!
Учитель.
Впереди – ПИК НЕОЛОГИЗМОВ (слайд 10, 11, 12). И его не просто взять – кроссворд придётся разгадать. Ну-ка дружно вместе взялись и наверх скорей поднялись!
Конкурс эрудитов (толкование неологизмов).
Кто больше неологизмов подберёт: впишите новые слова. Кто больше вспомнит неологизмов и быстрее доберётся до вершины?
Учитель (13, 14 слайды).
ГОРОД КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ И вот мы – в столице. Здесь есть чему дивиться. Только стража у ворот – тут не всякий-то пройдёт:
“Пароль?” – “В чём дело?” – “Дело в шляпе”. Объясните смысл выражения, его историю.
А теперь выбираем, куда пойти. В этом городе чего только нет: музей, зоопарк, школа, справочное бюро, знаменитая площадь Фразеологизмов! Всем повсюду не успеть. Разделимся на группы, одна направится в зоопарк, другая – в музей. Встретимся на Площади Фразеологизмов … через 3 минуты. Чтобы не опоздать, есть помощь скорая – добро пожаловать в Справочное бюро!
Самостоятельная работа в группах. (15, 16, 17 слайды). Задания:
1. “Я поведу тебя в музей…” Здесь хранятся: Ариаднина нить, Крокодиловы слёзы, Коломенская верста, Иерихонская труба, Долгий ящик… Приготовьте речь экскурсовода, отвечая на вопросы: Что обозначают эти фразеологизмы? Каково их происхождение?
2. В ЗООПАРКЕ вас ждут: Змея подколодная, Волк в овечьей шкуре, Козёл отпущения, Мокрая курица, Глухая тетеря, Красный петух, Белая ворона… Объяснить значение и привести примеры их употребления.
(По гиперссылкам переходят в справочное бюро и открывают нужную информацию из фразеологического словаря).
3. Встреча на площади Фразеологизмов: а) Проверка: отчёты рассказы о крылатых выражениях. Ответил – получай билет (карточку с фразеологизмом);
б) найти свою пару – фразеологизм-антоним. В школу парами идём, из школы знания берём.
4. Работа в парах. ШКОЛА (слайды 18-20). Уроки-игры. Расписание на сегодня:
|
Врач прописал больному уколы. Разбушевавшаяся метель засыпала дорожки. Водитель снова начал напряжённо вглядываться в темноту. Сторож укрылся от дождя под крышей дома. |
Урок 1. РЕДАКТОР. Цель: лясы точить (что это значит?).
Задание: кто быстрей заменит синонимами слова в предложении?
Урок 2. ПЕРЕВОДЧИК. Заменить иноязычные слова синонимами.
Предложения |
Синонимы |
Он пишет мемуары. | воспоминания |
При проверке было выявлено немало дефектов. | недостатки |
Ваши аргументы убедительны. | доказательства |
Все работали с энтузиазмом. | воодушевление |
Мы гордимся нашим голкипером. | вратарь |
• БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА (21,22 слайд): найди свою пару – составь пословицу.
Урок 3. Игра “Следствие ведут знатоки”.
ЗАДАЧА: узнай профессию, выпиши профессиональные слова из текста, укажи их значение. (Слайд 23). Чтоб знатоком быть, надобно уметь науку находить. На всё поможет дать ответ наш волшебник …Интернет! Наберёте код волшебный – и вас ждёт успех учебный!
Маленькая переменка. (Слайд 24,25). Загадки и отгадки Зачёт личный – результат отличный!
1 вариант. Отгадай загадки – напиши в тетрадке.
Он усатый, а не кот, возит в городе народ | троллейбус |
Он для множества квартир чудо-око в целый мир | телевизор |
Только номер набери – за три моря говори. | телефон |
Если жарко в кабинете, он подарит свежий ветер. | вентилятор |
Царство всякого лекарства – это.. | аптека |
По листочку каждый день рвут его, кому не лень. | календарь |
Урок 4. (Слайд 26). Физкультура для слов. Команда: по порядку становись! (Расположить синонимы в порядке нарастания признака)
- Свирепый, жёсткий, лютый, злой (враг), безжалостный, бессердечный.
- Оскорбительный, обидный, резкий, грубый, бестактный (поступок)
ПОКИДАЕМ СТОЛИЦУ. (Слайд 27,28). А у Ворот Города – стража требует пароль:
– В чём дело? – “Делу время – потехе час”. И он настал теперь для нас. Но прежде чем расстаться, нам нужно разобраться: где мы побывали? Что нового узнали?
Подведение итогов урока: подсчёт заработанных жетонов за успешную работу, правильные ответы – обсуждение самооценки, взаимооценки обучающихся и оценки учителя.
Литература и Интернет-ресурсы.
- Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой.– М., 2005.
- Введенская Л.А и др. Русское слово. Факультативный курс. Пособие для учащихся.– М.,2006.
- Люстрова З.Н. и др. Беседы о русском слове. – М., 2003
- “Фразеологический словарь
- http//gramma.ru – Культура письменной речи – Фразеологизмы. Крылатые выражения. – Словарь (выбор по гиперссылкам)