Путешествие по стране лексики и фразеологии. 5–8-е классы

Разделы: Русский язык


Цели урока: расширение словарного запаса и развитие речевых навыков учащихся.

Задачи урока:

  • углубить понятия фразеологизма и крылатого выражения;
  • развить коммуникативных навыков и навыки самостоятельной работы с разными источниками информации;
  • совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки;
  • воспитать интерес и уважение к родному языку;
  • повысить уровень информационной культуры.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран.

Наглядная презентация PowerPoint из 28 слайдов.

Использования презентации в учебном процессе, это организационный и информационный стержень урока, который даёт экономию времени и возможность самообучения и самооценки обучающихся в условиях интерактивного взаимодействия ученик–компьютер–учитель; презентация повышает эмоциональное восприятие и способствует высокому уровню мотивации к усвоению знаний.

Структура презентации и её применение:

Тема и содержание слайда
1 Титульный лист.
2 Кто жители? Кто гости?
3 Наш маршрут на карте
4 Пещера архаизмов. Выборочный диктант (устаревшие слова)
5 Иллюстрации: горница
6 Кроссворд: архаизмы
7 Проверь себя: таблица с ответами
8 Устаревшие слова. Задание 1.
9 Устаревшие слова. Задание 2.
10 Вперёд и вверх! Пик неологизмов.
11 Конкурс эрудитов: толкование неологизмов
12 Конкурс эрудитов: вписать неологизмы в кроссворд
13 Город крылатых выражений: Дело в шляпе
14 Выбираем, куда пойти
15 Я поведу тебя в музей…(речь экскурсовода об экспонатах – фразеологизмах
16 В зоопарке: почему мы так говорим?
17 Встреча на площади Фразеологизмов
18 Школа: уроки-игры (расписание на сегодня)
19 Урок 1. Игра “Редактор”
20 Урок 2. Игра “Переводчик”
21 Большая перемена. Игра “Найди пару”
22 Большая перемена. Проверьте пословицы
23 Урок 3. Игра “Следствие ведут знатоки”
24 Маленькая переменка: отгадай загадки…
25 Отгадки на загадки: проверь написание
26 Урок 4. Физкультура для слов
27 Игра прощальная: дело табак
28 Справочное бюро “Скорая помощь!”

ХОД УРОКА

1. Вступление.

Сегодня мы путешествуем по хорошо знакомой вам стране: Лексика и Фразеология (слайд 1). Как вы думаете, кто её жители? (проверка ответов – по щелчку мыши) Слова, крылатые выражения, фразеологизмы (слайд 2). Они “живут” в городах и отдалённых районах, прячутся в глубоких пещерах и поселяются на высоких вершинах гор. Итак, наш маршрут: пещера Архаизмов, пик Неологизмов и экскурсия в столицу страны – Город Крылатых Выражений (слайд 3).В путь! Этот путь для всех один, но впереди вас ждут испытания – вот тогда и поделим задания. У тех, кто справится, золотой жетон появится.

2. Путешествие-игра.

ПЕЩЕРА АРХАИЗМОВ. Мы у входа. И в неё тот войдёт, кто все древние слова найдёт: А) Выборочный диктант: записать из звучащего текста только устаревшие слова. (Слайд 5) Как вы их понимаете? (Слайды 4-7)

Текст

Архаизмы

Савельич дёргал меня за руку, говоря: “Выходи, сударь, приехали” – Куда приехали? – спросил я, протирая глаза. – На постоялый двор. Я вышел из кибитки... хозяин ввёл меня в горницу, тесную, но довольно чистую; лучина освещала её… – Где же вожатый? – спросил я у Савельича. – Здесь, ваше благородие, – отвечал мне голос сверху. Я взглянул на полати и увидел чёрную бороду и два сверкающие глаза. “Что, брат, прозяб?” – “Как не' прозябнуть в одном худеньком армяке! Был тулуп, да что греха таить? Заложил вечор у целовальника: мороз показался не велик. Сударь
Постоялый двор
Кибитка
Горница
Лучина
Вожатый
Благородие
Полати
Армяк
Целовальник

Учитель: Почему вы выбрали эти слова? Каково их значение? Почему не все слова вы можете объяснить? Почему их ещё называют историзмами? Где же можно нам узнать, как их нужно понимать? Конечно, в словаре толковом… А ещё? … Можем всё найти на свете, если будем в Интернете… что ж, отправим в командировку двух ребят – пусть расскажут о словах, которые сегодня вышли из употребления и нуждаются в объяснении. Мы в пещере – здесь темно, трудно что-то разглядеть.

Только клеточки для букв – подбери-ка слово, друг, к каждому значению (слайд 8,9).

№1. Задание команде (рядам, группам и т.д.)

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Впиши слово

1. Древнее название русских войск. Р А Т Ь  
2. Походная воинская палатка в Древней Руси Ш А Т Ё Р
3. ГОЛОВНОЙ УБОР древнего воина Ш Л Е М  
4. Длинная верёвка с подвижной петлёй на конце для ловли лошадей. А Р К А Н

№2. Задание.

А вот ещё рисунок крупный, чей-то образ очень смутный. Присмотрись – увидишь ты эти смутные черты? Запишите в столбик:

Ланиты - Что это за слова? Подберите современные слова-синонимы к этим устаревшим словам. В каких текстах они встречаются? А когда мы пользуемся такими редкими словами?
Чело -
Уста -
Очи -
Персты -

Задание №3. Какие слова пропущены? Откуда эти строки?

Запишите примеры, вставляя подходящие по смыслу устаревшие слова:

Горят румянцем свежие… Старец нахмурил… Твоими бы… да мёд пить. Он поднял… указующий. Уныла пора!… очарованье!

Учитель.

Впереди – ПИК НЕОЛОГИЗМОВ (слайд 10, 11, 12). И его не просто взять – кроссворд придётся разгадать. Ну-ка дружно вместе взялись и наверх скорей поднялись!

Конкурс эрудитов (толкование неологизмов).

Кто больше неологизмов подберёт: впишите новые слова. Кто больше вспомнит неологизмов и быстрее доберётся до вершины?

Учитель (13, 14 слайды).

ГОРОД КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ И вот мы – в столице. Здесь есть чему дивиться. Только стража у ворот – тут не всякий-то пройдёт:

“Пароль?” – “В чём дело?” – “Дело в шляпе”. Объясните смысл выражения, его историю.

А теперь выбираем, куда пойти. В этом городе чего только нет: музей, зоопарк, школа, справочное бюро, знаменитая площадь Фразеологизмов! Всем повсюду не успеть. Разделимся на группы, одна направится в зоопарк, другая – в музей. Встретимся на Площади Фразеологизмов … через 3 минуты. Чтобы не опоздать, есть помощь скорая – добро пожаловать в Справочное бюро!

Самостоятельная работа в группах. (15, 16, 17 слайды). Задания:

1. “Я поведу тебя в музей…” Здесь хранятся: Ариаднина нить, Крокодиловы слёзы, Коломенская верста, Иерихонская труба, Долгий ящик… Приготовьте речь экскурсовода, отвечая на вопросы: Что обозначают эти фразеологизмы? Каково их происхождение?

2. В ЗООПАРКЕ вас ждут: Змея подколодная, Волк в овечьей шкуре, Козёл отпущения, Мокрая курица, Глухая тетеря, Красный петух, Белая ворона… Объяснить значение и привести примеры их употребления.

(По гиперссылкам переходят в справочное бюро и открывают нужную информацию из фразеологического словаря).

3. Встреча на площади Фразеологизмов: а) Проверка: отчёты рассказы о крылатых выражениях. Ответил – получай билет (карточку с фразеологизмом);

б) найти свою пару – фразеологизм-антоним. В школу парами идём, из школы знания берём.

4. Работа в парах. ШКОЛА (слайды 18-20). Уроки-игры. Расписание на сегодня:

  • Доктор назначил пациенту инъекции.
  • Разъярённая вьюга замела тропинки.
  • Шофёр вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
  • Караульный спрятался от ливня под кровлей здания
Врач прописал больному уколы.
Разбушевавшаяся метель засыпала дорожки.
Водитель снова начал напряжённо вглядываться в темноту.
Сторож укрылся от дождя под крышей дома.

Урок 1. РЕДАКТОР. Цель: лясы точить (что это значит?).

Задание: кто быстрей заменит синонимами слова в предложении?

Урок 2. ПЕРЕВОДЧИК. Заменить иноязычные слова синонимами.

Предложения

Синонимы

Он пишет мемуары. воспоминания
При проверке было выявлено немало дефектов. недостатки
Ваши аргументы убедительны. доказательства
Все работали с энтузиазмом. воодушевление
Мы гордимся нашим голкипером. вратарь

• БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА (21,22 слайд): найди свою пару – составь пословицу.

Урок 3. Игра “Следствие ведут знатоки”.

ЗАДАЧА: узнай профессию, выпиши профессиональные слова из текста, укажи их значение. (Слайд 23). Чтоб знатоком быть, надобно уметь науку находить. На всё поможет дать ответ наш волшебник …Интернет! Наберёте код волшебный – и вас ждёт успех учебный!

Маленькая переменка. (Слайд 24,25). Загадки и отгадки Зачёт личный – результат отличный!

1 вариант. Отгадай загадки – напиши в тетрадке.

Он усатый, а не кот, возит в городе народ троллейбус
Он для множества квартир чудо-око в целый мир телевизор
Только номер набери – за три моря говори. телефон
Если жарко в кабинете, он подарит свежий ветер. вентилятор
Царство всякого лекарства – это.. аптека
По листочку каждый день рвут его, кому не лень. календарь

Урок 4. (Слайд 26). Физкультура для слов. Команда: по порядку становись! (Расположить синонимы в порядке нарастания признака)

  • Свирепый, жёсткий, лютый, злой (враг), безжалостный, бессердечный.
  • Оскорбительный, обидный, резкий, грубый, бестактный (поступок)

ПОКИДАЕМ СТОЛИЦУ. (Слайд 27,28). А у Ворот Города – стража требует пароль:

– В чём дело? – “Делу время – потехе час”. И он настал теперь для нас. Но прежде чем расстаться, нам нужно разобраться: где мы побывали? Что нового узнали?

Подведение итогов урока: подсчёт заработанных жетонов за успешную работу, правильные ответы – обсуждение самооценки, взаимооценки обучающихся и оценки учителя.

Литература и Интернет-ресурсы.

  • Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой.– М., 2005.
  • Введенская Л.А и др. Русское слово. Факультативный курс. Пособие для учащихся.– М.,2006.
  • Люстрова З.Н. и др. Беседы о русском слове. – М., 2003
  • “Фразеологический словарь
  • http//gramma.ru – Культура письменной речи – Фразеологизмы. Крылатые выражения. – Словарь (выбор по гиперссылкам)

Презентация