Весь режим специальной коррекционной школы-интерната № 25 VI вида усилиями учителей и медицинского персонала направлен на то, чтобы помочь детям, несмотря на дефекты опорно-двигательного аппарата, овладеть теми умениями и навыками, которые необходимы им в повседневной жизни. С помощью разнообразных средств физического воспитания у учащихся формируется та основа естественных видов двигательных действий, которая помогает свободно управлять двигательными актами, входящими в учебные и трудовые операции.
На уроках, которые посещают все дети, независимо от диагноза заболевания обучаю коррекции патологических состояний, специально подобранными физическими упражнениями, которые учитывают возрастные особенности и состояние двигательной сферы учащихся.
В целях направленного развития физических качеств у детей с ограниченными двигательными возможностями использую следующие методы:
- для развития мышечной силы - методы максимальных усилий, повторных усилий, динамических усилий.
- для развития скоростных качеств (быстроты) - повторный, соревновательный, игровой, вариативный (контрастный), сенсорный методы.
- для развития выносливости - равномерный, переменный, повторный, соревновательный, игровой методы.
Применяя методику развития выносливости, силовых и скоростных качеств инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, опираюсь на диагностику их здоровья и функционального состояния, оптимальные и доступные режимы тренировочной нагрузки (длительность и интенсивность упражнений, продолжительность и характер отдыха, объем физических упражнений в одном занятии, целесообразность их чередования, факторы утомления и восстановления работоспособности), учет медицинских противопоказаний и контроль за динамикой функционального, физического, психического состояния.
* Для развития гибкости применяю следующие методические приемы: динамические активные и пассивные упражнения, статические упражнения и комбинированные упражнения. Все они направлены на обеспечение необходимой амплитуды движений, а также восстановление утраченной подвижности в суставах в результате заболеваний, травм и т.п. Упражнения на растягивание направлены на соединительные ткани - сухожилия, фасции, связки, поскольку именно они препятствуют развитию гибкости, не обладая свойством расслабления.
* Для развития координационных способностей, использую широкий круг методических приемов, направленных на коррекцию и совершенствование согласованности движений отдельных звеньев тела, дифференциации усилий, пространства и времени, расслабления, равновесия, мелкой моторики, ритмичности движений.
* Для их коррекции и развития координационных способностей использую следующие методические приемы:
- элементы новизны в изучаемом физическом упражнении (изменение исходного положения, направления, темпа, усилий, скорости, амплитуды, привычных условий);
- симметричные и асимметричные движения;
- релаксационные упражнения, смена напряжения и расслабления мышц;
- упражнения на реагирующую способность (сигналы разной модальности на слуховой и зрительный аппарат);
- упражнения на раздражение вестибулярного аппарата (повороты, наклоны, вращения, внезапные остановки);
- воспроизведение заданного ритма движений (под музыку, голос, хлопки, свист и т.п.);
- упражнения на мелкую моторику кисти (жонглирование предметами, пальчиковая гимнастика);
- парные и групповые упражнения.
Эффективным методом комплексного развития физических качеств, координационных способностей, эмоционально-волевой и психической сферы детей с ограниченными возможностями является игровой метод. Игра как забава, развлечение свойственна во все возрастные периоды жизни, она удовлетворяет естественные потребности человека в эмоциональном досуге, движении, общении и является способом самовыражения.
Естественно, что в группах с разными видами нарушений содержание игровой деятельности неодинаково и лимитируется моторной мобильностью, двигательным опытом, физическими возможностями, возрастом. Используя эмоциональную основу игры, я успешно решаю коррекционно-развивающие задачи.
Игровая деятельность для детей с нарушениями в развитии не только развлечение, но и способ увеличения двигательной активности, стимулятор развития телесных, психических, интеллектуальных возможностей.
На основе этого создаётся определённый положительный фон для формирования двигательных навыков. Разнообразные подготовительные упражнения и постепенное увеличение их сложности позволяет учащимся накопить большое кол-во двигательных умений, благодаря чему развивается способность координировать и запоминать структуру движений. Так как детям с ДЦП трудно удерживать голову в среднем положении и одновременно сохранять равновесие, даю упражнение: стоя у опоры, выполнить маховые движения ногами. Такие упражнения выполняются индивидуально - групповым методом и оказываю помощь детям с тяжёлой патологией.
Использую ходьбу с опорой на стопы и ладони, с разгибанием головы, подпрыгивание с поворотом. Для коррекции походки применяю ходьбу по кругу, ходьбу в сочетании с бегом, прыжки на месте, прыжки с мячом.
В связи с частыми падениями, обращаю внимание на организацию мест занятий и страховку. Вначале эти упражнения дети выполняют на гимнастических матах, на гимнастической скамейке. Очень любят учащиеся игры с остановкой: "ни шагу дальше", "совушка - сова", "класс, смирно". Закрепляю корригированные движения в усложнённых движениях - ходьба боком, приставными шагами с огибанием различных предметов, бег с поворотом головы влево - вправо. Чтобы закрепить усвоение ранее изученных движений, повторяю их перед началом обучения новым движениям обязательно.
При обогащении двигательной деятельности детей с ДЦП, даю новые более сложные по координации - ходьба с частыми изменениями направлений, ходьба спиной со зрительным контролем через плечо, подпрыгивание на одной ноге. Всё время моё внимание направлено на формирование правильного положения головы. Так же обучаю расслаблению мышц. Сначала в положении сидя на гимнастической скамейке или стоя друг за другом, поднимаем руки в стороны и, слегка наклонившись вперёд, расслаблено, бросаем вниз. Дети любят образные движения - "цветы тянутся к солнцу - цветы завяли".
Особенно обращаю внимание на момент расслабления мышц шеи, надплечий и грудных мышц, которые часто и длительно бывают напряжены у детей с ДЦП. Для расслабления мышц ног - свободно покачиваем ногами и стряхиваем воду с ноги. Дети с ДЦП с трудом осваивают расслабление, и для них это довольно трудное задание - поэтому разучиваю индивидуально, показываю, какие руки бывают у деревянной куклы, а как можно сделать их мягкими. Детям с ДЦП трудно выполнять движения, требующие скоординированной работы всех четырёх конечностей, особенно прыжковых.
Рекомендую им выполнять имитационные движения- "карлики и великаны", "полет аиста", "дровосек, "косарь", "молодой лыжник" и т.д. Сложные по координации движения дети выполняют одновременно со мной, разучиваю эти движения в медленном темпе и, затрачиваю на занятии не более десяти минут. Использую игры: "слушай сигнал", "волк во рву", "два мороза", "запрещённое движение".
У детей с ДЦП в связи с ослабленностью мышц нижних конечностей, недостаточно сформирован свод стопы и часто бывают другие деформации, нет переката стопы, нет структуры движения ходьбы. Наряду с ношением специальной обуви, а дети на занятиях АФК бывают в ортопедической обуви, обязательно включаю упражнения для развития свода стопы - опора стопой на качающуюся плоскость, опора на набивной мяч, деревянный цилиндр, гимнастическую палку, канат.
Игра с ходьбой через препятствия "но кочкам, по пенечкам" очень хорошо принимается детьми; лазание по гимнастической лестнице в игре "обезьяны", развивают подвижность в стопе, формируют навыки прямостояния и ходьбы. Учащиеся специальных школ часто боятся высоты, поэтому я последовательно воспитываю у них умение преодолевать чувство страха, для чего использую игры "лиса и куры, "салки от земли", "вороны и воробьи" и т.д.
Воспитание и закрепление правильной осанки у учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, заключается в обучении их принимать рациональное положение тела в жизненно- необходимых позах и движениях.
Я уделяю особое внимание развитию и профилактике возникновения кругло-вогнутой спины и коррекции этого дефекта. Считаю, что выгибание верхне-грудного отдела, вытягивание позвоночника в смешанных висах, ползанье, перекатывание на грудь, на спину, выполнять упражнения: "рыбка", "кот разгибает спину" - дети любят.
Упражнения занимают особое место в физическом воспитании. Я включаю их в каждое занятие, прежде всего как средство организации учащихся, игр, и других видов движений, использую построение для формирования умений у учащихся коллективно передвигаться, организованно действовать, применяю их при развитии пространственных ориентировок, при развитии чувства ритма, темпа.
Задаю детям вопросы: "Ты за кем стоишь?", "Кто за тобой?", "Назови соседа". Даю задания - разбежаться по залу, и по сигналу построиться, помогают игры: "У ребят порядок строгий", "Найди соседа", "К своим флажкам".
Ходьба и бег, являясь жизненно необходимыми двигательными актами, для наших детей - это сложное циклическое движение. За простотой движений скрывается сложная скоординированная деятельность нервно-мышечного аппарата. Обучая правильной ходьбе и бегу, преследую цель восстановления двигательного нарушения, укрепляю сердечнососудистую систему, дыхательную систему и общее физическое развитие.
Для обучения темпу движений использую счет, хлопки, свисток.
Чтобы развить все формы двигательных возможностей, прежде всего, необходима двигательная активность, а она снижена у детей с проблемами здоровья. Работа по восстановлению двигательных функций ребенка чрезвычайно сложна и должна проводиться систематически и длительно, требующая терпения от ребенка и от того, кто с ним работает. Я занимаюсь коррекцией двигательных нарушений и воспитанием компенсаторных функций уже более 8 - ми лет. Планируя специальные задачи, использую методику К.А. Семёновой рекомендации института дефектологии, составляю индивидуальные комплексы, учитываю рекомендации школьного врача. Детей обследую два раза в год, в начале года, и по окончанию. Исследую функциональное состояние организма, наличие вторичных деформаций, способ передвижения, возможность самообслуживания. Результат обследования заношу в карту индивидуального развития, которую апробировала в течение длительного времени. Поэтапно выявляю изменения в функциональном состоянии общего развития мышц, по ним даю рекомендации родителям, так критерием эффективности воспитательной терапии служит переход от одного уровня двигательного развития к другому или улучшение возможностей движения в пределах уровня, какой был у ребёнка до занятий адаптивной физкультурой.
Результат коррекции движений подтверждает карта индивидуального функционального развития. Навыки движений, приобретенные на занятиях физкультурой, закрепляю во внеклассной работе, соревнованиях, олимпиадах, веселых стартах.
Руковожу работой МО учителей физкультуры. На заседаниях МО наработали методический материал по коррекции движений у детей с ДЦП, сколиоза, плоскостопием. МО работает под девизом "помоги себе сам". Итоги занятий с детьми два раза в год обсуждаем на медико-педагогических советах школы. Так по итогам 2010-2011 учебного года из 176 человек - 94 учащихся получили незначительное улучшение, 22 - хорошее улучшение, а 60 - без ухудшения состояния здоровья.